Кен Уилбер - Проект Атман

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Проект Атман"
Описание и краткое содержание "Проект Атман" читать бесплатно онлайн.
В книге одного из ведущих теоретиков трансперсональной психологии сопоставляются взгляды наиболее известных психологических школ и духовных традиций на эволюцию человека. Делается попытка аналитически разрешить проблему достижения всеединства — или проекта Атмана — как называет ее автор.
Издатели благодарят Алексея Купцова, чья финансовая помощь и дружеская поддержка сделали возможной публикацию этой книги. Перевод с английского под редакцией Александра Киселева Научный редактор кандидат философских наук Владимир Майков Серийное оформление Павла Иващука
© Ken Wilber, 1980
© Институт трансперсональной психологии, 2004
© Издательство К. Кравчука, 2004
© Оформление ООО «Издательство ACT», 2004
Тираж 3000 экз.
Этот краткий обзор «Бардо Тхотрол» я буду перемежать своими комментариями об инволюции и о природе проекта Атман в инволюции. Прежде всего отметим, что в начале переживания Бардо душа поднимается к предельным высотам Бытия, к предельному состоянию Единства, то есть начинает свое путешествие в Бардо с самого верха. Но обычно там, «наверху», она не остается, и Бардо Тхотрол объясняет, почему. По словам Эванса — Вентца, «в области Ясного Света [наивысшая стадия Чикхай] менталыюсть индивида… на мгновение насладится состоянием совершенного равновесия и [предельного] единства. По той причине, что такое экстатическое состояние отсутствия «эго», состояние причинного сознания совершенно непривычно обычному человеку, у него не хватает сил для того, чтобы оставаться и действовать в нем; кармические склонности затуманивают чистое сознание мыслями о личности, об индивидуализированном бытии, о дуализме, и сознание, утрачивая равновесие, выпадает из состояния Ясного Света» [110].
Душа выпадает из предельного Единства потому, что «кармические склонности затуманивают сознание»; выражение «кармические склонности» означает поиск, стремление к обладанию, желание — фактически то, что мы называем Эросом. И по мере развития этих поисков, возникает иллюзия, что состояние совершенного Единства начинает «распадаться». Посмотрим на это под другим углом — поскольку индивид неспособен выдержать интенсивность предельного Единства («по причине непривычности такого состояния»), он «уходит в себя», отгораживаясь от этого Единства, пытается «приглушить» его, высвободиться из Совершенной Интенсивности в Атмане. Скорчиваясь от страха перед лицом бесконечности, он взамен обращается к формам стремления, желания, кармы и обладания, пытаясь «найти» состояние равновесия. Самозамыкание и Эрос — эти кармические склонности сочетаются и вступают в сговор, уводя душу от чистого сознания вниз, в множественность, в менее интенсивные и менее реальные состояния бытия. Но на этом этапе давайте просто запомним общую роль 1) Эроса и 2) самозамыкания; а также отметим, что именно здесь душа начинает уходить из высочайшего состояния в низшие, что как раз и означает начало самой инволюции.
Согласно Бардо Тхотрол, весь этот процесс нарастания кармических склонностей, Эроса, поисков и самозамыкания повторяется снова и снова через все стадии сферы Бардо. С каждым последующим самозамыканием душа все дальше отпадает от Первоисточника, и эта схема повторяется до тех пор, пока самозамыкание, Эрос и карма не истощатся и не иссякнут в качестве сил инволюции. В этом суть идей, изложенных в Бардо Тхотрол. Как объясняет Лама Кази Дава Самдуп,[66]6 в самом начале Бардо есть первый Ясный Свет «экстаза и величайшей интенсивности. На следующей стадии интенсивность становится меньше. Брошенный об землю мяч достигнет наибольшей высоты при первом отскоке, во второй раз он отскакивает ниже, и каждый следующий отскок будет все ниже и ниже, пока мяч не перестанет отскакивать совсем» [110].
Самость в процессе инволюции подобна такому мячу: будучи движима самозамыканием и Эросом, или «кармическими склонностями» к стремлению, привязаностям и жажде обладания, она как бы отскакивает во все более ослабленные и менее энергетические состояния. При своем первом отскоке (уже коротко рассмотренном выше) она проходит через предельную — причинную область, при втором (как мы скоро увидим) — через тонкую область, а при третьем попадает в грубую область физического тела и будущего рождения. Чогьям Трунгпа так объясняет главный принцип этого процесса: «В состоянии предельной ясности начинает развиваться базовая тенденция к обладанию [Эрос/самозамыкание]… затем энергия слепо нарастает и в конце концов распадается из абсолютной энергии ясности на различные уровни, так сказать, ослабленной энергии» [132]. Так, согласно Бардо Тхотрол, в конечном итоге «сила кармы истощается и принцип сознательности приходит к покою» [110]. Самозамыкание и Эрос наконец сходят на нет, «мяч перестает отскакивать», нисходящая трансформация прекращается, и душа возрождается в плеромном и телесно — ограниченном состоянии.
Вернемся, однако, к началу истории об инволюции и просто отметим, что из‑за поиска, привязанности и самозамыкания индивида первоначальный покой в Полноте Причинного/Дхармакайи утрачивается. Так и должно быть, поскольку в Дхармакайе есть только Единое, Одно, а поиск всегда требует двух (ищущее — субъект и искомое — объект). Таким образом, стабильность нарушается, и рано или поздно следует нисходящая трансформация. Так индивид попадает на следующую стадию Бардо: в тонкую область.
Стадия вторая: Чоньид Бардо
Чоньид — это период, когда происходит проявление миролюбивых и гневных божеств, то есть, проявление тонкой области, Самбхогакайи. При сопротивлении Ясному Свету причинной области и самозамыкании перед ним, Реальность трансформируется в изначальные зародышевые формы миролюбивых божеств (иштадевы тонкой сферы), а они, в свою очередь, при сопротивлении им и отречении от них, трансформируются в гневных божеств.
На семи следующих одна за другой подстадиях первыми появляются мирные божества в разнообразных формах — татхагаты, дакини и видьядхары — в сопровождении ослепительно ярких цветовых оттенков и вызывающих благоговейный трепет сверхчеловеческих звуков. Одно за другим божественные видения, световые образы и тонкие яркие звуки каскадом проходят через сознание. Они представлены, даны индивиду открыто, свободно, в полноте и совершенстве: видения Божества почти болезненной интенсивности и блеска.
Теперь то, как индивид совладает с этими божественными видениями и звуками (нада) становится для него предельно значимым, поскольку каждый божественный сценарий сопровождается намного менее интенсивным видением, областью относительной притупленности и приглушенности озарений. Эти сопутствующие тусклые и приглушенные видения представляют первые проблески мира сансары, шести сфер эгоической привязанности, сумеречного мира двойственности и раздробленности, примитивных единств более низких уровней.
Согласно «Бардо Тхотрол», в большинстве случаев индивиды просто отшатываются в ужасе перед лицом этих божественных видений, — они замыкаются в себе, стремясь к менее интенсивным и более управляемым формам переживания. Спасаясь от божественного просветления, они соскальзывают к фрагментированной и потому менее интенсивной сфере двойственности и множественности. Но дело не только в том, что они отшатываются от божественного — их притягивают, влекут к себе низшие области, в которых они находят удовлетворение. «Бардо Тхотрол» говорит, что на самом деле их «привлекает нечистый свет». Как мы уже говорили, такие низшие области являются замещающими удовлетворениями. Индивид думает, что эти плотные низшие уровни — как раз то, чего ему хочется. Но рано или поздно оказывается, что именно из‑за того, что эти миры действительно более тусклые и менее интенсивные, в них нет ни блаженства, ни озарения, зато в избытке есть боль и страдание. Как иронично: в качестве заменителя Бога индивиды создают для себя Ад, известный как сансара, майя, уныние. В христианской теологии говорится, что адское пламя есть отринутая любовь Бога (агапе[67]).
Таким образом, то же самое послание «Бардо Тхотрол» снова и снова повторяется на стадии Чоньид: пребудь в свете Пяти Мудростей и тонких татхагат, не ищи тусклого света сансары и ее шести сфер, безопасных иллюзий и эгоической тупости. Вот лишь один пример:
Вслед за тем, в силу плохой кармы, великолепный синий свет Мудрости Дхарлшдхату приведет тебя в страх и ужас, и ты возжелаешь освободиться от него. Ты будешь умолять о нежности тусклого белого света дэвов [одна из более низких областей].
На этой стадии ты не должен ужасаться перед божественным синим светом, который появится сияющим, блистательным и великолепным, и не должен пугаться его. Это свет Татхагаты, называемый Светом Мудрости Дхармадхату.
Не восхищайся тусклым белым светом дэвов. Не привязывайся к нему; не будь слабым. Если он привлечет тебя, ты будешь блуждать в местах пребывания дэвов и тебя затянет в колесо Шести Лок [110].
Суть в следующем: «Если ты испугаешься чистых излучений Мудрости и тебя привлечет нечистые огни Шести Лок [низших сфер], тогда ты обретешь тело в одной из Шести Лок и будешь страдать от несчастий сансары; и ты никогда не освободишься из Океана Сансары, где будешь вращаться снова и снова, и будешь вынужден изведать страдания» [110].
Но вот что здесь происходит: по сути дела, мы видим изначальную и первичную форму проекта Атман в его негативном и ограничивающем аспектах. На этой второй стадии (Чоньид) в осознании уже есть некого рода разграничение, какая‑то субъект — объектная двойственность, наложенная поверх изначальной Целостности и Единства состояния Дхармакайи в Чикхай. Так что теперь есть граница, а везде, где есть граница, появляется и проект Атман. Посредством Эроса и самозамыкания индивид иллюзорно расщепил свое собственное предельное и недвойственное Сознание на две основных части: 1) субъективную самость, которая теперь свидетельствует, и 2) объективное пространство озарений, которые являются объектом свидетельствования и созерцания (эти озарения, правда, имеют божественный характер, но они все равно «объективные и внешние»). В начале состояния Бардо — когда душа пребывала «на самом верху» — она была всем этим, а не наблюдала это со стороны. Она просто была Единственным, без всякого субъект — объектного расщепления, в том первичном состоянии Единства, которое раскрылось в Чикхай — бардо. Но теперь это Единственное расщепилось на субъективную самость, с одной стороны, и объективное пространство наблюдаемых событий, с другой. Теперь существуют граница, проект Атман, Эрос и Танатос. Все это врывается в существование с появлением первой Границы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Проект Атман"
Книги похожие на "Проект Атман" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кен Уилбер - Проект Атман"
Отзывы читателей о книге "Проект Атман", комментарии и мнения людей о произведении.