Константин Мзареулов - Варианты без выбора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Варианты без выбора"
Описание и краткое содержание "Варианты без выбора" читать бесплатно онлайн.
Возражений не прозвучало. Генералы, хоть и не были уверены в успехе "Морского Льва", не произнесли своих сомнений вслух. Ход мыслей у большинства командиров вермахта и кригсмарине был одинаков: фюреру виднее. И перед вторжением в Польшу, и перед нападением на Францию генералитет тоже не до конца доверял интуиции вождя и его гению, однако всякий раз авантюрные, почти бредовые планы Гитлера потрясающим, невероятным образом претворялись в жизнь, принося рейху блистательные победы. Поневоле складывалось фаталистичное подсознательное убеждение: фюрер не способен ошибаться.
5.
Как ни парадоксально, но с момента гитлеровского вторжения в Польшу основные усилия Адмиралтейства были нацелены отнюдь не на борьбу против немецкого флота. Пока тянулась "странная война", и англо-французские дивизии отсиживались в укрытиях "линии Мажино", в Лондоне лелеяли план головокружительных операций на Среднем Востоке: провести мощную эскадру через Босфор и Дарданеллы, потопить русские корабли в Черном море, а заодно разбомбить нефтяные предприятия в районе Баку и Грозного. Когда пал Париж, у Адмиралтейства появилась новая навязчивая идея - уничтожить французские линкоры, чтобы те не достались немцам.
В начале июня базировавшееся на Гибралтар соединение "Н" (авианосец, 3 линкора и легкие корабли) под командованием адмирала Соммервиля атаковало корабли недавнего союзника, бежавшие от немцев в алжирские порты Оран и Мерс-эль-Кабир. Из четырех французских линкоров сумел прорваться в Тулон лишь "Страсбург". Одновременно другой авианосец попытался уничтожить в Дакаре линкор "Ришелье", однако в цель попала только одна бомба. После этого Лондон заявил, что прекращает боевые действия против французского флота в портах Северной Африки. Исполнять свои обещания англичане, по обыкновению, не собирались.
В последний день августа, несмотря на острейшую угрозу немецкого десанта, Адмиралтейство отправило на юг дополнительные силы из метрополии. К 20 сентября соединение "М" вице-адмирала Каннингхэма сосредоточилось во Фритауне, но уже на следующее утро покинуло этот южноафриканский порт и на рассвете 23-го приблизилось к берегам Сенегала. Англичане еще не знали, что через два часа после выхода соединения "М" из Фритауна произошло другое событие: итальянский флот, покинув гавань Неаполя, двинулся на запад, к Гибралтару.
Весь день 23 сентября Каншнгхэм маневрировал вокруг Дакара, пытался высадить десант, предъявлял французам ультиматумы. По причине густого тумана, огня открывать не стали, отложив боевые действия на завтра. Внезапное прекращение радиосвязи со штабом флота в Гибралтаре никого не встревожило - на войне всякое случается.
Между тем, в Гибралтаре дела обстояли хуже некуда. За три часа до обрыва связи в порт проникла группа людей-торпед, боевых подводных пловцов итальянского флота, возглавляемых князем Валерио Боргезе. Итальянские диверсанты беспрепятственно прицепили мощную магнитную мину к днищу стоявшего у северного мола Гибралтарской гавани английского транспорта "Сен-Мартин", в трюмах которого покоились шесть тысяч тонн боеприпасов. Мина сработала в сумерках, когда итальянская эскадра приблизилась к крепости на тридцать миль. Ударная волна чудовищного взрыва, просочившись сквозь десятки метров скальных пород, вовлекла в детонацию содержимое артиллерийских погребов Гибралтара. За считанные секунды взлетели на воздух десятки тысяч тонн взрывчатки, и скала раскололась извержением рукотворного вулкана.
А ровно в полночь мимо мыса Европа, над которым недавно возвышалась могущественнейшая крепость, спокойно проследовали итальянские корабля - 4 линкора и 6 тяжелых крейсеров, взявшие курс на север. Адмирал Кампиони спешил на подмогу гросс-адмиралу Редеру.
Наутро, когда возле Дакара рассеялся туман, английские линкоры заняли огневые позиции, но и сами тут же попали под сосредоточеннный обстрел французских кораблей и береговой артиллерия.
Вскоре после начала канонады четырехорудийные башни линкора "Ришелье" влепили несколько тяжелых снарядов в английский линкор "Бархэм", кроме того защитники базы сбили несколько бомбардировщиков-торпедоносцев, взлетевших с авианосца "Арк Ройял". Затем французская подлодка "Бевезиерс" поразила торпедами линкор "Резолюшн". От огня англичан погибла французская субмарина, а также был сильно поврежден лидер "Одейшес", который горел почти сутки, после чего все-таки затонул. На попавшем под залпы английских линкоров "Ришелье" взорвалась одна из башен главного калибра, но часть орудий продолжала стрелять.
К полудню Каннигхэм снова принялся маневрировать, отвел свое потрепанное соединение к западу, готовясь к повторной атаке. В это время на горизонте показался силуэт эсминца, чуть позже на мачте этого кораблика разглядели британский флаг. Наконец-то кружным путем - через Америку и Южную Африку - соединение "М" получило два страшных известия: о взрыве Гибралтара и о начале вторжения на Британские острова.
6.
В ночь на 24 сентября 1940 года из Фонтебло, где располагался штаб генерал-фельдмаршала Герта фон Рундштедта, был передан условный сигнал всем частям и соединениям группы армий "А". Началась погрузка войск первой волны на десантно-переправочные средства. Первыми приступили к выполнению поставленных задач флот и авиация.
Чудовищная мощь трех воздушных флотов обрушилась на оборонительные сооружения Великобритании, на прибрежные авиабазы, на корабельные стоянки в Ширнессе, Гарвиче, Портсмуте, в заливе Лайм и на полуострове Корнуолл. Одновременно корабли Редера приступили к тралению проходов в английских минных полях. Стремительно прокладывались "мостики", то есть огораживались минами фарватеры для движения десантных караванов. Крейсера "Адмирал Хиппер" и "Принц Ойген" прикрывали действия минных заградителей, запиравших эскадры английских эсминцев в базах Норской зоны.
Сразу после полуночи в окрестностях Дувра высадилась 7-я парашютная дивизия - 400 транспортных самолетов и 110 грузовых планеров перебросили через Канал 9300 солдат с легким вооружением, которые молниеносной атакой захватили Дувр, перебив застигнутый врасплох гарнизон. В 4.00 к причалам подошли крупнотоннажные транспорты, высадившие 5-й корпус 16-й армии. За два часа до рассвета 7-й корпус той же армии десантировался в сорока километрах западнее - на необорудованное побережье в районе Фолкстона. Каждый из понтонов, буксируемый легким катером, перевозил пехотный взвод, или танк, или пушку. Переправу поддерживали дальнобойные орудия, установленные на французском берегу Па-де-Кале. В те же часы батальоны 9-й армии захватили участки побережья между Портсмутом и Брайтоном, а два полка 6-й армии овладели плацдармом в заливе Лайм, в сотне миль южнее Брайтона.
Через 8 часов, со следующим приливом, корабли отошли, а их место заняли новые транспорты, доставившие вторую волну десанта. Поскольку связь была нарушена диверсантами и массированным налетом на Лондон, британское командование не имело полной картины происходящего и медлило с решением, а тем временем 5-й корпус нанес удар на север вдоль берега и очистил от английских войск важные портовые города Рамсгейт и Маргейт. Военно-морские базы на острове Ширнесс оказались под огнем полевой артиллерии. После взрыва склада боеприпасов, когда загорелись цистерны мазута, стоявшие здесь английские корабли попытались выйти в море, но все 6 эсминцев и 2 корвета погибли на минных полях и от огня восьмидюймовых орудий тяжелых крейсеров.
Только к 15.00 по Гринвичу, когда уже завершалась высадка войск третьей волны, Лондон кое-как разобрался в обстановке и направил на угрожаемые участки резервные дивизии. В вечерних сумерках авангарды установили огневой контакт с боевым охранением десанта и приступали к оборудованию позиций для намеченного на следующий день наступления. Тем временем начался очередной прилив, и на берег сошли новые подразделения и части. Выдвигавшиеся к местам сосредоточения английские полки подвергались непрерывным бомбардировкам и несли огромные урон в живой силе и технике.
В результате сражений первого дня потери вермахта составили: личного состава - 3200, танков - 48, самолетов - 187, а флот недосчитался 162 транспортных судна общим водоизмещением 84000 тонн. Потери Великобритании: 2700 убитых, 5000 пленных, 30 танков, 91 самолет, 8 эсминцев, 6 корветов. Получили повреждения от мин, бомб, торпед и артиллерийского огня крейсера "Девоншир" и "Caутгемптон", а также 5 эсминцев.
На второй день операции сказалась неудачная система дислокации британской армии. Крупная группировка - одна бронетанковая дивизия и 4 пехотные, развернутые на восточном побережье от устья Темзы и дальше к северу до залива Уош, оказались вне зоны боевых действий. Тем не менее, английское командование не решалось бросить эти войска на южные плацдармы десанта, опасаясь, что немцы наносят с юга лишь отвлекающий удар, а главные силы высадятся на востоке. Путаные, часто бестолковые распоряжения позволили сосредоточить против десанта едва ли четвертую часть войск, расположенных в Южной Англии. Против 6-й полевой армии удалось развернуть лишь одну дивизию, а 9-й армии противостояли две дивизии, поддержанные танковой бригадой - таких сил было недостаточно даже для сопротивления, не то что для разгрома десанта. Поэтому к вечеру королевские стрелки отступили, оставив немцам Брайтон.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Варианты без выбора"
Книги похожие на "Варианты без выбора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Мзареулов - Варианты без выбора"
Отзывы читателей о книге "Варианты без выбора", комментарии и мнения людей о произведении.