» » » » Галина Белякова - Славянская мифология


Авторские права

Галина Белякова - Славянская мифология

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Белякова - Славянская мифология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство «Просвещение», год 1995. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Белякова - Славянская мифология
Рейтинг:
Название:
Славянская мифология
Издательство:
«Просвещение»
Год:
1995
ISBN:
5-09-003831-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Славянская мифология"

Описание и краткое содержание "Славянская мифология" читать бесплатно онлайн.



Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, связано с яркой и неповторимой историей славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Автор книги приоткрывает завесу времени и рассказывает об истории происхождения славян, об их древних сказаниях, пантеоне богов, праздниках, мифах о человеке, Космосе и Земле, жизни и смерти, добре и зле…

Книга адресуется учащимся, а также всем, кого интересуют исторические истоки славянской культуры.






Турки, татары, другие восточные народы называли русских «урус», «оррус», «арс», «арты», «орначи». Иногда по созвучию называли Волгу Араксом, Арасом, что соответствовало названию и Сырдарьи в античных источниках.

Русский историк XIX в. Ф. Морошкин[116] рассказывал, что в Пермской области были земли, которые местные жители называли «Урос». Ученый полагал, что слово «Россия» означает «древлянская», или «лесная», земля: «Россия — Roscia — роща», и что оно звучит в различных видовых названиях растительного царства. Новгородское название деревень «Ракушино» (там их несколько) означает «лесное селение». В это название входят корни русских слов «ракита», «рогожа», «рог» (рожь), «рука», «руга», «рай», «раз» или «рез» (рост процента, согласно «Русской правде»). Все эти названия — русские и совершенно понятны. Рог — нарост на лбу, но в древние времена оно означало и «лес». На Украине «рог» и теперь означает «лес»; «Руга» — земля с лесными угодьями, «рука» — ветвь организма, особый вид «рога». Автор считает, что в названии «Русь» заложен принцип роста. По-латыни «рус» — «деревня», а в корне этого слова — «дерево»!

Одно и то же название в разных формах разделяло Русь на следующие владения: Русь Черноморская, Алаунская, Поволжская, Кавказская, Закаспийская, Великогерманская (Великая Скуфь), Варяжская (славяне). Скандинавская (готы), Нижнерейнская и т. п.


Многие ученые подчеркивают, что название «Русь» как термин этнографический имело весьма подвижный характер. Но в нем был корень Рода. Это еще в прошлом веке отметил русский историк А. Вельтман, подчеркнув связь санскритского, зендского и русского языков. В зендском языке «рац», «радз», «расс», в санскрите — «райя», «раджья» — область Раджистан (стан Раджи), «рассья». Отсюда понятно значение слова «Русь», «Руссия» и князей русских, т. е. родовых владык.

В городе Магдебурге (современная Германия) существовал гражданский кодекс, согласно которому князья разделялись на «простых» и «русских». «Русским» назывался тот из княжеских братьев, который при разделе оставался правителем. В этом смысле Новгород принял название «Руси», когда с пришествием Рюрика образовалось в нем правление, точно так же и Киевская область, когда в нее перешло великокняжеское правление, стала называться «Русью», т. е. «Раджией».

Б. А. Рыбаков связывает с понятием «Род» всеобъемлющее божество Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда льет дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним миром с его огненным родством.[117] Итак, с Родом связано рождение живого (род, рождение, народ, родить, природа, вода, родник), даже молния. На древнеславянском языке слово «родиа» означало шаровую молнию, излучающую свет.

Интересно сопоставление Всеобъемлющего Рода и Света — божества, которому славяне ставили идолов. Свет был поистине всеобъемлющ, как и Род. В русском языке это сохранилось до сих пор в пословице «Обойти весь белый свет». Близость Рода и Света бросается в глаза, например, в имени божества древних славян — Световита (солнечного), который почитался у западных славян в городе Арконе[118] в качестве могущественнейшего из богов.

2. КУЛЬТ ПРИРОДЫ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Древние славянские сказания, песни, заговоры, прибаутки, поговорки близки по своему складу к древней поэзии «Вед», «Авесты», песням древних германцев, а сравнительное изучение, например, этих германских и славянских песен показывает, что славянский размер более старый, первоначальный.

Где же расцвело древнее песнопение у славян? Его «прародительницей» была природа. Согласно древним поверьям, когда солнце получает новые силы от влаги и начинает светить обновленным светом, пробужденная весной душа начинает творить песню. Пению учила вода. Народное выражение «как река льется» сохранило отзвук родства между пением и течением воды. Интересно, что мелодия песни пережила века, хотя древние слова песенного сказа утрачены и заменены новыми. Русская песня протяжна: в ней отразились огромные просторы и расстояния, на которых жили и которые осваивали наши предки.

Сила народных верований сказывалась не только в складе народной песни, в манере ее исполнения и в общем строе ее мелодий. Образы, связанные с мифом, нередко определяли и содержание песенных строф, и сам напев. В сохранившихся колядках прославлялось юное солнце, в подблюдных песнях огонь и вода предвещали судьбу, веснянки закликали огонь на землю.

Поэтичны славянские сказания о почитании солнца. Долго сохранялись обряды поклонения ему, в начале весны и в начале осени выходили «караулить» солнце, смотреть, как оно «играет». Ночью, где-нибудь на высоком месте, раскладывали хворост, зажигали огни и, встретив солнце, приветствовали его песнями. В Польше девушки пекли к этому дню пирожки («слочента»), выходили на заре в поле и, разложив их на чистом белом платке, водили вокруг хороводы. Встретив солнце и поклонившись ему, делились своими пирожками, причем непременно одаривали всех близких.

Широко были распространены и сказки о солнце. Южнославянские и русские сказки воспевали солнце как доброе начало, которое указывало путь, убивало чародеев, леших, всех нечистых. Словаки верили в божественность солнца, называли его святым и владыкой неба и земли, призывали его на помощь в заговорах от недугов, гадали по лучам его. У валахов был обычай гадать на утренней и вечерней зорях: если заметят перед восходом солнца там, где оно накануне село, розовое облачко в виде серпа — жди войны; если «показывался» целый воин, то это было знамением ее счастливого исхода, военной удачи. По-хорватски папоротник называется «сунчец». Говорят, когда он расцветает, солнце побеждает черного волка и все нечистые духи гибнут…

К. Васильев. Затишье. Русская сказка

Обычно в старинных поверьях солнце почиталось в двух видах: как видимое небесное светило, занимающее середину света, все освещающее, и как бог, как царь-солнце. Царство его воображали где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают к нам, а чертоги его должны быть на высоких священных горах. Там царь-солнце восседает на своем пурпурно-золотом престоле, окруженное двором и родней. Девы ему прислуживают, заплетают волосы и поют песни. Из них главные две — Заря утренняя и Заря вечерняя. Семь звезд ангелов-судей и семь вестников, летающих по свету в образе хвостатых звезд, готовы к услугам царя-солнца. Звезда-денница ревниво смотрит за его белыми конями. К его семье принадлежат дядя солнца — старый месяц, семь его внуков и все солнцевы сестры.

В чертогах царя-солнца весной, летом и осенью бывают праздники. Славяне верили, что от солнца зависят звезды, ветры, урожай, погода; что добрым солнце помогает, а преступных наказывает; одним дает счастье, других преследует. Солнце — защитник сирот, покровитель семейного очага и счастья. Вот почему всякая семья должна иметь его образ как символ благодати.

В славянской мифологии несколько солнечных божеств, связанных, по мнению разных исследователей, узами родства: Хорс, Даждьбог, Волос, Сварожич, Радегаст, Свентовит, Яровит, Ясон. Некоторые относят к этому ряду также Ладу, Лада, Живу. Эти верования уходят своими корнями в древнюю индоевропейскую мифологию.

А. С. Хомяков на основании изучения древнейшей истории и мифологии многих народов пришел к выводу, что поклонение светилам не является первоначальной религией человечества. Звездопоклонству предшествовало поклонение солнцу и светилам. Родиной солнцепоклонства была Халдея.[119] Халдеи считались колдунами, магами. Согласно восточным поверьям, таким мудрецом, магом, как халдеи, был Зороастр (Заратустра). Славяне связывали его с Зуарасичем — Сварожичем.

По космогонии древних славян, год разделялся на две половины: летнюю и зимнюю. Летнее полугодие более соответствовало общественной, публичной деятельности, зимнее — семейному быту человека, отдыху природы. Дни солнцестояния имели у всех древних народов, поклонявшихся солнцу, важное значение, поэтому поклонение и жертвоприношения огню как символу света стали характерной чертой обрядовых игрищ и праздников славян, прежде всего Купалы[120] и Коляды.[121]

Огонь и вода почитались как божественные силы, образующие самое естество природы. Совместные действия небесного огня со священной влагой, по мнению наших предков, порождают все живое и взращивают древо жизни. Символом этого древа была береза или верба. О мифическом древе пелись народные песни. Говорится о нем и в русском заклинании: «На море-окияне, на острове Буяне, стоит белая береза вниз ветвями, вверх кореньями». Остров Буян — чудесный остров, на нем лежит белый огненный камень Алатырь, а вокруг камня, не увядая, цветет весна. Какое-то бесконечно далекое воспоминание скрыто в этом видении, в образе огня среди водных просторов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Славянская мифология"

Книги похожие на "Славянская мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Белякова

Галина Белякова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Белякова - Славянская мифология"

Отзывы читателей о книге "Славянская мифология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.