Владимир Муравьев - Святая дорога
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святая дорога"
Описание и краткое содержание "Святая дорога" читать бесплатно онлайн.
В 1808 году Шереметев продал дом Московской ремесленной управе, которая в 1820-е годы его перестроила. Управа также сдавала дом в аренду.
В январе 1835 года в нем снял квартиру и прожил почти год Николай Владимирович Станкевич - человек, без которого невозможно представить Москву тридцатых годов XIX века. Когда он поселился на Никольской, ему шел 22-й год, он только что окончил Московский университет со званием кандидата словесных наук и теперь, вступив, как он говорил, в "возраст деятельности", метался в поисках будущего своего пути. Его влекли история, философия, он думал о занятиях наукой, писал стихи, издал к тому времени историческую трагедию в стихах "Василий Шуйский", задумывался и об административной, служебной деятельности. Но все размышления Станкевича сводились к одному вопросу: как и чем он мог бы, исполняя свой долг, "служить человечеству".
В его раздумьях и мечтах (в письме к ближайшему другу Я.Неверову он признавался в это время: "Часто я, Бог знает как, расфантазируюсь о своих подвигах") размышления о прошлом России сливались с мыслями о современности. Работая вечерами, он прислушивался к доносящемуся с недалекой Красной площади бою часов на Спасской башне. Так родилось стихотворение:
Как часто, вечером, часов услыша бой,
О Кремль, с высот твоих священных,
Я трепещу средь помыслов надменных!
Невольным ужасом, мольбой
Исполнена душа, и мнится, надо мной
Витают тени незабвенных!
В своих поисках пути и мировоззрения Станкевич был не один. Вокруг него образовался дружеский кружок из молодых людей - его университетских товарищей, а также их родных и знакомых.
Этот кружок, существовавший всего около пяти лет, оставил заметный след в истории русской общественной и культурной жизни. Его посещали поэты И.П.Клюшников, В.И.Красов, А.В.Кольцов, В.Г.Белинский, тогда только начинавший свою деятельность критика, историки С.М.Строев и О.М.Бодянский, будущие публицисты К.С.Аксаков, В.П.Боткин, М.П.Катков и другие. Они называли друг друга братьями, и это действительно было духовное братство. Они были людьми разного социального положения: сам хозяин - сын богатого помещика, Белинский - сын лекаря, выгнанный из университета студент, существовавший на грошовые заработки, Боткин - наследник купцов-миллионеров, Бодянский - провинциальный попович. У каждого из них был свой жизненный опыт, свое понимание жизни, но всех объединяло сознание, что они принадлежат к одному народу, что у них одно Отечество и одинаково страстное желание благоденствия Отечеству и народу.
"Товарищество, общие интересы, взаимное влечение, - вспоминал ежесубботние собрания у Станкевича Константин Аксаков, - связывали между собою человек десять студентов. Если бы кто-нибудь заглянул вечером в низенькие небольшие комнаты, наполненные табачным дымом, тот бы увидел живую, разнообразную картину: в дыму гремели фортепианы, слышалось пение, раздавались громкие голоса; юные, бодрые лица виднелись со всех сторон; за фортепианами сидел молодой человек прекрасной наружности; темные, почти черные волосы опускались по вискам его, прекрасные, живые, умные глаза одушевляли его физиономию..." Станкевич был не только поэтом, но и хорошим музыкантом.
На субботах у Станкевича читали рефераты, обсуждали книги и журнальные статьи, декламировали стихи, звучала музыка.
Написанные тогда стихи поэтов кружка Станкевича воссоздают для нас душевную атмосферу кружка. Они, как все юношеские стихи, полны печали и картинного разочарования в непознанной еще жизни и одновременно - молодой силы и надежды. Вот, например, стихотворение К.С.Аксакова, написанное 13 сентября 1835 года. Характерно и значительно его название: "Думы".
Меня навещают угрюмые гостьи,
Тяжелые думы приходят ко мне,
Придут и обсядут - и трепет невольный
По членам и жилам моим пробежит...
О многом узнал, но ко многому только
Едва прикоснулся я слабым умом,
И то, что постигнул, волнует мне душу
И силится тщетно излиться в словах.
Но твердо я знаю, что день тот наступит,
Когда разрешится бессильный язык,
В устах заколеблется мощное слово,
И миру я тайны свои прореку.
В 1835 году, когда друзья встречались у Станкевича в доме на Никольской, В.Г.Белинский напечатал первую свою крупную статью "Литературные мечтания", которая открыла новую эпоху в русской литературной критике. В том же году Станкевич издал первую книгу стихотворений А.В.Кольцова. Позже А.И.Герцен писал в "Былом и думах": "Весьма может быть, что бедный прасол, теснимый родными, не отогретый никаким участием, ничьим признанием, изошел бы своими песнями в пустых степях заволжских, через которые он гонял свои гурты, и Россия не услышала бы этих чудных, кровно родных песен, если б на его пути не стоял Станкевич". На Никольской отбирались и переписывались стихотворения первого сборника Кольцова и отсюда были отправлены в типографию.
Для самого же Станкевича этот год стал важнейшей вехой в развитии его мировоззрения. Через споры, разномыслие, блуждания в философских системах и эстетических теориях он пришел к четкому осознанию характера своей "гражданской деятельности". Его программа заключала в себе две цели: распространение образования в народе и отмену крепостного права. Он считал, что просвещение ускорит падение крепостного права. "Надлежит желать избавления народа от крепостной зависимости и распространения в среде его умственного развития, - утверждал он. - Последняя мера сама собою вызовет и первую, а потому, кто любит Россию, тот прежде всего должен желать распространения в ней образования".
Станкевич умер молодым - в 27 лет, и в памяти современников и истории он остался воплощением, символом всего того, чем бывает прекрасна юность.
Рационалист и аналитик А.И.Герцен со своей логической и материалистической точки зрения определил историческую роль Станкевича: "Станкевич, умерший молодым... не сделал ничего, что вписывается в историю, и все же было бы неблагодарностью обойти его молчанием, когда заходит речь об умственном развитии России. Станкевич принадлежал к тем широким и привлекательным натурам, самое существование которых оказывает большое влияние на все, что их окружает".
В настоящее время в доме № 23 помещается Мосгорвоенкомат, и на нем обрывается историческая застройка Никольской. Обрывается, потому что до начала 1930-х годов улица здесь не кончалась, но продолжалась еще одним кварталом до Китайгородской стены. Здесь, на небольшом пространстве, оказались собраны замечательные памятники московской архитектуры, известные также и по событиям, с ними связанным.
Сейчас на их месте - чахлый треугольник сквера и торговые палатки. С помощью не так уж давних фотографий и старых гравюр мы можем восстановить прежний вид квартала у Никольских ворот.
По границам сквера с Лубянской площадью и Театральным проездом проходила Китайгородская стена, справа возвышалась Никольская башня, называвшаяся также Владимирской, и стояла церковь Владимирской Божией Матери, на левой стороне возвышалась над стеной большая часовня святого Пантелеймона.
Литография 1839 года по рисунку немецкого художника Эдуарда Гартнера "Церковь Владимирской Богоматери у Никольских ворот Китай-города" дает возможность рассмотреть эту небольшую церковь, построенную по желанию и на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной в 1691-1692 годах в стиле так называемого "нарышкинского барокко". На фоне суровой и мощной Китайгородской стены и одной из самых мощных башен Китай-города Никольской - церковь выглядит особенно изящной. Слева от нее, сквозь Проломные, то есть сделанные не при постройке, а позже "проломленные" в стене, ворота, видна широкая Лубянская площадь и дома на ней. Проломные ворота были устроены в 1820 году, до этого здесь проходила сплошная стена. Между церковью и стоящим справа домом расстилался церковный двор.
Напротив Владимирской церкви, на другой стороне улицы, стояла часовня Пантелеймона-целителя.
Пантелеймоновская часовня на Никольской была построена в 1881-1883 годах по проекту архитектора А.С.Каминского, проектировавшего, как было сказано, Третьяковский проезд. Традиционно часовни строились небольшими и скромными по убранству, но Пантелеймоновская часовня была задумана и построена как большой величественный храм. Она была приписана к Пантелеймоновскому монастырю, находившемуся на Афоне, и поэтому архитектор совершенно закономерно избрал при ее проектировании "византийский" стиль (конечно, в варианте московского модерна). Эта часовня-храм, красивая и светлая, легкий купол которой, вознесенный белой ротондой, сиял высоко в небе, царила над окрестными улицами и площадями.
Крупнейший специалист нашего времени по русской архитектуре модерна Евгения Ивановна Кириченко отмечает огромную градостроительную роль, которую играла Пантелеймоновская часовня. "В конце Никольской улицы неподалеку от древних сооружений - башни Китайгородской стены и церкви Владимирской Божией Матери - сооружается часовня Пантелеймона (А.С.Каминский), - пишет она. - Вместе с куполом бывшего Лубянского пассажа (И.И.Кондратенко) все эти здания создавали выразительную систему вертикалей, окаймлявшую Лубянскую площадь. В ее панораме и силуэте органично сосуществовали, перекликаясь, дополняя и вторя друг другу, вертикали разновременных сооружений".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святая дорога"
Книги похожие на "Святая дорога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Муравьев - Святая дорога"
Отзывы читателей о книге "Святая дорога", комментарии и мнения людей о произведении.