Павел Цупко - Торпедоносцы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Торпедоносцы"
Описание и краткое содержание "Торпедоносцы" читать бесплатно онлайн.
В книге автор рассказывает о боевых делах летчиков-торпедоносцев Героев Советского Союза А. Богачева, М. Борисова, И. Рачкова и других, топивших фашистские корабли и транспорты на Балтике в годы Великой Отечественной войны. В сокращенном варианте повесть была опубликована в 1978 году в журнале «Наш современник» и отмечена премией.
— Бросай же! — хотелось крикнуть командиру группы.
Но не крикнул. Не упрекнул. Понял: на самолете Носова что-то случилось. Что? В бою все бывает!
В это время в головных телефонах зазвучал голос штурмана Геннадия Чернышева; он подавал команды боковой наводки — приближалось время торпедного удара, Доворачивая торпедоносец на боевой курс, Владимир Фоменко всего на миг упустил из виду ведомого. А когда снова взглянул на него, то ужаснулся; самолет Носова с большим креном падал в воду — крупнокалиберный снаряд разнес правый мотор топмачтовика.
Это был еще не конец. Буквально в двух десятках метров от воды молодой летчик выровнял машину, перескочил через сторожевой корабль и направился к двухтрубному гиганту. Нос топмачтовика опять озарился вспышками; Носов огненным смерчем сметал с палубы транспорта прислугу «эрликонов» и зениток, пробивал дорогу следующему сзади торпедоносцу.
В эту самую минуту из-под капота левого мотора его самолета вырвалось яркое оранжевое пламя, а через пару секунд вся левая плоскость крыла заполыхала в огне. Сносимое встречной струёй пламя вытянулось позади самолета длинным багровым шлейфом. Очевидно, в эти секунды Виктор Носов вместе с экипажем принял последнее в своей короткой жизни решение: таранить!
В те скоротечные секунды командир группы оцепенел. Он не знал о решении Виктора и потому тогда не смог, не успел оценить все величие подвига и глубину самопожертвования его. Он лишь механически отметил это в сознании и смотрел, как огромный топмачтовик, объятый пламенем, больше не маневрировал. Распластав над кипящими от тысяч снарядных осколков морем широкие крылья, управляемый твердой рукой молодого летчика, он чертил в сумрачном, иссеченном бесчисленными трассами небе обширной Данцигской бухты последние метры своего бессмертного полета. Вот он поравнялся с «десятитысячником», резко опустил нос и, продолжая вести пулеметный огонь, врезался в палубу. Тотчас в том месте раздался взрыв, за ним почти сразу второй, да такой мощный, что к низким облакам взметнулся гигантский факел огня. Транспорт-великан раскололся надвое, отделившиеся нос и корма задрались к небу и быстро осели в воду. Спустя минуту-две все скрылось в пузырях водоворотов. Свинцовые волны подхватили какие-то всплывшие ящики, шлюпки, банки…
Соседние вражеские корабли в страхе метнулись в стороны…
Фоменко очнулся. Он с яростью подвернул свой торпедоносец к следующему крупному транспорту, метко торпедировал его и дождался, пока враг не скрылся в пучине. А потом долго кружил рядом, будто ждал чуда…
…После траурного митинга в авиаполку Михаилу Борисову захотелось уединения, и он пошел на берег моря.
Из туманной мглы на сушу мерно накатывались бело-гребенные волны. Плескал прибой. С морского безбрежья дул ровный холодный ветер.
Грусть и боль тяжелейшей утраты стальным обручем сдавили сердце замкомэска. Чем больше он думал о Носове, тем лучше понимал его.
Когда фашисты подбили правый мотор, Виктор, конечно, еще мог развернуться и выйти из боя, никто бы его за это не осудил.
А когда был поврежден второй мотор и самолет загорелся?.. Мог сесть на воду. Конечно, посадка на воду, да еще в шторм, могла кончиться гибелью, но нередко экипаж успевал выскочить из тонущей машины. В таком случае он был бы пленен.
Немцы — караван находился вблизи — могли в погоне за Железными крестами (за плененного летчика награждали так) вытащить их, обессилевших, из воды.
Выходило, что возможности спасения жизни у экипажа Носова были.
Были. Но какой ценой? В любой обстановке, в любой ситуации гражданин, воин обязан думать не только о себе, своих действиях, но и о последствиях!
В борьбе можно погибнуть — никто от этого не застрахован. Но погибнуть можно по-разному; трусливо, позорно или со славой, с пользой, погибнуть так, чтобы стать факелом бессмертия, гордостью родных, детей, товарищей, всего народа!
Виктор Носов, Александр Игошин и Федор Дорофеев выбрали единственно правильный путь…
Прекратив бой, топмачтовик тем самым подставлял бы под вражеские снаряды неприкрытый торпедоносец командира, бросил бы его на съедение вражеским зениткам. Летчик-комсомолец Виктор Носов, весь его экипаж и не думал о своих жизнях, не выходил из боя, а продолжал до последних мгновений принимать огонь на себя, обеспечивать атаку командира и, когда обнаружил, что бомбы не сбрасываются, принял точное решение: когда в бою в руках патриота не остается средств борьбы, он идет на крайность — делает орудием уничтожения врагов свою собственную смерть. Таран — это оружие не слабых! Таран — это оружие самых сильных духом, смелых, мужественных людей!
Виктор Петрович Носов, Александр Иванович Игошин и Федор Иванович Дорофеев глубоко почитали и восторгались подвигами Николая Гастелло и Александра Матросова, Михаила Паникахи, Александра Чикаренко и сами совершили такой же подвиг, встав в один ряд с ними…
В официальных списках Героев Советского Союза пока нет имен Виктора Носова, Александра Игошина и Федора Дорофеева, как нет в нем имен летчиков-балтийцев Петра Игашева, его штурмана Парфенова и стрелков Хохлачева и Новикова, совершивших еще 30 июня 1941 года под Даугавпилсом первый и пока единственный в истории мировой авиации двойной таран на горящем бомбардировщике — сначала уничтожили «мессершмитт», а потом врезались в гущу фашистских танков, переправлявшихся через реку Западная Двина. Но от этого величие подвига героев не меркнет! Их имена свято чтут, они живут и будут вечно жить в памяти боевых друзей, в сердце народа. Вечно!
8Героическая гибель Виктора Носова и его боевых товарищей вызвала у Михаила Борисова новый прилив ненависти к немецко-фашистским захватчикам. Уже на следующий день, невзирая на плохую погоду, он вылетел со своим экипажем в район того самого маяка Риксгерт, где погиб экипаж Виктора Носова, и наткнулся на транспорт водоизмещением семь тысяч тонн, следовавший в охранении четырех кораблей курсом на восток. Несмотря на внушительное превосходство врага в силе, Борисов с ходу торпедировал судно. Бой был напряженным, но скоротечным. Иван Рачков в полумгле помогал летчику поточнее выйти на боевой курс и потому не успел заснять результаты атаки. А когда торпедоносец вернулся к конвою, от транспорта на воде остались только пузыри — тот взорвался, фотографировать было нечего.
Так и было доложено командованию. Не имея фотодокумента, потопление транспорта экипажу не засчитали. Да летчики и не настаивали; они получили собственное удовлетворение от победы.
…После войны выяснилось, что этот транспорт вез из Штеттина в Пиллау боеприпасы для армейской группировки «Земланд». Немцы готовили против наших войск операцию под кодовым названием «Зимний ветер». Но боеприпасы не прибыли и «ветер» не состоялся.
Волна яростного гнева против фашистов после гибели экипажа Носова вспыхнула не только в сердцах Борисова, Рачкова, Демина, но и у всех летчиков минно-торпедного полка. Был открыт специальный счет мести. Уже 15 февраля, несмотря на штормящее море и сложные метеорологические условия, в районе косы Хель был обнаружен большой немецкий конвой. Караван шел в минном поле, чем немедленно воспользовались торпедоносцы и потопили четыре самых крупных транспорта и столько же кораблей охранения. При этом своих потерь не было.
В тот же день снова отличился экипаж старшего лейтенанта Борисова. На свободной охоте он потопил транспорт водоизмещением шесть тысяч тонн. Транспорт был сфотографирован и записан на личный счет летчиков. На борту машины появился еще один силуэт, десятый по счету.
Через два дня в ста шестидесяти километрах на запад от Клайпеды авиаполк разгромил очередной вражеский караван, потопив два больших транспорта и три корабля охранения.
Боевой счет неуклонно возрастал…
За частыми боями незаметно подкралась весна. Участились дожди. Дожди и туманы быстро «съедали» снег. Ложбины заполнились талой водой. Трудностей прибавилось: негде было толком высушить обмундирование, поэтому летчики старались побыстрее добраться до коттеджей.
Михаил Борисов развесил у буржуйки свой промокший летный костюм и собрался забраться в постель, как открылась дверь и в комнату вошел с кипой газет в руках Рачков.
— Миша! — с порога крикнул он. — Здесь есть про Носова.
Борисов развернул газету «Красный Балтийский флот» и с удивлением и радостью прочитал: «Баллада о летчике Носове».
— Ты знаешь песню «Вечер на рейде»? — продолжал Рачков раздеваясь. — Ее автор Александр Дмитриевич Чуркин. Так вот, эту балладу про Виктора написал он. Его тоже потряс подвиг нашего двадцатидвухлетнего сокола. Но Михаил не слушал друга. Он читал:
Еще и бритва не касалась
Его почти что детских щек…
Но гнев какой, какую ярость
Он в сердце для врагов сберег!
— Мне в политотделе сказали, что поэт эту балладу написал, что называется, на одном дыхании, за ночь… Ты что? Не слушаешь?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Торпедоносцы"
Книги похожие на "Торпедоносцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Цупко - Торпедоносцы"
Отзывы читателей о книге "Торпедоносцы", комментарии и мнения людей о произведении.