» » » Алексей Лебедев - Церковно-исторические повествования


Авторские права

Алексей Лебедев - Церковно-исторические повествования

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Лебедев - Церковно-исторические повествования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Лебедев - Церковно-исторические повествования
Рейтинг:
Название:
Церковно-исторические повествования
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковно-исторические повествования"

Описание и краткое содержание "Церковно-исторические повествования" читать бесплатно онлайн.



Алексей Петрович Лебедев (2 марта 1845 — 14 июля 1908) — русский историк церкви, византинист.

Алексей Лебедев родился в селе Очаково Рузского уезда Московской губернии в семье священника. Образование получал в Перервинском духовном училище, Московской семинарии и Московской духовной академии в Сергиевом Посаде, которую закончил в 1870 году. По собственному рассказу Лебедева, после окончания курса руководством академии ему было предложено на выбор занять одну из пяти кафедр в alma mater, а также кафедру метафизики в Киевской духовной академии. Свой выбор и дальнейшую свою научную судьбу Лебедев связал с кафедрой церковной истории, на которой прослужил более 25 лет. В феврале 1875 года Священным Синодом он был утверждён в звании экстраординарного профессора.

Профессор А. П. Лебедев пользовался популярностью у студентов, его аудитория была одной из самых посещаемых. Он ежегодно предлагал новые курсы, из его «школы» вышли более десяти магистров. Его ученики заняли кафедры в высших учебных заведениях Петербурга, Москвы и Одессы. Он прослужил в МДА четверть века. Характеризуя учено-литературную деятельность и заслуги А. П. Лебедева в области церковно-исторической науки, профессор А. А. Спасский писал: «Он не только поднял русскую науку на надлежащую высоту, но и привлек к ней внимание ученого Запада, сделав ее общеевропейским явлением».

Алексей Петрович Лебедев скончался 14 июля 1908 г. после непродолжительной тяжелой болезни.






______________________

* Hefele. Conciliengeschichte. Bd. I. S. 184. Zweite Auflage.  ** Ibid. S. 207.  *** Правила св. Апостолов, св. соборов с толкованиями. С. 617. Изд. Общ. Люб. Дух. Просвещ. Т. I.

______________________

Запрещая христианам исполнение зрелищных увеселений, Церковь, чтобы не оставлять лиц, снискавших себе пропитание таким занятием, без средств к жизни, брала на себя содержание бывших комедиантов. С подобным примером встречаемся в писаниях св. Киприана. Св. отец пишет к некоему Евкратию: "Ты почел нужным узнать мое мнение о комедианте, который, находясь у вас, не оставляет своего постыдного ремесла и учит этому других не к назиданию юношества, а к разорению: должен ли быть таковой в общении с нами? Я думаю, что это несообразно ни со славой божественной, ни с евангельским благочинием. Чистота и достоинство Церкви не должны быть оскверняемы столь гнусной и нечистой язвой. Если закон воспрещает мужчинам надевать женскую одежду и поражает таковых проклятием, то не большего ли осуждения достоин тот, кто не только надевает женскую одежду, но и с помощью постыдного искусства старается выразить гнусные и нескромные жесты, свойственные женщинам? И пусть никто не извиняет себя тем, что сам отстал от театра, тогда как учит тому других: нельзя почитать отставшим того, кто оставляет после себя преемников и вместо себя одного готовит многих подставных. Если таковой ссылается на недостаток и нужду от бедности, то в этой нужде можно помочь ему в числе тех, которые питаются от Церкви, только бы он захотел довольствоваться хоть и умеренным, но зато невинным содержанием. Потому употреби все зависящие средства к тому, чтобы обратить его от занятия столь зазорным и бесславным ремеслом, убеди довольствоваться содержанием от Церкви, хотя и умеренным, но спасительным. Если бы у вас в Церкви не было достаточных средств для доставления содержания нуждающимся, то может перейти к нам" (т.е. в Карфагенскую церковь)*.

______________________

* Св. Киприан Карфагенский. Письма. С. 21-22 (Твор. св. Киприана. Изд. 1-ое Киев. Духовн. академии. Т. I).

______________________

Что касается церковных законов о зрителях, то запрещаются посещения зрелищ как лицам духовным, так и всем мирянам.

В 24-м правиле Шестого Вселенского собора читаем: "Никому из числящихся в св. клире, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх... Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен". В правилах соборов Африканских запрещается посещение зрелищ всем вообще христианам (пр. 18-е): "Детям священных лиц не представляти мирских позорищ и не зрети оных. Сие же и всем христианам всегда заповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления". Непослушные этому правилу подвергались отлучению от Церкви (VI Вселен, собора пр. 51-е).

Как не строги эти церковные правила, из церковной практики, однако же, видно, что наиболее ревностные пастыри Церкви не колебались отлучать от церковного общения неисправимых театралов. Пример можно видеть в св. Иоанне Златоусте. Этот святитель, когда его внушения оказались недейственными для любителей театра, с церковной кафедры объявил их лишенными церковного общения. "Предупреждаю и объявляю громким голосом, - говорил он в церковной беседе, - если кто после этого увещания пойдет на нечистые и гибельные зрелища, того я не пущу внутрь этой ограды (церкви), не сделаю причастником Таинств, не позволю ему прикоснуться к Священной Трапезе; но как пастухи отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась на прочих, так точно поступлю и я. Итак, пусть не входит в церковь никто из предающихся этому прелюбодеянию (театру), но пусть будет отвержен и вами и станет общим врагом. Сделайте вот что (обращает речь свою Златоуст к слушателям): не разговаривайте с таким, не принимайте его в дом, не разделяйте с ним трапезы, не имейте с ним общения ни при входе, ни при выходе, ни на торжище. Таким образом, мы легко обратим его"*. У таких пастырей, как Златоуст, у которых слово не расходилось с делом, подобные угрозы, конечно, не оставались пустым звуком.

______________________

* Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 346-347.

______________________

Церковь в своих соборных постановлениях стремилась сначала ограничить зрелища, а потом и совсем запретить их в христианском обществе. Охраняя святость праздничных дней в христианстве, соборы Карфагенские запрещают игрища в дни воскресные и на Пасху. "Да воспретятся, - говорится в 70-м правиле этих соборов, - представления позорищных игр в день воскресный и в прочие светлые дни христианский веры: тем паче, что в продолжение восьми дней св. Пасхи народ более собирается на конористалища, нежели в церковь. Должно пременяти определенные для позорищ дни, когда они встречаются с праздничными". Собор Шестой Вселенский в своих постановлениях идет еще дальше: он безусловно запрещает всякие зрелища (пр. 51-е). "Св. Вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи".

Смысл последнего правила ясен. Им вовсе запрещаются зрелища. Тем не менее многие из христиан и даже клириков, неравнодушные к некоторым видам зрелищ, напр. конским ристалищам, старались ослабить силу правила и давали ему свое толкование. Об этом находим свидетельство у знаменитого греческого толкователя церковных правил патриарха Антиохийского Вальсамона. По Вальсамону, некоторые следующим образом перетолковывали указанное правило: "Говорили, это правило запрещает конские ристалища, некогда бывшие, а не те, которые бывают с дозволения и в присутствии императора. Ибо в те времена, - развивали свое доказательство возражатели, - когда конские ристалища были во власти народа и когда народ устраивал ристания когда и как хотел, когда и царь был приглашаем и не имел в этом деле никакой власти, случалось, что во времена ристаний происходило много возмутительного и неприличного. В некоторые времена происходили даже междоусобные битвы между противниками. Притом не воспрещалось сторонам и биться об заклад, и они игрой в кости и судьбу призывали к себе победу, что совершенно возбраняется божественными правилами. Допускали также и бой зверей, и иное постыдное и неприличное. А ныне, - говорили возражатели, - когда конские ристания происходят в присутствии царя и не бывает на них ничего такого, чего должно отвращаться, не подозревается, чтобы выходило что-либо худое (из посещения ристалищ). Поэтому похвально, если кто-нибудь совсем не вкушает удовольствия ни от конских ристалищ, ни от другого чего услаждающего сердце; но не подлежит наказанию и то, если клирик (даже!) будет ходить на такие конские ристания. Ибо если всякое конское ристание, как то, которое совершалось в древности, так и бывающее ныне, по мнению многих, запрещается точно так же, как и все зрелища, то иной будет вынужден сказать, что никогда ничего такого не должны делать ни царь, ни другой кто. Итак, посему, - заключали ряд своих доказательств возражатели против правил, - ристалища и зрелища должны быть разделяемы на два вида: на совершенно недозволенные, на которые непозволительно ходить не только клирикам, но и мирянам под страхом отлучения, и на дозволенные, которые и совершаются ныне, на которые не только миряне, но и клирики могут ходить без рассуждения". Вальсамон, однако, не соглашается с таким либеральным воззрением, существовавшим в Церкви. Выражая свое мнение, он пишет: "Так говорили некоторые о конских ристалищах, не подводя, впрочем, под свои рассуждения прочих позорищных игр. Но большей части и особенно людям более благоговейным, с которыми соглашаюсь и я, не нравилось это, и потому они говорили, что правила должны быть изъясняемы в смысле душеполезнейшем, а не в том, какой ведет к распущенности и безнравию", т.е. в смысле буквальном. Но и сам Вальсамон признает некоторые из существовавших в его время игр позволенными. "Может быть, - замечает он, - по причине епитимий, налагаемых этими правилами (собора VI Вселенск.), придумали царские игры, которые не возбуждают в зрителях рассеяния и нескромного смеха". Затем он поименовывает эти игры*.

______________________

* Правила св. Апостолов, св. соборов и пр. с толкованиями. С. 522-525, 617-618.

______________________

В заключение нашего очерка следует сделать несколько замечаний о мерах, которые принимались гражданской властью, христианскими императорами древней Церкви против зрелищ. Ибо и императоры со своей стороны действовали в том же направлении относительно зрелищ, как и сама Церковь. Церковь и государство в этом вопросе шли рука об руку. Император Феодосии Великий (IV в.) запретил устраивать зрелища в дни воскресные и в главнейшие праздники христианской Церкви. Другими законами христианских императоров воспрещено было воздвигать статуи в честь комедиантов, распорядителей игр и возничих, употреблявшихся при конских ристалищах; также возбранено было как в цирке, так и в театре делать что-либо оскорбительное для христианской Церкви; возбранено было назначать для театральных игр детей и женщин хорошего поведения и исповедовавших христианскую веру. Теми же законами дозволено было комедиантам, если они в опасной болезни приняли христианские таинства и однако же снова выздоравливали, не возвращаться к своим прежним театральным занятиям. Об императоре Анастасии (кон. V и нач. VI в.) известно, что он запретил неприличные театральные представления, которые давались юношами, переодетыми в женское платье. Знаменитый греческий император Юстиниан I (VI в.) во время правления Империей своего дяди Юстина I сделал было попытку закрыть театры во всей Восточной империи, а именно запретил пантомиму, за исключением города Александрии, но безуспешно*. С большей энергией и большим успехом велась христианскими императорами борьба против гладиаторских игр. Эту борьбу начал первый христианских император Константин Великий**. Его примеру последовал и император Гонорий (V в.). О нем церковный историк Феодорит рассказывает следующее: "Император Гонорий отменил издавна производившиеся в Риме поединки гладиаторов, и сделал это по такому поводу: был тогда некто Телемах, монах, человек подвижнической жизни. Однажды он направился с Востока и с определенным намерением пришел в Рим именно в то время, когда здесь происходило ненавистное зрелище гладиаторских побоищ; во время разгара борьбы двух гладиаторов он неожиданно бросился на арену и останавил борцов. Но зрители пришли в негодование от такого поступка, расстроившего зрелище, - в неистовстве на св. мужа они тут же побили его камнями. Когда об этом узнал Гонорий, он причислил Телемаха к победоносным мученикам и запретил гладиаторские бои"***. Событие примечательное; к сожалению, оно не привело к цели; последовало, по-видимому, только временное запрещение этих ужасных игр. Борьбу с этим жалким увеселением продолжает император Анастасий I, но опять без большого успеха. Привести это дело к счастливому окончанию удалось только императору Юстиниану****.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковно-исторические повествования"

Книги похожие на "Церковно-исторические повествования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Лебедев

Алексей Лебедев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Лебедев - Церковно-исторические повествования"

Отзывы читателей о книге "Церковно-исторические повествования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.