Эдуард Иванян - История США

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История США"
Описание и краткое содержание "История США" читать бесплатно онлайн.
Эдуард Александрович Иванян - доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом Института США и Канады РАН, главный редактор журнала «США и Канада: экономика, политика и культура».
Впервые в отечественной учебной литературе прослежены основные закономерности и выявлены особенности исторического развития американского государства, начиная с появления первых людей в Северной Америке до начала XXI в. Подробно анализируются этапы становления американского общества, процессы модернизации его экономических, социальных и политических структур. Включены материалы о видных политических и общественных деятелях США. Дается подробная характеристика внешней политики США, рассматриваются проблемы американской культуры и др.
Пособие написано на основе анализа обширной отечественной и зарубежной научной литературы, с учетом последних теоретико-методологических исследований, современных подходов к изучению новой и новейшей истории зарубежных стран. Использован широкий круг источников: официальные документы, мемуарная литература, публикации в периодических изданиях, статистические материалы. Особое внимание уделяется законодательным актам.
Для студентов исторических факультетов университетов, педагогических вузов и институтов иностранных языков, где изучается курс истории зарубежных стран, а также для учащихся колледжей, лицеев и гимназий гуманитарного профиля в качестве учебного пособия по страноведению.
Параллельно с расширением аболиционистского движения в стране стало активизироваться и нейтивистское движение (от англ. native — родной, коренной). За 1846–1855 гг. в США прибыло 3 млн иммигрантов, прежде всего из Ирландии, Германии и скандинавских стран, привлеченных перспективами экономических возможностей Нового Света. Развивающаяся промышленность страны нуждалась в постоянном притоке рабочей силы, и на первых порах рост численности иммигрантов не только не вызывал опасений, но и был необходимым условием индустриального прогресса Соединенных Штатов. Однако количество осевших на постоянное местожительство иммигрантов в таких городах, как Нью-Йорк, Чикаго, Милуоки, Сент-Луис, превысило численность коренного населения, что не могло не вызвать естественных опасений перед лицом растущих экономической конкуренции и политической активности «пришельцев».
Участившиеся в 1840–1850 гг. экономические кризисы и осложняющаяся с каждым годом социальная обстановка в стране в целом и особенно в крупных промышленных городах требовали объяснения причин их возникновения. В лице «чужаков» американским обывателям был предложен «козел отпущения» — основная вина за обрушившиеся на страну политические, экономические и социальные проблемы была возложена на чужестранцев. В качестве своего основного объекта критики нейтивисты избрали ирландских и немецких католиков, тысячами прибывавших в США в 1830—1840-х гг., а также недавно ставших американскими гражданами мексиканцев из Техаса. Лозунгами этого движения, набиравшего силу в первую очередь на северо-восточном побережье, стали требования об ужесточении законов о натурализации, введении избирательного ценза грамотности, запрета на избрание католиков на выборные должности.
Выразителем этих требований стала созданная в 1835 г. в Филадельфии Нейтивистская американская партия (Native American Party). За ней последовали другие партии с аналогичными требованиями и программами, включая основанную в 1843 г. нью-йоркскую Американскую республиканскую партию, созданную в 1844 г. филадельфийскую Американскую республиканскую ассоциацию, а в 1845 г. и общенациональную Американскую республиканскую партию (American Republican Party). Этим партиям удалось провести своих кандидатов на шесть губернаторских постов и завоевать большинство мест в легислатурах девяти штатов, что позволило нейтивистам принять на местном уровне несколько законов, дискриминирующих «не-американцев». Распространение нейтивистского движения приводило к столкновениям между американскими протестантами и «пришлыми» католиками, нередко завершавшимся серьезным кровопролитием. Так, в 1844 г. в результате такого столкновения в Филадельфии были убиты 30 и ранены несколько сотен человек. Нейтивисты Запада выбрали в качестве объекта своих протестов китайских иммигрантов, преимущественно оседавших в Калифорнии.
В 1849 г. в Соединенных Штатах Америки возникло тайное объединение нейтивистов, которое получило название Партии «незнаек» (Know-Nothing Party).[124] В числе основных требований, изложенных в программе этой партии, фигурировали увеличение периода, требуемого для получения американского гражданства, с пяти лет до 21 года и запрещение католикам, а также уроженцам иностранных государств занимать государственные посты. Рабочие северных штатов опасались в гораздо большей степени стремления южан расширить ареал рабства, чем роста числа католиков-эмигрантов. Речь шла не о классовой солидарности или о неприятии ими рабства как социального института, а о том, что чернокожие невольники обеспечивали крайне дешевую или вовсе бесплатную рабочую силу, способную лишить белых рабочих надежд на получение работы, тем более достойно оплачиваемой. Северные политические деятели полагали, что, если рабство не будет запрещено федеральным законом, рабы вытеснят белого трудящегося из контингента рабочей силы. Аналогичную позицию занимали и американские нейтивисты, в среде которых оказалось немало сторонников сохранения рабства.
К 1855 г. Партии «незнаек» удалось установить контроль над законодательными собраниями Нью-Йорка и Массачусетса, стать влиятельной политической силой в легислатурах по меньшей мере еще восьми штатов Атлантического побережья, завоевать 90 мест в Палате представителей Конгресса США и стать второй по численности (после Демократической) политической партией страны. Единственным вопросом, по которому так и не удалось достичь консенсуса, был вопрос о рабстве: южные «незнайки» его поддерживали, а северные были его противниками. В 1855 г. тогда еще малоизвестный адвокат из Иллинойса Авраам Линкольн заявил: «Я не «незнайка». Да и как я могу им быть… Когда «незнайки» придут к власти, их лозунгом будет: «Все люди созданы равными, за исключением негров, иностранцев и католиков». Когда дело дойдет до этого, я предпочту эмигрировать в какую-либо страну, где не притворяются, что любят свободу — к примеру, в Россию, где деспотизм воспринимается в чистом виде, без примеси лицемерия».
Межпартийные и внутрипартийные распри не могли не обострить внутриполитическое положение в стране. В 1848 г. оформилась массовая фермерская Партия фрисойлеров (Free Soil Party).[125] Она не только призывала положить конец распространению рабства, но и требовала принятия федерального закона о гомстедах,[126] по которому всем лицам, готовым поселиться на государственных землях, были бы выделены небольшие фермы. Это предложение поддерживалось фермерами и некоторыми рабочими из восточных штатов, что, однако, не было свидетельством постепенного их втягивания в политическую борьбу, на которое позднее часто ссылались социалистическая пресса Соединенных Штатов и адепты революционной теории. Несмотря на то что к середине XIX в. в пролетарской среде широко распространились социалистические идеи, американские рабочие и первые национальные профсоюзы склонялись прежде всего к ведению экономической борьбы, требуя улучшения условий труда, но не ставя вопроса ни об изменении существующего строя, ни о создании пролетарского государства. Еще меньше оснований было говорить о политической борьбе американских фермеров, если не относить к таковой борьбу за землю.
Обострению внутриполитической ситуации в стране способствовало и то, что разногласия между демократами и вигами усугублялись. Демократами считали себя многие представители мелкого фермерства, жители небольших городов, преимущественно шотландского и ирландского происхождения, а также ирландские католики. К вигам примыкали более образованные слои населения — чиновники, промышленники, крупные фермеры, напуганные демократической риторикой банкиры и предприниматели, английские и немецкие протестанты, представители пресвитерианской, унитарианской и конгрегационалистской церквей, а также представители нарождающейся «рабочей аристократии», свободные негры и сторонники предоставления штатам широких прав. Демократы чаще оперировали понятиями «классовое противостояние», «борьба с засильем крупного капитала и растущими монополиями», тогда как виги подчеркивали необходимость союза между трудом и капиталом. Они рассматривали промышленное развитие страны как единственно разумный путь к росту национального благосостояния и повышению жизненного уровня населения.
Взгляды и позиции конфликтующих сторон активно муссировались на страницах многочисленных периодических изданий, все чаще ассоциировавшихся с конкретной политической партией или группировкой. 30—40-е годы XIX в. стали поворотными в истории развития американской периодической печати. Расширение железнодорожного сообщения с 23 миль в 1830 г. до 9 тыс. миль в 1850 г. открыло перед газетными издателями возможность отказаться от медленной и ненадежной конно-почтовой службы. В 50-х гг. почти из 1700 газет, издававшихся в США, более 1600 были связаны с той или иной партией. Подлинную революцию в газетно-издательском деле произвела техническая новинка XIX в. — телеграф. 25 мая 1844 г. из Вашингтона было направлено первое на Американском континенте телеграфное сообщение, которое в тот же вечер появилось в позднем издании одной из балтиморских газет. С развитием газетно-печатной техники, сокращением производственных расходов на выпуск газет, журналов и книг в стране стало появляться все больше печатной продукции, рассчитанной на массового читателя, включая и неимущее население. Во всех штатах функционировали содержащиеся на общественные средства общеобразовательные школы, обучение в которых было доступно даже беднякам.
Совершенствование системы начального и среднего образования неизбежно вело к росту культурного уровня значительной массы населения, повышению интереса к литературе и изобразительному искусству. В стране получило широкое распространение литературно-философское движение трансценденталистов, яркими представителями которого стали поэты и философы Ралф Уолдо Эмерсон,
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История США"
Книги похожие на "История США" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдуард Иванян - История США"
Отзывы читателей о книге "История США", комментарии и мнения людей о произведении.