Эдуард Иванян - История США

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История США"
Описание и краткое содержание "История США" читать бесплатно онлайн.
Эдуард Александрович Иванян - доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом Института США и Канады РАН, главный редактор журнала «США и Канада: экономика, политика и культура».
Впервые в отечественной учебной литературе прослежены основные закономерности и выявлены особенности исторического развития американского государства, начиная с появления первых людей в Северной Америке до начала XXI в. Подробно анализируются этапы становления американского общества, процессы модернизации его экономических, социальных и политических структур. Включены материалы о видных политических и общественных деятелях США. Дается подробная характеристика внешней политики США, рассматриваются проблемы американской культуры и др.
Пособие написано на основе анализа обширной отечественной и зарубежной научной литературы, с учетом последних теоретико-методологических исследований, современных подходов к изучению новой и новейшей истории зарубежных стран. Использован широкий круг источников: официальные документы, мемуарная литература, публикации в периодических изданиях, статистические материалы. Особое внимание уделяется законодательным актам.
Для студентов исторических факультетов университетов, педагогических вузов и институтов иностранных языков, где изучается курс истории зарубежных стран, а также для учащихся колледжей, лицеев и гимназий гуманитарного профиля в качестве учебного пособия по страноведению.
Претерпели изменения возрастной и национально-этнический состав американского общества. Благодаря успехам медицины, появлению новых медицинских препаратов и постепенному нивелированию последствий «бэби-бума» (послевоенного взрыва рождаемости) увеличилось процентное соотношение пожилых американцев, придерживающихся более консервативных по сравнению с молодым поколением взглядов на политику и экономику страны, а также на олицетворяющих ее личностей. Основным источником иммиграции в конце 70-х гг. стали страны Азии и Латинской Америки, а с середины нового десятилетия начало заметно увеличиваться число иммигрантов из Восточной Европы и Советского Союза. После распада СССР (1991) и снятия практически всех ограничений с выезда из России за рубеж произошли изменения в социальном составе иммигрантов, подпадающих под категорию «русских», в первую очередь за счет представителей российской научной и культурной интеллигенции, выехавших в США по причинам, как правило, экономического или творческого характера. Жесткий контроль иммиграционных властей США над профессиональным и этническим составом прибывающего в страну контингента иммигрантов и существование ограничительных национальных квот при благосклонном отношении к обращающимся за американскими въездными визами лицам с интересующими Соединенные Штаты специальностями дали основание новому всплеску обвинений США в поощрении «утечки мозгов» из других стран.
К началу 1984 г. индекс личной популярности Рейгана превысил показатели других президентов послевоенного периода (за исключением Эйзенхауэра), достигнув 54 %. Республиканская партия выдвинула Рейгана на второй срок, оставив Дж. Буша кандидатом на пост вице-президента. Действующий президент завоевал еще большую популярность, пообещав не увеличивать налогов, тогда как кандидат от демократов У. Мондейл предложил увеличить их в целях сокращения бюджетного дефицита. Рейган одержал убедительную победу, получив 59 % голосов избирателей против 41 %, отданных Мондейлу, и победив в 49 штатах (47 % избирателей не приняли участия в голосовании). Однако демократы сохранили убедительное большинство в Палате представителей и даже завоевали несколько дополнительных мест в сенате.
Вторая администрация Р. РейганаВоенное противостояние СССР и США, составлявшее принципиальную основу и содержание внешнеполитического курса первой администрации Рейгана, вплотную приблизило мир к грани ядерной войны. Но с начала 1984 г. конфронтация стала ослабевать. 16 января президент сделал официальное заявление, практически целиком посвященное состоянию и перспективам развития советско-американских отношений. Рейган констатировал начало экономического подъема в США, повышение их оборонной мощи и прочность союзнических уз американского государства. Он, в частности, заявил, что теперь США готовы вступить в переговоры с СССР с целью преодоления существующих между ними разногласий. Этим заявлением Рейган открыл предвыборную кампанию 1984 г. Следуя советам «петь свои антисоветские песни несколько более мягким голосом», президент стал «смещаться к центру сцены, к серединке, где выигрываются все выборы, — писал известный американский политический обозреватель Дж. Рестон. — Он разочаровывает консервативных республиканцев, которые изначально привели его в Белый дом, но набирает больше голосов в центре и даже слева, чем теряет».
К этому времени в администрации сменились все главные действующие лица, находившиеся на переднем крае советского направления американской внешней политики, за исключением госсекретаря Дж. Шульца и советника президента по вопросам национальной безопасности Р. Макфарлейна. Но основным фактором заметных изменений в акцентах внешнеполитического курса США в отношении СССР стало решение президента войти в историю в качестве миротворца.
В своей второй инаугурационной речи Рейган упомянул о 25 месяцах непрерывного роста экономики как свидетельстве успешности экономической политики его первой администрации и пообещал стране новые успехи. И вновь, как четыре года назад, единственной названной страной был Советский Союз, как государство, «обладающее величайшими в истории человечества военными силами» и создавшее «арсеналы самого устрашающего оружия уничтожения». «Десятилетия мы и Советы жили под угрозой обеспечения взаимного уничтожения; если бы любой из нас прибегнул к ядерному оружию, другой имел бы право ответить тем же и истребить того, кто начал первым. Логично ли, нравственно ли убеждение, что у нас есть единственная возможность — в ответ на угрозу одной стороны истребить десятки миллионов наших людей угрожать истребить ее десятки миллионов?» — заявил президент и заверил слушателей, что намерен «встречаться с Советским Союзом, надеясь, что сможем договориться о путях избавления мира от угрозы ядерного уничтожения». Однако до начала конкретных переговоров с СССР по насущным вопросам современности вообще и связанным с нормализацией советско-американских отношений в частности оставалось еще более года.[248]
Законопроект о бюджете страны на 1986 фин. г. подтвердил планы президента в отношении дальнейшего роста военных расходов до 313,7 млрд долл. и сокращения федеральных ассигнований на реализацию программ ряда гражданских министерств, включая оказание медицинской помощи престарелым, финансовую помощь беднякам, переобучение безработных и пособия студенческой молодежи. Но в центре внимания американской общественности оказались новости из СССР. Избранный Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачев в своей первой речи на пленуме руководства партии (11 марта 1985 г.) особо выделил значение нового раунда советско-американских переговоров по контролю над вооружениями, который должен был начаться в Женеве днем позже. Он подтвердил отсутствие у его страны стремления к достижению односторонних преимуществ перед США и странами НАТО. Новый советский лидер предложил заморозить ядерные арсеналы и прекратить дальнейшее развертывание ракет. Стали активно распространяться слухи о возможной встрече на высшем уровне между Рейганом и Горбачевым. Такая перспектива получила поддержку в столицах европейских союзников США, где все в большей степени распространялись настроения в пользу необходимости американо-советского компромисса. Но на протяжении весны и лета 1985 г. существовавшей в высшем эшелоне государственной власти США влиятельной группировке противников переговоров с СССР удавалось оттягивать окончательное решение о конструктивных шагах в этом направлении.
Первая встреча советского и американского руководителей состоялась в ноябре 1985 г. в Женеве, где в ходе двухдневных переговоров оба государственных деятеля имели возможность не только лично познакомиться друг с другом, но и подписать Соглашение об обменах и контактах в области науки, образования и культуры, а также совместное заявление о необходимости достижения прогресса на переговорах по ядерным и космическим вооружениям. До окончания второго президентского срока конструктивных сдвигов в советско-американских отношениях и в вопросах контроля над вооружениями не произошло прежде всего из-за упорного сопротивления идее нормализации этих отношений со стороны нескольких влиятельных членов администрации, включая министра обороны США К. Уайнбергера. Кроме того, активность советской дипломатии, особенно проявившаяся в «сумасшедшем графике» мирных инициатив СССР в области сокращения вооружений и контроля над ними, вызвала подозрение у американской администрации.
В активности советских лидеров было усмотрено стремление воспользоваться лишь известными им одним обстоятельствами с целью добиться преимуществ в гонке вооружений. Весной 1986 г. США объявили о нецелесообразности придерживаться так и не ратифицированного Конгрессом США Договора ОСВ-2. Великобритания и Канада не разделяли намерения своих американских союзников. Не получило поддержки это намерение администрации и у законодателей, а также большинства представителей американской общественности.
С 1984 г. участились случаи гибели американских военнослужащих и гражданских лиц в результате террористических действий и угонов пассажирских самолетов, что вызвало негативный резонанс в обществе и впервые привлекло пристальное внимание США к теме международного терроризма. Белый дом провозгласил жесткую антитеррористическую политику, заморозил в январе 1986 г. ливийские активы в американских банках, а в апреле санкционировал бомбардировку ливийских городов Триполи и Бенгази в ответ на организованные Ливией террористические акции против американских военнослужащих в Европе. В 1987 г. военно-морские силы США были втянуты в войну в Персидском заливе после того, как Кувейт обратился к СССР и США с просьбой защитить его морские торговые пути. Администрация Рейгана дала ясно понять, что она не готова к прямому вмешательству в ирано-иракскую войну, поскольку это могло бы отразиться на влиянии США в арабском мире. Но американские военные корабли стали регулярно сопровождать нефтегру-зы и другие суда нейтральных государств, ходившие по Персидскому заливу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История США"
Книги похожие на "История США" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдуард Иванян - История США"
Отзывы читателей о книге "История США", комментарии и мнения людей о произведении.