» » » Алексей Лебедев - Церковно-исторические повествования


Авторские права

Алексей Лебедев - Церковно-исторические повествования

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Лебедев - Церковно-исторические повествования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Лебедев - Церковно-исторические повествования
Рейтинг:
Название:
Церковно-исторические повествования
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковно-исторические повествования"

Описание и краткое содержание "Церковно-исторические повествования" читать бесплатно онлайн.



Алексей Петрович Лебедев (2 марта 1845 — 14 июля 1908) — русский историк церкви, византинист.

Алексей Лебедев родился в селе Очаково Рузского уезда Московской губернии в семье священника. Образование получал в Перервинском духовном училище, Московской семинарии и Московской духовной академии в Сергиевом Посаде, которую закончил в 1870 году. По собственному рассказу Лебедева, после окончания курса руководством академии ему было предложено на выбор занять одну из пяти кафедр в alma mater, а также кафедру метафизики в Киевской духовной академии. Свой выбор и дальнейшую свою научную судьбу Лебедев связал с кафедрой церковной истории, на которой прослужил более 25 лет. В феврале 1875 года Священным Синодом он был утверждён в звании экстраординарного профессора.

Профессор А. П. Лебедев пользовался популярностью у студентов, его аудитория была одной из самых посещаемых. Он ежегодно предлагал новые курсы, из его «школы» вышли более десяти магистров. Его ученики заняли кафедры в высших учебных заведениях Петербурга, Москвы и Одессы. Он прослужил в МДА четверть века. Характеризуя учено-литературную деятельность и заслуги А. П. Лебедева в области церковно-исторической науки, профессор А. А. Спасский писал: «Он не только поднял русскую науку на надлежащую высоту, но и привлек к ней внимание ученого Запада, сделав ее общеевропейским явлением».

Алексей Петрович Лебедев скончался 14 июля 1908 г. после непродолжительной тяжелой болезни.






______________________

* Св. Киприан Карфагенский. Книга о зрелищах. С. 341-342. Том I. Изд. 1-е Творений Киприана в русск. переводе при Киевской Духовн. академии.  ** Тертуллиан. Гл. IX - XIII.

______________________

Зрелища были очень популярны в римском народонаселении, толпа охотно посещала их. Они сделались такой же потребностью, как хлеб. Правительство поощряло их и покровительствовало им. В особенности это нужно сказать о гладиаторских играх. Во времена Империи эти увеселения стали неотъемлемым правом столичной черни. Государи обязывали высших сановников периодически давать игры и травли; сами они также были чрезвычайно щедры в этом отношении. Мало-помалу римское общество до того сроднилось с этими зрелищами, что даже гуманные языческие императоры не были в состоянии их ограничить. Так игры, данные императором Траяном после Дунайского похода, отличались беспримерным великолепием и продолжались четыре месяца, в течение которых сражалось до 10 000 человек. Из столицы мода на гладиаторские игры перешла и в провинции. Зрелища производили на толпу глубокое впечатление. Уже одно объявление о представлении приводило ее в чрезвычайное волнение. Громадные массы народа, для которых даже Колизей был тесен, спешили еще ночью к месту боя, происходившего обычно утром. Дурная погода и та не в силах была разогнать этих людей, наряжавшихся и веселившихся как в величайший праздник*. Подобно шумящим горным потокам, низвергающимся в море, отовсюду стремятся народные волны к месту боя: патриции на носилках, клиенты и женщины на особого рода седалищах, юноши верхом на лошадях. Господа, рабы, старики, дети, богатые, даже больные и калеки, забывая в этот день о своих немощах, наполняют улицы и смешиваются с шумящей толпой**. Потрясающим образом действовали на воображение колоссальность и великолепные арены, роскошное убранство богачей и пр. Изумленный взор прежде всего окидывает пространство внизу, где должно происходить побоище; затем поднимается выше по многочисленным уступам сидений, занятых многими тысячами зрителей, явившихся, чтобы присутствовать с необузданным любопытством при сценах беспримерного презрения к жизни и дикой отваги. Треножники, дымящиеся аравийскими благовониями, соединенные между собой гирляндами из роз, украшают колонны и столбы; порталы увенчаны блестящими арматурами из военных трофеев. Сиракузские ковры роскошными складками перекинуты через спинки сидений и рампы и опускаются своей бахромой в бассейны, в которые изливается вода из исполинских львиных голов. Пустых мест не видно***. "Надобно сознаться, - говорит христианский писатель III в.****, - что постановка игрищ цирка - действительно великолепнейшее зрелище: доказательством тому служит безмерное количество статуй, несметное число картин, блеск и пышность колесниц, носилок, венков и всяких других украшений. Сверх того, сколько церемоний, сколько жертвоприношений предшествует, сопровождает и оканчивает эти игрища! Сколько движется жрецов, приставов, воинов!" Все это привлекало, завлекало и увлекало толпу. Зрелища пленяли язычника.

______________________

* Кожевников. Указ. соч. С. 271-272  ** "Пчела", № 33. "Очерки древнерим. нравов".  *** "Пчела". Там же.  **** Тертуллиан. Гл. V и cл.

______________________

Увлекались зрелищами язычники, а за ними, к прискорбию Церкви, и христиане. Живя среди общества язычников, до страсти любивших театр, и часто только что выйдя из этой среды, христиане соревновали язычникам в посещении зрелищ. То необычайное воодушевление, с которым Тертуллиан и св. Киприан писали против зрелищ, остерегая от них христиан, показывает, что для слабых из христиан с этой стороны грозила немалая опасность. Тертуллиан с сожалением заметил, что удовольствия театра имели такую притягательную силу, что ими увлекались не только глупцы, но и мудрейшие люди. Киприан, наблюдая нравы христиан середины III в., писал, что некоторые христиане постыдно, до самозабвения привязывались к зрелищам. Он свидетельствует, что некоторые так страстно любили зрелища, что по выходе из храма устремлялись на них с евхаристическими дарами, которые раздавались для домашнего причащения, но которые они забывали или даже не находили времени занести домой*.

______________________

* Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343.

______________________

Так было в III в., когда христиане заботливо избегали язычников и языческих учреждений, когда чистота христианской жизни сохранялась с особенной ревностью, когда, по свидетельству Тертуллиана, истинный христианин тем и отличается от христианина не истинного, что первый не посещал зрелищ. Но что же было позднее? Как стали относиться христиане к зрелищам в то время, когда язычество пало, когда язычество перестало быть для христиан страшным врагом, т.е. с IV века? Зрелища еще более стали интересовать и пленять христиан. По выражению одного новейшего историка, в IV в. "житель Константинополя и Антиохии, двух восточных столиц, оставаясь христианином во всем прочем, готовый на все для защиты христианства, являлся чистым язычником в тот день, когда назначались игры цирка; страсть к удовольствию заставляла его забывать в это время все обязательства религии"*.

______________________

* Broglie. L'eglise et l'empire Romain, au IV siecle. P. 141. Deuxieme part. Paris, 1859.

______________________

Правда, во времена христианских императоров, с IV в., зрелища в некоторых отношениях теряют свой отталкивающий идолопоклоннический характер. Так, теперь запрещены были на зрелищах призывания богов, возлияния в их честь, жертвы в их умилостивление; исчезли в театрах алтари и идолы. Но во всем прочем театры и во времена христианских императоров продолжали удерживать языческую окраску, и очень густую. Трагедия и пантомима, сделавшаяся господствующей в театре, брали содержание для себя, как и прежде, так и в настоящее время из похождений языческих богов и героев. Какие роли на театральных подмостках разыгрывают актеры? Юпитера и Юноны, Марса и Венеры, Плутона и Прозерпины, Аполлона и Дафны, Язона и Медеи, Геркулеса и Тесея и пр. Хоры, сопровождавшие пантомимы и своим пением пояснявшие ход пьесы, что естественно, повторяли имена и сказания из языческой мифологии.

Театры описываемого времени, как почти всегда, были рассчитаны на то, чтобы воспламенять чувственность, будить и поддерживать низкие страсти в человеке; игры цирка по-прежнему ничего другого не внушали, кроме чувства жестокости и бесчеловечия*. Все это шло вразрез со святыми заповедями христианства.

______________________

* Chastel. Histoire de la destruction du paganisme dans l'empire d'orient. Paris, 1850. P. 208-211.

______________________

С какой страстью христиане устремлялись на эти зрелища в эпоху Церкви с Константина Великого, об этом засвидетельствовал страстный обличитель христиан IV и V вв. за их приверженность к зрелищам, св. Иоанн Златоуст. По его уверению, христиане шумной, беспорядочной толпой спешили на зрелища, не разбирая дней недели, забывая дни поста; не довольствуясь тем, чтобы побывать в театре один день, туда же стремились и на другой день и увлекали с собой невинных детей. Вот слова Златоуста относительно этого предмета: христиане "побежали смотреть на состязания и впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех или, лучше, плач. Даже и самого дня вы не постыдились, - обличает он любителей театра, - дня, в который совершилось знамение спасения рода нашего; но в пятницу, когда Господь твой распят за вселенную, когда принесена такая жертва, и отверст рай, и клятва разрешена, и грех уничтожен, в тот день, когда следовало поститься, славословить и возносить благодарственные молитвы, тогда ты, оставив церковь, и жертву духовную, и собрание братьев, и забыв важность поста, отдался в плен дьяволу и повлекся на то зрелище. И недостаточно тебе было одного дня, но и на другой день, когда следовало бы немного отдохнуть от прежнего нечестия, ты опять пошел на зрелище, из дыма бросившись в пламя. Старцы посрамили свои седины, юноши подвергли опасности свою юность, отцы привели туда своих детей, ввергая их в самом начале невинного возраста в пропасть нечестия, так что не погрешил бы тот, кто назвал бы их не отцами, а детоубийцами. Потому в особенности и скорблю я, что ты, находясь в болезни, не чувствуешь, что ты болен и не ищешь врача"*.

______________________

* Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 338-341 (Слова и беседы на разные случаи. Т. II. Изд. Петерб. Духовной акад.).

______________________

После всего сказанного понятно, почему отцы и учители древней Церкви относились к зрелищам с такой неумолимой строгостью. Христианство и театр были вещами несоединимыми!

II

Различные возражения в пользу театра; разбор их христианскими писателями древней Церкви.

Отцы и учители Церкви первохристианских веков берут на себя священную задачу отклонить частью язычников, а главное самих христиан от всякого посещения и участия в зрелищах. Они хотели отучить человека от пустых развлечений, пораждаемых праздностью, когда всей жизни человеческой недостаточно для того, чтобы приготовить себя к достойному вступлению в Царство Христово. Но эта задача отцов и учителей на деле оказалась нелегкой. Языческий мир слишком сильно влиял на христианское общество, и пастыри Церкви встречали противодействие своим воззрениям там, где меньше всего можно было ожидать этого, - в самих христианах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковно-исторические повествования"

Книги похожие на "Церковно-исторические повествования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Лебедев

Алексей Лебедев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Лебедев - Церковно-исторические повествования"

Отзывы читателей о книге "Церковно-исторические повествования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.