Неизвестен Автор - Порт-Артур, Воспоминания участников
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Порт-Артур, Воспоминания участников"
Описание и краткое содержание "Порт-Артур, Воспоминания участников" читать бесплатно онлайн.
Неравный бой кончился.
С нашей стороны был всего лишь один полк и рота другого; артиллерии было всего лишь одна полевая батарея; была еще одна спешенная конная охотничья команда и, наконец, прибывшие со мною около двух десятков матросов. Японцев {301} же было две дивизии, при них много крупной и мелкой артиллерии. Японцы с утра наступали густыми колоннами, всё время поддерживаемые ураганным огнем своей артиллерии. Их наступление было приостановлено лишь временно около полудня, когда канонерская лодка "Бобр" по личной инициативе ее кап. 2 р. Шельтинга, использовав насколько возможно прилив, с залива Дальнего энергично обстреляла наступавших японцев во фланг по всей ширине перешейка. Дрогнувшие от понесенных этим обстрелом потерь, японцы стали отступать, но как только канонерская лодка с наступившим отливом принуждена была отступить, чтобы не сесть на мель, наступление японцев возобновилось, и к вечеру нам было приказано отступить.
Погрузив свое хозяйство, с закатом солнца тронулись все в путь на Артур. Шли сами запряженные в свои тележки, местами по вспаханным полям, пока, приблизительно на полпути до Артура, не добрались до поезда, который принял нас.
Я со своей командой попал на платформу, на которой были сложены убитые. Это была жуткая картина, но выбора не было. Дальше плестись со своими тележками по ухабистым путям не было сил. Сон так одолевал, что мы разлеглись среди убитых, и я редко спал так крепко, как тогда, положив голову, вместо подушки, на одного из более целых покойников.
В конце октября "Бдительный" взорвался на рейде на мине. Я как раз стоял в кочегарке и еле почувствовал взрыв, который случился под помещением команды в корме. Миноносец всё же остался на плаву и был введен в гавань.
2 ноября 1904 г. я был назначен на миноносец "Расторопный". Лейтенанту Павлу Плену было поручено отвезти на этом миноносце в Чифу донесение Государю императору о положении Артура. Как только пришли в Чифу, перед входом в него стали патрулировать 4 японских миноносца, а за ними крейсера. Пробиться через них было невозможно. Памятуя случай, когда миноносец "Решительный", вопреки всем положениям о международном праве, на том же нейтральном рейде Чифу был забран японцами, мы решили затопить "Расторопный", {302} чтобы не попал в руки врага. Сняв команду и взорвав машину, затопили миноносец; из воды торчала лишь фок-мачта с реей, будто крест над могилой миноносца. По соглашению командира, консула и китайских властей, мы все были отправлены на канонерскую лодку "Маньчжур", интернированную в Шанхае, на которую и были зачислены. Чтобы не сидеть сложа руки, предложил свои услуги военному агенту полк. Десино, работавшему с нашим бывшим посланником в Корее Павловым. После падения Артура работал по просьбе Павлова по отправке многих тысяч артурцев, возвращавшихся через Шанхай в Россию.
Генерал-Лейтенант
Инженер-Механик
В. Ф. Берг
{303}
ПОДПОЛКОВНИК МЕЛЛЕР
Деятельность Меллера в Артуре? Ответить систематически теперь уже не могу. Постараюсь дать общую картину и только кое-какие детали.
Прежде всего удивляешься определенности и быстроте выбора средств и материалов, которую он проявил, привезя с завода в Артур, в нескольких вагонах, прицепленных к экспрессу, то, что он считал необходимым на первое время для работы. Он не знал ни средств порта, ни его нужд; не имел практики военного времени. Однако, всё привезенное, помимо исключительно искусных рабочих с большой инициативой, оказалось именно тем, в чем порт нуждался в совершенно непредвиденных его технической организацией обстоятельствах. Ему помогло, быть может, и то, что он был бывший моряк, но кто из строевых моряков знал, как он, структуру - не на бумаге только корабля? Я думаю, что во всем флоте, кроме Макарова, Яковлева и Шенсновича - никто !
(Шенснович был минер. Однако, он изучил в Ревеле с моим отцом тактику артиллерийского боя, а во время постройки "Ретвизана" в Филадельфии, с американскими инженерами, корабельную архитектуру.),
Отличный корабельный инженер Вешкурцев был очень ограничен в возможности выполнения своей задачи вследствие недостатка технических средств, немного оторванный к тому же от новейших, по тому времени, методов. Он нашел превосходного сотрудника и советника в лице Меллера. Применение термосварки, например, оказало огромные услуги, особливо в виртуозном выполнении Меллера: сварка кронштейнов гребного вала и исправление башни на "Севастополе", наварка разных приспособлений на станках пушек, сварка всевозможных трещин в стали или железе и проч. Для установки орудий на берегу Вешкурцев, конечно, мог рассчитать платформы и пр., но у него не было практики и {304} чутья Меллера, который делал это применительно к частным условиям, как бы играючи. Я говорил уже об исправлении 12-дюймового орудия "Петропавловска", батарей Электрического Утеса.
Недра китайского склада, унаследованного нами при занятии Артура и содержавшего всевозможные предметы и материалы, оставались тайной для порта в течение 6 лет. Никакого инвентаря не было и склад охранялся печатями. Он стал добычей Меллера, открывшего в нем дальнобойные пушки разных калибров и снаряды к ним, всевозможные лафеты, примитивную подводную лодку, автомобиль, динамо постоянного и переменного токов, громадное количество стальных тросов и электрических кабелей, чугунные болванки, какие-то зубчатки, валы, болты всевозможных величин, стальные листы, фабричные станки и массу всякого неожиданного добра. Всё это послужило ему, в разных комбинациях, для множества крупных и мелких, но необходимых в крепости или на судах работ.
Автомобиль оказался для него приятной забавой. Как теперь вижу его, спускающегося по какому-то скату недалеко от малого сухого дока, делающего эволюции между наваленным на земле портовым добром и проносящегося по ботопорту с ловкими ухватками современных американских солдат. Автомобиль остался потом без применения, за неимением людей, способных им управлять или его поддерживать. Лодку спустили на воду, но потом стало не до нее, хотя механизм и был приведен в порядок, но испытания и тренировка людей были уже невозможны.
Динамо переменного тока, совместно с другой машиной, реквизированной мною в городе, послужила для установки станции, выполненной лейтенантом Кротковым для снабжения током высокого напряжения проволочной сети впереди фортов. Вначале она оказала услуги при первых атаках японцев, но ее оказалось невозможным поддерживать по условиям каменистой почвы. А затем японцы слишком приблизились сапой.
Приспособление прицелов орудий к условиям действия на береговом фронте, снабжение изготовленными {305} им прицелами части китайских пушек и т. п. было исключительной заслугой Меллера. Не говорю уже о ценных советах, даваемых им командирам сухопутных батарей и всевозможным техникам, обращавшимся к нему.
Вспоминаю, хотя и некстати, забавный эпизод. После японской бомбардировки, приветствовавшей Макарова, один 12-дюймовый неразорвавшийся снаряд остался лежать на Тигровом полуострове, недалеко от бассейна. Меллер поехал, чтобы исследовать его. Картина: комендоры с какого-то судна отвинтили запал, устроили снаряд на камнях и развели под ним огонь. Меллер устремился к ним, разбросал дрова и обозвал их самоубийцами. Из их объяснений выяснилось, что они слышали, будто для извлечения шимозы нужно погрузить снаряд в бак с водой и кипятить: шимоза выползет из снаряда. Так как бака у них не было, то они решили разогреть снаряд, при этом поливая его водой. Меллер говорил, что у него холодный пот выступил при виде этого.
После первого боя в стволе правого 12-дюймового носового орудия "Петропавловска" образовалась продольная сквозная трещина, идущая от дужки на 8 приблизительно футов и происшедшая, как предполагали, от попавшей в дуло непосредственно перед выстрелом морской воды. При последующих выстрелах трещина должна была продолжиться до следующей обертки и повлечь или окончательную невозможность пользоваться им, или вызвать взрыв пушки с повреждением соседнего орудия, не говоря уже об опасности для людей. Орудие считалось выведенным из строя. Его замена была весьма проблематична, - в Артуре ни одного запасного орудия не было.
Подполковник Меллер, прибывший с Макаровым, исследовав на следующий же день орудие, заявил, что это пустяки, т. к. после нескольких дней работы оно будет действовать, что дальность не уменьшится, только рассеяние будет несколько большим. Стоит только остановить распространение трещины сквозной дырой, просверленной нормально к оси орудия, и заплавить эту дыру металлом для избежания крупного прорыва газов в {306} этом месте. Но работа была очень деликатна. Хотя Меллер и привез с собою с Обуховского завода отборных мастеровых, но, к всеобщему изумлению, считал необходимым выполнить работу своими руками.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Порт-Артур, Воспоминания участников"
Книги похожие на "Порт-Артур, Воспоминания участников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Порт-Артур, Воспоминания участников"
Отзывы читателей о книге "Порт-Артур, Воспоминания участников", комментарии и мнения людей о произведении.