Киммел Майкл - Гендерное общество

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Гендерное общество"
Описание и краткое содержание "Гендерное общество" читать бесплатно онлайн.
неравенстве, основанном на тендере; социальная жизнь воспроизводит и тендерное различие,
и тендерное неравенство. Мы должны думать о мужественности и женственности «не как о
единичном объекте с его собственной историей, но как о постоянно исторически
конструируемой развивающейся социальной структуре». Кэтрин Пайк дает следующее
определение тендера:
«Тендер — это эмерджентное свойство ситуационного взаимодействия, а не роль или признак.
Глубоко закрепленная и обычно бессознательная вера в мужскую и женскую неизменную
природу обусловливает исполнение тендера в повседневных взаимодействиях. Поскольку
формирование этих верований происходит в макроструктурных отношениях власти, соответ-
ствующие культурно приемлемые способы производства ген-дера осуществляются в пользу
мужских интересов за счет женских. Таким образом воспроизводятся тендерные отношения
власти»31.
Короче говоря, социология — это уникальная лаборатория, в которой мы можем
действительно разобраться в различиях между женщинами и мужчинами, а не в том, что нам
таковыми различиями кажется, также как и в способах их производства, благодаря которым
тендерное различие оказывается продуктом, а не причиной тендерного неравенства. Мы —
гендерно сформированные люди, и мы ведем гендеризованную жизнь в гендеризованном
обществе, — но все же живем на одной и той же планете. (Фактически, может быть, только на
этой планете такие различия действительно являются значимыми.) Далее в этой книге мы
рассмотрим некоторые институты, которые создают тендерное различие и воспроизводят
тендерное неравенство, — семью, школу, рабочее место. Мы также проследим за теми
способами, которыми выражаются эти различия и неравенство в наших взаимодействиях друг
с другом — в любви, в сексуальных отношениях, в дружбе и в насилии.
ЧАСТЬ II
Гендеризованные идентичности,
гендеризованные институты
Глава 6
Гендеризованная семья
Никто прежде не просил нуклеарную семью жить замкнуто, как будто в клетке, как сейчас это делаем мы.
Без родственников, без поддержки, мы поставили ее в невозможную ситуацию.
Маргарет Мид
Я не люблю ностальгии, разве что она — моя.
Лу Рид
Почти десятилетие назад, в 1992 г., тогдашний американский вице-президент Дэн Куэйл начал
общественные дебаты о семье тем, что стал критиковать персонажей телевизионных шоу. Для
него решение Мерфи Браун, героини одного из бесчисленных сериалов, стать матерью-
одиночкой являлось насмешкой над ролью отцов и представляло семьи одиноких матерей
«как просто один из вариантов выбора стиля жизни». Сорок один миллион американцев
наблюдали риторическую месть этой героини. 21 сентября 1992г. она с экрана отчитала
Куэйла за «крайне несправедливые слова», напомнив ему и Америке, что «семьи бывают
разной формы и размера».
Но этим все не закончилось. Год спустя водном журнале было сказано, что «Дэн Куэйл был
прав», и внезапно Америка завела споры о так называемых «семейных ценностях». Некоторые
кричали, что семья «в кризисе» и разваливается из-за высокого уровня разводов,
подростковых беременностей, монородительских семей, детей работающих матерей, которых
воспитывают чужие люди, а также геев и лесбиянок, требующих права вступать в брак и
иметь или усыновлять детей. По их словам, «традиционная» нуклеарная семья 1950-х гг. из
фильма «Предоставьте это Биверу!» и других комедий, посвященных тому времени, которая
была использована одним из защитников этой модели в качестве примера «законного,
гетеросексуального, моногамного брака на всю жизнь, основанного на привязанности и
товарищеских отно-
181
шениях, с четким разделением труда, с женщиной-домохозяйкой и мужчиной,
обеспечивающим семью и имеющим в ней основную власть», стремительно исчезла под
двойным напором «общества вседозволенности» и «государства всеобщего благосостояния»
(welfare state). Множество карательных политических инициатив было разработано для
поддержки оказавшегося в осаде института семьи и восстановления именно этой семейной
модели, включая законы, направленные на ограничение развода, ограничение права женщины
на аборт, воспроизводство гетеросексуальной семьи как нормы и превращение брака из
юридически исполняемого контракта в священное «соглашение»1.
Другие, тем не менее, приветствовали новые и разнообразные изменения в семье, считая, что
они подтверждают силу американской семьи. Для них проблемы семьи коренились как раз в
убеждении, будто модель комедии положений 1950-х гг. остается универсальной и
универсально желательной семейной моделью. На самом деле карательные политические
инициативы усиливали те самые проблемы семьи, для решения которых предназначались,
ограничивая в результате равенство женщин и возможность выбора для детей. Если
попытаться осуществить ту версию семейных ценностей, которую предлагают правые, то, как
пишет журналистка Ката Поллит, «придется вернуть все девятнадцатое столетие:
восстановить культ девственности и двойного стандарта, запретить контроль рождаемости,
ограничить развод, вышибить женщин с приличных рабочих мест, вынудить не состоящих в
браке беременных женщин отдавать своих младенцев в чужие семьи на усыновление под
страхом социальной смерти, считать детей, рожденных вне брака, юридически
неполноценными».
Такой невероятный (и весьма отвратительный) сценарий означает, что лучше уж нам
привыкнуть к различиям в образе жизни и разработать политику поддержания и поощрения
всех форм семьи2.
В этих дебатах у каждой из сторон своя правда. Семья является, возможно, одним из наиболее
хрупких социальных институтов, но она оказывается и наиболее эластичным институтом.
Американская семья значительно изменилась в течение нашей истории, и форма семьи
продолжает приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Данных, что семья
приходит в состояние упадка или распада, очень мало. Брак остается весьма популярным, и из
десяти американцев каждые девять делают этот шаг в своей жизни. Доля жен-
182
щин, одиноких на протяжении всей жизни, сегодня фактически ниже, чем в начале XX
столетия. Почти половина всех браков в Соединенных Штатах — повторные, что указывает и
на растущее число разводов, и на неиссякающую веру в институт брака. Практически все
хотят вступить в брак, включая геев и лесбиянок, кампании которых за право на брак стоят
сегодня на политической повестке дня (ирония же в том, что им противостоят те самые люди,
которые хотят «защитить» брак)3.
Если нуклеарная семья не находится в кризисе, то о чем мы шумим? В основе некоторой
части дебатов о семейных ценностях лежит то, что можно назвать «неуместной ностальгией»
или романтизированным убеждением, что форма семьи 1950-х гг. (эра юности многих
участников дебатов) представляет собой вечную модель, которой должны подражать все
остальные формы семьи. В 1960-х гг. антрополог Рэймонд Бердвистелл придумал название
«сентиментальная модель» для описания того, как люди в сельском штате Кентукки рас-
сказывали или «вспоминали» о своих семьях, причем эти воспоминания, как он указывал,
имели очень мало сходства с реальными семьями рассказчиков. Часто наши описания семьи
соответствуют больше некой мифической модели, чем нашему реальному опыту.
Преобразованное в общественную политику, это туманное и антиисторическое видение часто
сопровождается нарушениями слуха, не дающими услышать неприятные звуки
современности — какафонию голосов различных групп людей в демократическом обществе,
гул рабочего места, доступного теперь и мужчине, и женщине, шум телевидения, рок- и рэп-
музыку, оргиастические стоны сексуальной
революции.
Большая часть дебатов о семейных ценностях — это смещенная в другое пространство ссора с
феминизмом, который часто несправедливо обвиняют (или, наоборот, благодарят) за то, что,
может быть, было единственным значительным преобразованием американского общества в
этом столетии: появление женщин на рынке труда. Этот процесс намного предшествовал
современному феминизму, хотя нападение на «женскую тайну», начатое женским движением
в 1960-х гг., дало работающим женщинам политический ориентир для их намерений и
стремлений.
Наконец, большая часть дебатов о кризисе семьи базируется на неправильном чтении
истории. Хотя мы думаем о семействе как о «частной» сфере, теплом убежище от холодного
конку-
183
рентного мира экономической и политической жизни, семья никогда не была таким
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гендерное общество"
Книги похожие на "Гендерное общество" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Киммел Майкл - Гендерное общество"
Отзывы читателей о книге "Гендерное общество", комментарии и мнения людей о произведении.