Абу Мухаммед Али Ибн Хазм - Средневековая андалусская проза

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Средневековая андалусская проза"
Описание и краткое содержание "Средневековая андалусская проза" читать бесплатно онлайн.
Сборник включает произведения разных жанров, созданные в X—XV вв.: «Ожерелье голубки» Ибн Хазма и «Повесть о Хаййе ибн Якзане» Ибн Туфейля, ранее уже издававшиеся, и рассказы и хроники разных авторов, впервые публикующиеся на русском языке.
Философская притча о смысле человеческого бытия, трогательные любовные истории и назидательные поучения, рассказы о поэтах и вазирах, воителях и правителях — все это найдет читатель в книге, которая в первый раз столь полно познакомит его со средневековой прозой арабской Андалусии.
213
…и эти слова стали пословицей. — Рассказ о стреле, поразившей тушканчика (или змею) в норе, относится к числу традиционных сюжетов арабского мусульманского фольклора и часто встречается в средневековых народных книгах (народных романах). В частности, этот сюжет играет очень большую роль в популярнейшем арабском народном романе о Фатиме-богатырше. Смысл этого рассказа и пословицы, которая сложилась на его основе, — в подкреплении мысли об отсутствии свободной воли у человека и божественном предопределении.
214
…в день Бадра… — Бадр (или Бадр Хунайн) — селение к юго-западу от Медины, где в 623 г. произошла битва между мусульманами, под руководством Мухаммада, и мекканцами-язычниками. Победа мусульман при Бадре сыграла большую роль в распространении ислама.
215
…в день Ухуда… — Ухуд (Оход), название горы, находящейся к северу от Медины, под которой произошло в 624 г. сражение между мусульманами, во главе с Мухаммадом, и язычниками-мекканцами. Битва окончилась поражением мусульман; Мухаммад был ранен, множество его сторонников убито.
216
…последним царем готов в Андалусии был Гитица… — Здесь речь идет о готском короле Витице.
217
Ифрикийя — так называли в средние века территорию Северной Африки, примерно совпадающую с нынешней Ливией.
218
Аль-Кутыйя — букв.: «готянка».
219
…а второй, имя которому Аббас… — некоторые андалусцы носили «двойное имя» — христианское и мусульманское. При этом не всегда можно установить конфессиональную принадлежность того или иного лица.
220
Стр. 375. Комес (л а т. комитес) — древний титул готской знати в Испании и вообще в средневековой Европе. Арабы в Андалусии сохранили этот титул, который мог быть пожалован только христианам.
221
…кади местных мусульман-неарабов. — В Андалусии судопроизводство было раздельным для арабов и для неарабов.
222
…она увидела Абд ар-Рахмана ибн Муавию… — Речь идет здесь о первом омайядском эмире Андалусии — Абд ар-Рахмане I «Пришельце».
223
…в девяносто втором году, в месяце рамадане — то есть в двадцатых числах июня 711 г.
224
Мухаджиры (букв.: «переселенцы») — первые мусульмане-мекканцы, переселившиеся вместе с Мухаммадом в Медину.
225
Ансары (букв.: «сторонники») — мединцы, союзники Мухаммада после «хиджры», переселения Мухаммада в Медину в 622 г.
226
…а затем заточил его, подвергнув взысканию. — Во время «взыскания» вазир, эмир или полководец должны были дать полный отчет халифу и выплатить определенную сумму денег в казну. При «взыскании» обычно применялись жестокие пытки.
227
Сура — глава Корана.
228
Аль-Фатиха — букв.: «Открывающая».
229
Аль-Вакиа — букв.: «Падающая».
230
…в конце девяносто восьмого года — то есть в конце 716 г.
231
Маула — вольноотпущенник.
232
Хумс (букв.: «пятая часть») — налог, взимавшийся с военной добычи в пользу халифа.
233
…в сто десятом году… — то есть в 728 г.
234
…повелел распять у входа на мост… — распространенный вид казни у арабов в средние века.
235
Зиммии (букв.: «находящиеся под покровительством») — иноверцы, христиане и иудеи, которых мусульманское законодательство рассматривает как «покровительствуемых» мусульманами.
236
Его зовут Тамам, что значит «Завершение»… — Среди арабов было широко распространено «гадание по именам» и истолкование их (часто весьма произвольное) в благоприятную или неблагоприятную сторону.
237
Праздник жертвоприношения — один из наиболее крупных мусульманских праздников, отмечается 10 числа месяца зу-ль-хиджа.
238
День стояния на Арафате (День Арафата). — Один из ритуалов мусульманского паломничества (хаджа) в Мекку предусматривает посещение горы Арафа (Арафат), расположенной близ Мекки. Паломники должны прибыть к Арафату 9 числа месяца зу-ль-хиджа.
239
День Мардж-Рахит — сражение при Мардж Рахит произошло в 684 г.
240
Ад-Даххак ибн Кайс аль-Фихри — один из предков упоминаемого здесь Юсуфа аль-Фихри.
241
…стала матерью эмира Хишама… — Имеется в виду Хишам I (прав. в 788—796 гг.), омайядский эмир Андалусии.
242
…и произнес пятничную проповедь… — Пятничную проповедь произносит обычно халиф или эмир — правитель данного города или области.
243
…в конце месяца шабана триста шестидесятого года… — то есть во второй половине июня 970 г.
244
…подтверждал повиновение и верность повелителю правоверных. — Боррелль был сюзереном халифа аль-Хакама II.
245
В субботу на четвертый день месяца рамадана… — то есть 1 июля 970 г.
246
Медина Кордовы — центральная часть города Кордовы, где находились крепость и дворцы халифа и высшей знати.
247
Навек изгнал бы ты… обманщика… — Очевидно, намек на халифов из династии Аббасидов — злейших врагов Омайядов.
248
Халиф аль-Мустансир — имеется в виду омайядский халиф Андалусии аль-Хакам II (прав. в 961—976 гг.).
249
…во вторник двадцать третьего дня месяца зу-ль-када… — 19 сентября 970 г.
250
…полководцы Джафар и Яхья… — два брата, сыновья известного полководца Али, разбившие в 970 г. войска мятежника-бербера Зири, восставшего в Северной Африке и Андалусии против омайядского халифа Андалусии аль-Хакама II аль-Мустансира.
251
Рабады — укрепленные предместья.
252
Загрийский колчан — традиционный эпитет колчана.
253
…в шестнадцатый день месяца сафара триста шестьдесят третьего года… — 17 ноября 973 г.
254
В триста пятьдесят девятом году… — то есть в 969 г.
Стр. 410. …первого числа месяца раджаба триста шестьдесят шестого года — 23 февраля 976 г.
255
Фитьян (мн. число от а р а б. «фатан») — привилегированное сословие, составлявшее придворную гвардию в Андалусии.
256
Мамлюк (букв.: «невольник») — раб, купленный в возрасте 6—10 лет. Мамлюков специально готовили к военной службе. Часто мамлюки добивались высокого положения и становились полководцами, правителями областей и городов.
257
…и в этом ему подавали пример узурпаторы-мутагаллибы… — Мутагаллибами называли вождей феодальных дружин, часто бывших мамлюков, захвативших в X в. власть в разных областях халифата, как на востоке, так и на западе мусульманского региона.
258
…в пятницу двадцать шестого дня месяца мухаррама триста семьдесят первого года… — 29 июля 981 г.
259
…в том числе христианского царя. — Очевидно, речь идет об одном из испанских христианских князей, союзников Галиба.
260
Мимбар — кафедра мечети, амвон.
261
…стали возглашать проповедь с перечислением всех его титулов… — Возглашение имени эмира (в данном случае хаджиба) со всеми его титулами в мечети во время пятничной проповеди равняется официальному признанию его верховной власти.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Средневековая андалусская проза"
Книги похожие на "Средневековая андалусская проза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Абу Мухаммед Али Ибн Хазм - Средневековая андалусская проза"
Отзывы читателей о книге "Средневековая андалусская проза", комментарии и мнения людей о произведении.