» » » » Александр Богданов - Краткий курс экономической науки


Авторские права

Александр Богданов - Краткий курс экономической науки

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Богданов - Краткий курс экономической науки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство КомКнига, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Богданов - Краткий курс экономической науки
Рейтинг:
Название:
Краткий курс экономической науки
Издательство:
КомКнига
Год:
2007
ISBN:
978-5-484-00681-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий курс экономической науки"

Описание и краткое содержание "Краткий курс экономической науки" читать бесплатно онлайн.



В настоящей книге выдающийся отечественный экономист, философ и политический деятель А. А. Богданов (1873–1928) рассматривает последовательные фазы хозяйственного развития общества и характеризует каждую эпоху по следующему плану: 1) состояние техники, или отношения человека к природе; 2) формы общественных отношений в производстве и 3) в распределении; 4) психология общества, развитие его идеологии; 5) силы развития каждой эпохи, которые обусловливают смену хозяйственных систем и последовательные переходы от первобытного коммунизма и патриархально-родовой организации общества к рабовладельческому строю, феодализму, мелкобуржуазному строю, эпохе торгового капитала, промышленному капитализму и, наконец, социализму.

Марксистские основы учения, наряду со сжатостью и общедоступностью изложения, доставили книге широкую популярность в России, и еще недавно она могла считаться наиболее распространенным пособием при изучении экономической науки не только среди рабочих, но и в широких кругах учащейся молодежи.

http://ruslit.traumlibrary.net






Но, под влиянием торгового и промышленного капитала, старые организации разлагались, теряя свою экономическую силу, а с ней и политическое значение, и нравственный авторитет. Господствующее значение в экономической жизни приобретали торговцы и мануфактуристы. А их отношение к машинам было совсем иное. Им уже машины не угрожали, как цеховым ремесленникам, разрушить привычный, дорогой для них строй общественной жизни, подорвать материальные основы их существования. Машины обещали прибыль, и это был неотразимый аргумент в их пользу.

Но машинам приходилось преодолевать сильное сопротивление еще тогда, когда ремесленные организации отошли уже в прошлое. Это было сопротивление наемных рабочих, вытесняемых машиной. Во второй половине XVIII столетия в Англии была изобретена машина для стрижки овец, лишившая работы 100.000 человек. Начались грандиозные волнения, и машина была сожжена. Даже в 1826 г., когда уже завершился переход к машинному производству, происходили выступления рабочих против машин, — выступления, принимавшие стихийный характер. Ручные ткачи разрушают все паровые ткацкие станки города Блэкбурна и его окрестностей. То же самое происходит во всем Ланкашире, где в продолжение недели разрушается 17 фабрик, и в общей сложности уничтожается около 1000 станков. Но это были последние серьезные попытки борьбы рабочих с эксплоатацией путем разрушения материальных средств производства. Пролетариат скоро понял, что причиной его угнетения являются не сами «бездушные» машины, а та система общественных отношений, которая делает их орудием эксплоатации.

Так экономическое развитие, расшатав, ослабив и уничтожив силы, враждебные машине, укрепило и увеличило силы, стоявшие за нее, и таким образом расчистило почву для широкого применения машины.

В мировом капиталистическом развитии период мануфактур есть безусловно необходимая стадия: нельзя даже представить себе непосредственного возникновения крупного машинного производства из ремесленной, напр., техники. Но в истории отдельных обществ, позже, чем другие, вступивших на путь капитализма, влияние их исторической среды — культуры более старых обществ — позволяет почти миновать мануфактурную стадию техники: от мелкого ремесленного и земледельческого производства, организованного торговым капиталом, совершается прямой переход к машинному крупному производству со всеми его общественно-экономическими результатами.

б) Что такое машина?

Машина есть такое орудие труда, которое исполнительскую работу человека заменяет действием сил внешней природы. Это — высший, наиболее совершенный тип орудия.

Рассматривая в общих чертах устройство различных машин, не трудно видеть, что в основе его лежит одна схема. В машине приходится различать три части: двигатель, передаточный механизм и рабочую часть или механический инструмент. Каждая из этих частей машины имеет свою историю развития.

Когда машина применяется в небольшом деле, не требующем значительных затрат механической силы, то двигателем машины является нередко механическая рабочая сила человека. Так, напр., швейная машина приводится в действие однообразными движениями руки или ноги. Это — незаконченный, не вполне развитой тип машины.

Замена человеческой движущей силы силой животных (преимущественно лошадьми) есть первый шаг в развитии двигательной части машины. Но здесь нет еще крупного прогресса: сила животных обходится сравнительно дорого; работать постоянно они не могут (напр., лошадь опытный хозяин не заставит работать больше 8 часов в сутки); наконец, сила животных не слишком значительно превосходит силу человека.

Следующим шагом вперед была замена животных силою ветра и падающей воды. Эти двигатели имеют уже то преимущество, что они неодушевленные; но есть у них и некоторые недостатки.

Сила ветра, которая с незапамятных времен применялась в больших размерах для перевозки грузов по воде (парусные суда), но очень мало в других областях промышленности, обладает тем неудобством, что очень непостоянна и действует неравномерно. Сила воды не имеет этих невыгодных сторон, и потому в эпоху мануфактур она приобрела наибольшее значение. Но и она не лишена серьезных недостатков. Во-первых, водяной двигатель можно применять только там, где есть под рукой падающая или текущая вода и где ее преграждение плотиною не противоречит интересам и правам местных жителей или землевладельцев. Во-вторых, зимою сила воды в наших холодных странах действует не всегда. Наконец, увеличивать ее по произволу невозможно. Благодаря таким особенностям водяных двигателей, употребление их не могло быть обширным. Это — одна из причин того, что во время мануфактурного периода, пока не было найдено лучшего двигателя, машины применялись очень мало.

Кое-где употреблялись уже в эпоху мануфактур и паровые двигатели, но чрезвычайно несовершенного и неудобного устройства. Когда в 1774 году Уатт значительно усовершенствовал их механизм и создал известную паровую машину двойного действия, тогда оказалось, что пар и есть тот лучший двигатель, в котором нуждалась развивающаяся капиталистическая промышленность.

В паровом двигателе механическая сила порождается потреблением угля и воды. Силу действия можно увеличивать и уменьшать по желанию. Самый двигатель устроен так, что его не трудно перевозить с места на место и приспособлять к каким понадобится рабочим машинам.

На этом не остановилось развитие двигательной части машины. В последнее время все больше значения приобретают новые двигатели — электрические. Пока их применение еще очень ограничено, но уже теперь заметны некоторые преимущества электрической движущей силы перед силой пара: главное преимущество заключается в том, что электрическую энергию возможно дробить на какие угодно малые части и что ее возможно передавать на какие угодно расстояния с незначительной (при известных условиях) потерей.

По всей вероятности, электричество явится главным двигателем следующего периода организации производства. Уже современной технике известны способы превращать всякую силу природы в электричество и передавать затем куда угодно. Благодаря этому, электричество даст, вероятно, возможность с пользою применять такие громадные источники энергии в природе, как величайшие водопады, морские приливы и проч.; многие из подобных источников до сих пор не эксплоатировались главным образом потому, что их энергию не умели передавать на расстояние.

Вторая часть машины — это передаточный механизм, который передает энергию двигателя рабочей машине. Он должен изменять характер и направление тех движений, которые даются первой частью машины, изменять целесообразно, соответственно назначению машины, и в этом виде передавать движение рабочему инструменту.

По мере того, как машина применяется к более сложным процессам производства, передаточный механизм осложняется. Еще более возрастает его сложность, когда пользуются одним и тем же двигателем, чтобы приводить в движение несколько рабочих машин одновременно, особенно если они разнородны. Если для одной рабочей машины нужно круговое движение, для другой — прямолинейное, для третьей — прямолинейно-ломаное и т. д., то не трудно себе представить, какое множество частных приспособлений должен заключать в себе передаточный механизм, чтобы удовлетворить своей цели. Он превращается в целую обширную систему зубчатых колес, валов, эксцентриков, шатунов и т. под., в систему тем более сложную, чем сложнее, разнообразнее и многочисленнее рабочие машины, приводимые в действие одним двигателем.

Третья, самая важная часть машины — это рабочая машина или механический инструмент. Она непосредственно происходит из того инструмента, которым работает ручной работник ремесла или мануфактуры. Нередко, впрочем, этот инструмент является в рабочей машине настолько измененным, что его трудно даже узнать.

Но главное отличие рабочей машины от инструментов ручного труда заключается в том, что она выступает непосредственно, как инструмент машины, а не человека; теперь машина производит то движение, которым прежде орудие приводилось руками человека. Даже если двигателем машины служит сила человека, рабочий инструмент все-таки непосредственно приводится в действие не руками человека, а передаточным механизмом.

Итак, машина заменяет собою работника, поскольку он является в производстве простым исполнителем, простым орудием организующей воли. Благодаря этому, на машины переносятся многие из отношений, которые прежде существовали между работниками-исполнителями мануфактуры.

Так, сотрудничеству и разделению труда между работниками мануфактуры соответствует «сотрудничество» и «разделение труда» между машинами (выражения условные, потому что «трудиться» может только человек).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий курс экономической науки"

Книги похожие на "Краткий курс экономической науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Богданов

Александр Богданов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Богданов - Краткий курс экономической науки"

Отзывы читателей о книге "Краткий курс экономической науки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.