» » » » Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод


Авторские права

Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод

Здесь можно скачать бесплатно "Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Сварог, год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
По землям московских сел и слобод
Издательство:
Сварог
Жанр:
Год:
1998
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "По землям московских сел и слобод"

Описание и краткое содержание "По землям московских сел и слобод" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о истории московских слобод, находящихся между Садовым Кольцом и Камер-Коллежским валом, о сохранившихся и утерянных памятниках архитектуры и культуры и о многих других примечательных вещах. Будте интересна любому, интересующемуся историей Москвы.






Кто является автором его, неизвестно: три имени связаны с домом Демидова - архитектор И. Ситников, В. Иехт (ему в некоторых работах безоговорочно приписывается авторство дома Демидова) и В. Яковлев, подписавший первоначальный план дома.

Позади дома П. А. Демидов, любитель и знаток ботаники, разбил большой сад, который описал академик П. С. Паллас - в этом описании приведен и рисунок демидовского дворца. Паллас писал, что сад "не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах сравнен быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в оном растений".

Новая история как сериковского, так и демидовского участков начинается с братьев Орловых. Один из них - Федор, также как и другие братья, принимал участие в заговоре против Петра III, но не был так известен, как Григорий или Алексей. Натура общительная, жизнелюбивая, он видел смысл жизни в удовольствиях: девизом его было "carpe diem" - "лови момент".

Федор Орлов приобрел здесь два земельных участка - в 1786 г. бывший сериковский фабричный, а в 1793 г. бывший демидовский (который тогда был во владении княгини Е. Н. Вяземской) и, возможно в 1793 - 96 гг. перестроил демидовский дворец: как писал его биограф, "пожелав завестись сам своим домом и имея большой вкус к архитектуре, выстроил на прекрасном берегу Москвы-реки дворец, превосходивший изящностью хоромы Графа Алексея и Графа Владимира". Федор Орлов завещал всю усадьбу своей одиннадцатилетней племяннице Анне, дочери брата Алексея, но, конечно, фактическим владельцем после его смерти в 1796 г. стал сам Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. При императоре Павле 1 он уехал за границу, а после убийства императора в 1801 г. опять поселился в Москве.

Громадное состояние А. Г. Орлова унаследовала его единственная дочь. Герцен писал о ней: "Дочь знаменитого Алексея Григорьевича, задушившего Петра III, думала искупить душу отца, отдавая Фотию и его обители большую часть несметного именья...".

Анна Алексеевна Орлова действительно была богата, и большую часть состояния она раздала монастырям, особенно благоволя архимандриту Юрьева монастыря Фотию, обскуранту и последователю Аракчеева. Их отношения были предметом досужих пересудов в великосветских гостиных, в которых с удовольствием читали эпиграммы на нее и Фотия, распространявшиеся под именем Пушкина: "Полу-фанатик, полу-плут; ему орудием духовным проклятье, меч, и крест, и кнут...".

В пожар 1812 г. дворец Орловой, в котором остановился французский генерал Лористон, остался цел, и именно в нем Орлова дала бал, о котором долго вспоминали в Москве и писали в московских и петербургских газетах. Бал был устроен в 1826 г. по случаю коронации императора Николая 1, на нем присутствовали 1200 гостей, и залы дворца освещались 7000 свечей. Рассказывали, что после него Фотий приказал Орловой продать все, что оставалось после бала, а деньги отдать в монастыри и церкви, чтобы таким образом выкупить свой грех.

В 1832 г. она продает роскошную усадьбу за полтора миллиона Николаю 1, подарившему ее своей супруге Александрине Федоровне - с тех пор дворец стал называться Александриyским. Он почти не перестраивался, только рядом с дворцом возвели по проекту архитектора Е. Д. Тюрина здание гауптвахты и, вероятно, тогда же перепланировали парк в духе новых романтических веяний. В нем, на вершине холма над Москвой-рекой, стоит очаровательный небольшой дом с классической колоннадой, а левее его, в небольшом овраге, в начале пруда - "купальный домик", выстроенные в конце XVIII в.

Не исключено, что к украшению дворца привлекли самого известного тогда московского скульптора И. П. Витали, которому приписывают скульптуры на пилонах въезда. Сейчас обе скульптуры совершенно одинаковы, но ранее стояли две разные группы - левую разбили, когда строили в конце 1930-х гг. жилой дом, и сделали по подобию первой такую же. Еще одно уникальное скульптурное произведение - две мраморные собаки, лежащие перед входом в здание дворца. Автор их неизвестен, когда-то эти собаки стояли у галереи на Нижнем Пресненском пруду, где устраивались гулянья, а после того, как гулянья потеряли популярность, их перенесли сюда.

С левой стороны от этих владений находилась загородная усадьба Голицыных. В 1793 г. ее хозяйкой была княгиня Наталья Петровна, урожденная Чернышева, прототип пушкинской "пиковой дамы", известная в то время "Princesse Moustashe", то есть "усатая княгиня". В 1842 г. ее сын, московский генерал-губернатор Дмитрий Владимирович Голицын, продал имение в казну - тогда оно имело площадь более II десятин. По описи в парке находилось две с половиной тысячи лип, берез и кленов и два ветхих строения - каменное и деревянное.

Последнее же владение перед Калужской заставой собственно и называлось "Нескучным". Основание ему положил, по всему вероятию, князь Никита Юрьевич Трубецкой, фигура прелюбопытная в истории XVIII в.: он, став в 1740 г. генерал-прокурором Сената (один из самых высших постов в империи), в продолжении двадцати лет и нескольких царствований удерживался на этом посту в самые бурные времена, меняя свои взгляды сообразно взглядам власть имущих.

Возможно, что автором построек в усадьбе "Нескучное" был архитектор Д. В. Ухтомский - на одном из заседаний общества "Старая Москва" в 1920-х гг. демонстрировался альбом с видами имения "Нескучное", поднесенный Трубецкому архитектором. Если так, то эта усадьба была первой крупной работой Ухтомского в Москве - двухэтажный барочный главный дом, перед которым лежал регулярный сад, с геометрически правильно распланированными куртинами, зелеными ограждениями и дорожками, несколько каменных служебных строений - дома для ординарцев и караульных, камердинера, гостей, "птичный дом", галерея, ворота - все спланированное одной и той же талантливой рукой.

После смерти князя Трубецкого имение назначается в продажу - в газете "Московские ведомости" появляется объявление: продается двор "загородной, состоящий у Калужской заставы, близ Донского монастыря, с оранжереями и в доме с мебелями ценою за 30000 рублев, с заплатою оных денег в пять лет". Однако, надо думать, охотников на него не нашлось, ибо известно, что в 1776 г. сын Трубецкого князь Петр сдавал свою роскошную подмосковную: те же "Московские ведомости" объявляли, что "в доме Его Сиятельства Князь Петра Никитича Трубецкого... сего Июля с 21 дня по понедельникам и четвергам, в 6 часов пополудни, выключая дней, случающихся накануне торжественных праздников, под смотрением Мелхиора Гротти, содержателя Московского театра и разных зрелищ, бывают ваксалы, где за вход каждая персона платит по 1 рублю, выключая за ужин, напитки и конфекты, что все получается за особливую умеренную цену; онаго дому сад бывает иллюминован разными горящими в фонарях огнями; сверх того собирается музыка, состоящая в разных инструментах; словом, он, Гротти, по возможности своей старается делать все то, что послужить может к лучшему удовольствию благородного собрания: желающие же всякий день гулять в том саду впускаются безденежно, а за деньги достают только кушанья и напитки".

Не только "ваксал" интересовал московскую публику в имении "Нескучное". Так, в мае 1805 г. она наслаждалась интересным зрелищем - полетом на воздушном шаре. Очевидец так писал об этом событии: "В Нескучном, у Калужских ворот, товарищ Гарнереня (известного тогда воздухоплавателя - Авт.) Александр спустил шар, а поднявшись очень высоко, отрезал веревку и спустился благополучно на Девичьем поле, но попал в пруд. Все сие было хорошо, удачно и прекрасно".

В 1791 г. усадьба принадлежала внуку князя Никиты Юрьевича Д. Ю. Трубецкому, владельцу "дома-комода" на Покровке; тогда дворец в "Нескучном" уже был ветхим, и новый хозяин хотел его сломать. В 1821 г. "Нескучным" владеет княгиня Е. С. Шаховская, а в 1825 г. ее муж князь Л. А. Шаховской, который, как и другие владельцы больших имений, пытался извлечь из него прибыль: он устроил там лечебницу с минеральными водами, но "в тамошние ванны никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли", и он в декабре 1826 г. продал имение дворцовому ведомству.

Таким образом, единым владением царское "Нескучное" становится в несколько приемов: в ноябре 1826 г. было куплено "Нескучное" Трубецких-Шаховских, потом в 1832 г. демидовский дом и, наконец, в 1842 г. голицынский.

Царское имение славно было театром, о котором знаток московских происшествий А. Я. Булгаков писал брату в Петербург: "В Нескучном какие-то театры воздушные, весь город там бывает. Вчера дирекция собрала, сказывают, 3000 рублей; уверяют, что мысль эту дал князь Петр Михайлович (Волконский, министр императорского двора - Авт.), ибо летом никто не бывает в театрах". И, действительно, "весь город" стал посещать театр в Нескучном - он назывался "воздушным", то есть устроенным на открытом воздухе, декорациями и кулисами которого служили кусты и деревья парка.

Театр стал строиться по императорскому указу: 29 мая 1830 г. московский генерал-губернатор сообщил обер-полицмейстеру, что "Государю Императору угодно, чтобы для увеселения московской публики построен был в Нескучном саду воздушный театр". Известный актер Щепкин так описывал новый театр своему другу, также артисту И. И. Сосницкому: "...вообрази, театр весь открытый как над зрителями, так и над сценой; зад сцены не имеет занавеса и примыкает прямо к лесу; вместо боковых кулис врыты деревья; при малейшем ветерке не слыхать ни слова; к тому же карканье ворон и галок служит в помощь к оркестру; сухого приюта нигде нет". М. Н. Загоскин вспоминал о том, как "однажды в проливной дождь дотанцевали последнее действие „Венгерской хижины" почти по колено в воде". Зрителям, однако, новшество сначала понравилось, и театр пользовался завидной популярностью; "...театр, устроенный в саду под открытым небом, восхитил меня; декорациями служили вековые деревья, журчащий ручеек, дерновые скамью и кусты махровых роз. Во время антракта дамы перебегали из ложи в ложу, в креслах тоже пестрели нарядные дамские шляпки, кавалеры подносили своим избранным и их безмолвным и неулыбчивым телохранительницам букеты, фрукты и мороженое", - писала Екатерина Сушкова, известная своими воспоминаниями о М. Ю. Лермонтове.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "По землям московских сел и слобод"

Книги похожие на "По землям московских сел и слобод" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Романюк Константинович

Романюк Константинович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод"

Отзывы читателей о книге "По землям московских сел и слобод", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.