Владимир Муравьев - Истории московских улиц
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Истории московских улиц"
Описание и краткое содержание "Истории московских улиц" читать бесплатно онлайн.
Впоследствии в боковых проходах устроили лавки "для учинения книжной продажи".
Сначала на Печатном дворе печатали лишь духовные книги, при Петре I начали печатать и светскую литературу. В январе 1703 года здесь была напечатана первая русская газета - "Ведомости", среди выпущенных Печатным двором светских книг было и знаменитое руководство - "Приклады, како пишутся комплименты".
При Екатерине II к палатам вдоль Никольской улицы была сделана пристройка, в 1811 году Александр I подписал распоряжение о сносе обветшавшего здания, построенного при Михаиле Федоровиче, и постройке нового, что и было осуществлено в 1814 году.
В петровские времена Печатный двор стал называться Духовной типографией Святейшего Синода, впоследствии название, упростившись, преобразовалось в Синодальную типографию.
Здание Синодальной типографии, построенное в 1814 году архитектором И.Л. Мироновским, практически осталось до настоящего времени неизменным. Об этом свидетельствует описание "новейшего построения" типографии в "Обозрении Москвы" А.Ф. Малиновского, относящееся к середине 1810-х годов, то есть сделанное сразу после завершения строительства: "Теперь мы видим на том месте воздвигнутое здание готической архитектуры новейшего вкуса с порталом о четырех полуколоннах, испещренных лепною работою с капителями коринфического ордена и с пирамидами под карнизом. Во фронтоне изображен орел, а над готическою аркою, составляющую ворота, помещен по-прежнему лев с единорогом, держащие вензелевое имя царствующего созидателя. По сторонам арки, между окон верхнего и нижнего этажей, находятся двое солнечных часов, а над ними две надписи. На одной повторено прежнее изваяние о построении типографского дома царем Михаилом Федоровичем, а другая означает новую постройку оного в 1814 г." Совершенно очевидно, что Мироновский поставил перед собой задачу сохранить образ старинной постройки и вообще историческую память о Печатном дворе, и это ему удалось.
Новое здание Синодальной типографии у современников вызывало восхищение. "Вот главный фасад сего здания, - писал один из них, - поистине красивейшего не только на Никольской улице, но и по всей Москве... Посмотрите на одни ворота, и вы принуждены будете сознаться, что едва ли где есть подобное!"
Автор путеводителя конца XX века более скромен в своей оценке этого же здания: "Оно привлекает внимание своеобразной архитектурой в стиле русской готики, получившей некоторое развитие в конце ХVIII - начале XIX века".
Однако как художники XIX века, рисовавшие Никольскую улицу, так и в наше время фотографы, снимающие ее, чаще всего выбирают своим объектом Синодальную типографию. Она действительно выделяется среди окружающей застройки своей необычностью, декоративностью и яркостью покраски.
В послереволюционное время во внешнем облике здания произошли небольшие изменения: фасад Синодальной типографии лишился орла на фронтоне (вместо него - герб СССР) и "вензелевого имени" Александра I (вензель просто сбит).
Когда в конце XIX века проводили конкурс на памятник Ивану Федорову, один из конкурсантов предложил установить фигуру первопечатника не на улице или площади, а на кронштейне, прикрепленном к фасаду Синодальной типографии.
В 1920-е годы богатейшая библиотека и архив Синодальной типографии были переданы в государственные музеи и архивы; ее помещения заняты различными учреждениями, в том числе Центральным архивным управлением, при котором в 1930 году был открыт Институт архивоведения. Этот институт, называющийся сейчас Историко-архивным, занимает их до сих пор.
Время от времени у руководства института возникает идея организовать в одном из старинных помещений музей Ивана Федорова, но, к сожалению, осуществить эту идею никак не удается.
Здание Правильной палаты в 1870-е годы было отреставрировано, надстроено и декорировано в "русском стиле". Тогда же оно получило название "Теремок". "Теремок" сохранился и находится во внутреннем дворе Историко-архивного института.
Нельзя, идя по одной стороне улицы, не смотреть на другую, а поскольку наш рассказ касался левой стороны Никольской, теперь поговорим о правой.
Квартал от Ветошного переулка до Богоявленского начинается старинным, в основе своей допожарным (то есть построенным до пожара 1812 года), много раз переделанным и перестроенным зданием, сдававшимся в аренду под лавки. Затем идет щеголеватый, облицованный глазурованными плитками дом 6, построенный в 1910 году (архитектор Н.И.Благовещенский). Это здание предназначалось для конторских помещений.
На углу Богоявленского переулка - бросающийся в глаза странный среди плотной застройки улицы пустырь, на котором сейчас стоят торговые палатки и павильоны. Этот пустырь появился во время Великой Отечественной войны: на стоявший здесь трехэтажный дом в 1941 году рухнул сбитый немецкий бомбардировщик, дом был разрушен, позже его разобрали.
В переулке, за палатками, видно советское административное здание с дежурной казенной колоннадой. Строился дом для НКВД, еще при Берии.
За административным зданием виден собор Богоявленского монастыря. Раньше перед ним, на углу Никольской и Богоявленского переулка находилась часовня, принадлежавшая монастырю. Ее снесли в 1920-е годы.
Богоявленский монастырь, древнейший в Москве, был основан первым московским князем Даниилом Александровичем в конце XIII века. В ХV веке игуменом в нем был старший брат Сергия Радонежского Стефан. Нынешний собор построен в XVII-XVIII веках.
В очерке 1917 года "Улица просвещения старой Москвы", посвященном Никольской и помещенном в известном путеводителе "По Москве" издания Сабашниковых, автор (очерк анонимен, но, видимо, им является редактор путеводителя профессор Н.А.Гейнике) описывает вид на Богоявленский собор с Никольской:
"Выйдя со двора Никольского монастыря, мы увидим через улицу на углу тесного Богоявленского переулка и Никольской улицы, среди небольших строений, занятых магазинами, часовню, ушедшую на три ступени в землю, неширокий проход, далее колокольню и царящую над всем этим высокую, стройную церковь - это Богоявленский монастырь, что за Ветошным рядом...
За свое более чем 500-летнее существование монастырь много пережил. До нас не дошли его древнейшие постройки. Из пяти монастырских храмов самыми старыми по основанию являются: нижний, во имя Казанской иконы Божией Матери и над ним великолепный соборный храм во имя Богоявления Господня.
Храм этот - один из совершеннейших типов московского барокко. Он весь покрыт каменной "резью", так что, стоя на монастырском дворе и любуясь на это создание московских зодчих, получаешь впечатление, что все наличники над окнами и фронтоны как бы покрыты кружевной отделкой.
Это один из самых красивых храмов Китай-города; его изящный верх как бы царит над окружающими, по большей части заурядными зданиями".
После реставрации Богоявленский собор вновь "царит" над окружающими зданиями. Причем если прежде с ним могли соперничать, отвлекая внимание, другие церкви и колокольни Никольской, то сейчас они почти все снесены.
Богоявленский стал одним из первых московских соборов, в который была вселена советская организация. Этой организацией оказалась обосновавшаяся в монастыре в начале 1920-х годов Ассоциация художников революционной России - АХРР, ядро будущего Союза художников СССР.
"Я занял комнату, похожую на склеп, в трапезной церкви Богоявленского монастыря на Никольской улице, - рассказывает один из основателей АХРРа П.А.Радимов в книге воспоминаний "О родном и близком". - Рядом была большая комната, где три художника-ахрровца: я, Н.Котов и Карев, поставили свои холсты. В другой комнате в три аршина жил скульптор Сергеев, ему с женой тоже негде было приткнуться в Москве. За комнаты мы никому ничего не платили, помещение числилось за АХРРом... Здесь же проводились наши первые собрания и здесь же был клуб АХРРа. Через год это помещение пополнилось молодыми художниками-беспризорниками, и, поставив двадцать коек в ряд, мы прожили там четыре года.
В моей комнате никто жить не решался, были сырость и затхлый запах, шедший снизу из склепа, где лежали кости сына Меншикова и князя Голицына, министра просвещения при Александре I. Через церковную дверь была комната, где четыре года жил первопечатник Иван Федоров, а еще раньше, при Иване Калите, двадцать семь лет провел иноком митрополит Алексей, столп зачинавшегося великого Московского княжества.
За стеной моей комнаты была еще церковь, там совершалась служба; засыпая, я слушал распевы тропарей и кафизмы. В церкви были две скульптуры Гудона. На дверях трапезной мы повесили плакат: "Студия АХРРа". Рядом в комнате жил иеромонах отец Иван, большой, полный, одутловатый. Он ходил с ключами и сумрачным взглядом окидывал нас, художников, которые разогревали на железной печке чай, и иногда сибиряк Котов на мраморном полу неподражаемо изображал танец сибир-ского шамана. Впрочем, мы плясали в церкви не потому, что боролись с религиозными предрассудками, а потому, что на мраморном полу в большой комнате зимой нам было здорово холодно.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Истории московских улиц"
Книги похожие на "Истории московских улиц" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Муравьев - Истории московских улиц"
Отзывы читателей о книге "Истории московских улиц", комментарии и мнения людей о произведении.