Славомир Мрожек - Эмигранты
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Эмигранты"
Описание и краткое содержание "Эмигранты" читать бесплатно онлайн.
Мрожек Славомир
Эмигранты
Славомир Мрожек
Эмигранты
Леонард Бухов, перевод с польского
Пьеса написана в 1973 г. Первая постановка в России: театр-студия "Человек", реж. М. Мокеев. Публикация: "Суфлер", 1994/2.
Многие западные критики увидели в "Эмигрантах" синтез мрачного натурализма в стиле Горьковского "На дне" и реминисценций театра абсурда, прежде всего из "В ожидании Годо" Беккета. Но несомненно, это наиболее значительное произведение Мрожека после "Танго" и одно из важнейших в польской драматургии послевоенного периода.
___________________________________________________________________________
Действующие лица
АА
ХХ
Стены серые и грязные, с подтеками. Низкий потолок. Голая лампочка, висящая на проводе под потолком. Резкий, заливающий свет. В глубине декорации, в правой стене - дверь (определения: справа, слева - со стороны зрительного зала). Окон нет. Вдоль правой и левой стен - ближе к авансцене две железные кровати. Над левой кроватью на гвозде висят пальто и деревянные плечики для костюма. У средней стены, на четверть ее ширины от левого края старинная раковина в форме ведра, установленная на канализационной трубе. Раковина покрыта пожелтевшей, потрескавшейся эмалью, труба ржавая. Над раковиной латунный кран. Выше крана примитивная полочка с двумя бритвенными приборами, один из них дешевый, другой подороже. Над полочкой достаточно большое, но дешевое зеркало, висящее на гвозде. Возле раковины - два полотенца на гвоздях. В четверти ширины стены от правого края, в глубине сцены - старая ширма. Кроме того по средней стене проходят канализационные трубы различной толщины, кабели, провода и т.п., тянущиеся от пола до потолка и размещенные по усмотрению художника.
На середине сцены, в центре, под лампочкой - стол, покрытый газетами. На столе: две грязные тарелки, две ложки, две белые, пластиковые кружки, две открытые консервные банки, одна бутылка из-под пива и коробка с чаем в пакетиках. На столе валяются также окурки сигарет. Два стула - один слева, другой справа от стола. На левом стуле лежат брюки пепельного цвета, на спинке висит твидовый пиджак и шелковое кашне. Под стулом пара ботинок.
На кровати слева лежит небритый мужчина в халате. Его ноги в носках обращены к залу. Он худощав, лет тридцати-сорока. Редковатые волосы, очки в темной оправе. Читает книгу.
На кровати справа на дешевом одеяле лежит пес Плуто[1], большая яркая кукла-талисман.
На стуле справа сидит мужчина в черном старомодном костюме, в некоторых странах такую одежду до сих пор носят по праздникам крестьяне. Белая рубашка и кричаще яркий галстук. Туфли с очень острыми носами тщательно начищены. Мужчина крепкого сложения, коренастый, с грубыми руками и грубым чисто выбритым лицом. Он сидит левым профилем к зрителям, глядя на лежащего партнера. Оба они приблизительно одного возраста. Некоторое время один из них (АА) лежит и читает, другой (ХХ) сидит и смотрит на лежащего.
ХХ. Я воротился. (АА не реагирует. Пауза. ХХ повторяет громче.) Я воротился.
АА (не прерывая чтения). Следует говорить: вернулся.
ХХ (растирая икры ног). У тебя закурить не найдется?
Не отрывая глаз от книги, АА сует руку под подушку и достает пачку сигарет. Протягивает ее ХХ. Тот встает, прихрамывая подходит к кровати и берет сигарету из пачки. АА продолжает читать. ХХ украдкой прячет сигарету в карман и достает из пачки вторую. Поколебавшись, повторяет эту операцию: прячет вторую сигарету в карман, достает третью и сует ее в рот.
ХХ. Взял уже. (АА, по-прежнему глядя в книгу, не убирает руки с пачкой. Пауза.) Ладно, тогда еще одну возьму. (Протягивает руку к пачке.)
АА. Положи на место. (ХХ послушно вытаскивает сигарету из кармана и кладет обратно в пачку. Поворачивается и хочет отойти. АА не убирает руки и не прекращает чтения.) Отдай.
ХХ. Я уже отдал.
АА. Ты взял три.
ХХ достает вторую сигарету из кармана и вкладывает ее в пачку. АА, продолжая читать, прячет сигареты под подушку. ХХ выходит на середину комнаты, достает из правого кармана коробок спичек. Вынимает спичку из коробка и уже собирается зажечь, но останавливается и бросает взгляд на АА. Видя, что тот по-прежнему читает, кладет спичку обратно в коробок, а коробок - в правый карман. Подходит к стулу, на котором висит пиджак, ощупывает карманы пиджака. Находит в одном из них коробок спичек. Закуривает сигарету и прячет коробок в левый карман. Усаживает на тот же стул, что и в начале, и принимает прежнюю позу. С наслаждением затягивается дымом. Растирает икры ног, расстегивает воротничок рубашки и ослабляет узел галстука. Снимает туфли. В носках огромные дыры. ХХ сдувает с начищенных туфель невидимую пыль, заботливо ставит их возле стула. С огромным облегчением вытягивает перед собой ноги, шевелит пальцами ступней. Пауза.
ХХ. Я на вокзале был.
АА (продолжая читать). И что?
ХХ. Ничего. Народу полно. (Пауза.) Выпил пива.
АА (с недоверием). Ты?
ХХ. Ей-богу. (Пауза.) Две кружки. (Пауза.) В буфете.
АА. А-а!..
ХХ. Телефоны там...
АА. И что?
ХХ. Ничего. Звонят...
АА. Ага.
ХХ. Я-то не звонил. Думаю себе, чего мне звонить. Так, постоял у телефонов...
АА. Хорошо. (Пауза.)
ХХ. Будки с газетами.
АА. Вот как!
ХХ. С газетами и авторучками.
АА. И что?
ХХ. А ничего. Покупают газеты.
АА. Ага.
ХХ. Читают. Я-то не читал. Думаю себе, чего мне читать.
АА. Конечно.
ХХ. Постоял около газет. (Пауза.) Кассы там. (Пауза. АА не реагирует.) Я говорю - кассы.
АА. Что?
ХХ. Кассы с билетами.
АА. С билетами?
ХХ. Они билеты покупают в кассе. (АА восхищенно присвистывает.) Я-то не купил. Постоял себе у кассы.
АА. И правильно.
ХХ. А потом думаю себе - схожу-ка я на перрон.
АА. Зачем?
ХХ. А тут бесплатно. У нас перронный билет купить надо, а они задарма пускают. Вот глупый народ.
АА (рассеянно). Кто?
ХХ. Они. Вот я и пошел на перрон.
АА. Ага. Ну и что?
ХХ. А там рельсы и дует.
АА. Что дует?
ХХ. Ветер. Я себе думаю - пойду-ка я назад. Собрался уж уходить, а тут по радио что-то объявляют. Думаю себе - подожду еще. Ну и остался. Опять дует и рельсы... Нет, думаю себе, пойду. Хотел уже идти, а тут смотрю едет...
АА. Поезд.
ХХ. А ты откуда знаешь? (Пауза.) Верно. Поезд. Электрический. Тихо едет, без шума, потому что электрический. У нас-то паровые, а тут все электрические. И не жалко им электричества?
АА. Не жалко.
ХХ. Международный. Одни спальные, с вензелями. Хороший поезд. А я ничего, стою себе, закурил только.
АА. Свои?
ХХ. Были свои. Отличный поезд. А я стою себе спокойно и думаю: а ну-ка, песик, к ноге. Дальше ты все равно не поедешь, у тебя расписание. К ноге. А он подъезжает, подъезжает и...
АА. Останавливается.
ХХ. А ты откуда знаешь? (Пауза.) И совсем встал. А я думаю себе видишь? Говорил же, что дальше не поедешь!
АА (переворачивая страницу). А он что?
ХХ. Ничего, стоит.
АА. И все?
ХХ. Ну, тут набежали железнодорожники с тележками, на тележках простыни и одеяла. Отличные одеяла, сто процентов шерсть. Я одно пощупал. Столько одеял и все шерстяные. Ну, а я - ничего, я стою, курю, а они выходят. Был один японец в пальто, должно быть нездешний.
АА. Наверное.
ХХ. Я так сразу и подумал. Но мне-то наплевать, я стою себе, как ни в чем не бывало, и курю свои. Можно ведь, а?
АА. Можно.
ХХ. Имею право. Ну и, думаю себе, докурю сейчас и пойду. Вроде все уже ушли. Хотел сигарету погасить, а тут напротив меня высовывается из окна одна такая и кричит: "Носильщик!"
АА. И ты понял, что она сказала?
ХХ. Я-то нет, а носильщик понял. Сразу к ней подбежал. А она... Господи ты Боже мой! Волосы у нее вот до сих пор, артистка, наверное. Ну, думаю себе, тогда еще подожду, пока не выйдет. А мне уже пальцы обжигает, на ветру табак горит быстро, если только не с фильтром... А я ничего, терплю, из руки в руку перекладываю и жалею, что мундштук не захватил. Думаю себе, должна выйти.
АА. И что?
ХХ (торжествующе). Вышла!
АА. Повезло тебе. (Продолжительная пауза.) Уже все?
ХХ. Нет. (Хихикает.)
АА. Что ты смеешься? (ХХ продолжает хихикать.) Что тут смешного?..
ХХ. Да я же ее...
АА в первый раз отрывает взгляд от книги и смотрит на ХХ.
АА. Что, что?
ХХ. Ну... (Хихикает.)
АА. Перестань смеяться.
ХХ. Так если правда. Я ее так...
АА. Где?
ХХ. В туалете. Первого класса.
АА. Там же полагается платить.
ХХ. Ну и что. Она заплатила, за меня и за себя. (АА закрывает книгу.) Она еще хотела, да мне больше неохота было.
АА снимает очки и кладет их в карман халата, поворачивается на бок и, опершись на локоть, смотрит на ХХ.
АА. Так? И что дальше?
ХХ. Ничего.
АА. Как так ничего?
ХХ. Я же говорю, мне больше неохота было. Она хотела, а мне уже не хотелось.
АА. Ну хорошо, а что потом?
ХХ. Потом? Потом я ушел.
АА. А она?
ХХ. Тоже ушла.
АА. И ты не взял ее адрес?
ХХ. Нет. Она-то хотела дать мне адрес, а я себе думаю - на кой он мне. Еще потеряю...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эмигранты"
Книги похожие на "Эмигранты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Славомир Мрожек - Эмигранты"
Отзывы читателей о книге "Эмигранты", комментарии и мнения людей о произведении.