Никита Стифат - Сочинения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сочинения"
Описание и краткое содержание "Сочинения" читать бесплатно онлайн.
Преподобный Никита Стифат (ок. 1005 – ок. 1090 гг.) вступил на монашеский путь ещё подростком (стал послушником Студийского монастыря с четырнадцати лет). Ученик и келейник Симеона Нового Богослова (именно благодаря Никите Стифату нам известны основные труды прп. Симеона и его жизнь). Пресвитер Студийской обтели, под конец - настоятель. Никита Стифат известен как полемист, особенно с латинянами. Развивал мистическое богословие, в линиях своего учителя, т.е. с акцентом на обожении. Никита Стифат участвовал в конфликте между патриархом Константинопольским Михаилом Керуларием и латинским кардиналом Гумбертом в 1054 году, когда написал ряд антилатинских памфлетов, главным образом об опресноках.
281
η ενδιάτος πίστις — внутренняя вера, см. гл.57 данного трактата. Определение внутренней веры также у преп. Никиты в Сотницах 1:30: «Веры не той только, коею веруют в единого Бога и Единородного Сына Его, но особенно той внутреннейшей веры, коею веруем, что как все обетования Христовы, какие обетовал и уготовал Он любящим Его, так и угрозы и муки адские, кои уготованы диаволу и рабам его, несомненно истинны» (Добротолюбие. Т.5 С.90).
282
Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.528 (PG 36. 324С).
283
Образ «очей сердца», «очей души» или «очей ума» постоянно встречается в святоотеческой письменности, символизируя духовное зрение.
284
Св. Иоанн. Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). С.149.
285
См., например, Сотницы 1:74 преп. Никиты Стифата: «Устремляй мысленное око свое к созерцанию Бога». (Добротолюбие. Т.5. С.302).
286
Луг Духовный. Творения блаженного Иоанна Мосха. Сергиев Посад, 1915. С.33
287
Быт.2:16–17.
288
2Кор.10:5.
289
Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.609 (PG36. 508С).
290
2Кор.11:2.
291
«Житие преподобной матери нашей Пелагии» (Жития святых святителя Дмитрия Ростовского. Введенская Оптина Пустынь, 1993. Кн.2. С.182–194; PL 73. 663–672).
292
Дан.13:1–64.
293
Ср., преп. Никиты Стифата Сотницы 1:52: «Когда же силы ее (души) действуют не по естеству своему, восставая одна против другой, тогда и это все видится ей, не как оно есть по естеству своему; оно естественною своею красотою не возводит уже ее к познанию Творца, но, по причине страстного ее состояния, низводит в глубину погибели» (Добротолюбие. Т.5. С.95).
294
1Kop.11:28–30.
295
Дан.13:42.
296
Гл.39–41 ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.14. Свойства божественной природы. С.113–114(PG94. 860A–861A).
297
η απαρχή — «начаток»; слово απαρχή (напр. 1Kop.15:23: Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его) — имеет в православной христологии и онтологическое, и сотериологическое значение, причем последнее вытекает из первого. Христос и Сам стал начатком нашей обновленной природы. Восприняв от Пресвятой Богородицы подлинную человеческую природу, т. е. начаток нашего смешения, Христос является поэтому подлинным человеком и Спасителем людей.
298
Преп. Никита Стифат в гл. 42–43 приводит сокращенную цитату: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.3. Гл.2(46). Об образе зачатия Слова и о божественном Его воплощении. С.193–195 (PG 94. 985В, 988В).
299
εκ δύο τε και εν δυσίν — «и из двух и в двух» естествах. Указание на Деяния 5 Вселенского собора (Деяния Вселенских соборов. Т.3. СПб., 1996. С.472).
300
Гл.44 это цитата: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.3. Гл.3(47). О двух еетествах, против монофизитов. С.195–196 (PG94. 998В).
301
Преп. Никита Стифат цитирует: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.3. гл.13(57). О свойствах двух естеств. С.224 (PG94. 1033А).
302
См. св. Григорий Богослов. Слово 21. похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому: «Начало сему бешенству положил Арий, соименный умоисступлению» (примеч. 1: "'Αρειος, Арий может означать неистового, исступленного)» (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.311).
В словаре Вейсмана: "'Αρειος, собств., в пер. воинственный, храбрый; αρει–μανης, поэт., ('Αρης, μαίνομαι) беснующийся от Арея, храбрый, воинственный».
303
Прит.8:22,25.
304
Ин.14:30.
305
Символ, известный под названием Quicunque. приписывавшийся (неверно) Отцу нашему Афанасию, патриарху Александрийскому (Св. Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т.4. С.479; PG 28. 1588А).
306
Еф.4:13.
307
Евр.5:13–14.
308
В греческом тексте стоит множественное число слова «рай».
309
Ин.14:2.
310
Преп. Иоанн Лествичник в Слове 25:31 называет смиренномудрие дверью Царства Небесного: «Смиренномудрие есть дверь Царствия небесного, она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью и Сам Спаситель говорит сими словами: и внидет и изыдет (Ин.10:9) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы» (Лествица… С.174).
311
Преп. Иоанн Лествичник в заключение «Лестницы» говорит: «Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любовь; больше же всех любовь (1Kop.13:13)» (Лествица… С.251–252)
312
Ин.10:9.
313
το προαύλιον — преддверие, притвор, передний двор (НЗ). См. у преп. Максима Исповедника в Вопросоответах к Фалласию 10: «Пребывающих еще в преддверии божественного храма добродетелей» (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.49).
314
Рим.12:2.
315
Быт.2:3.
316
Мф.11:29.
317
Образ «гавани, пристани» (λιμήν) в аскетической литературе стоит в ряду синонимов для понятия «покой» в библейском смысле, т. е. цель устремлений подвижника, конечный итог истории. Из того же ряда, «святой Град», «небесный Иерусалим», «Церковь первородных» и т. д.
318
Пс.72.16–17.
319
2Кор.12:1–3
320
Еккл.1:18
321
Пс.44–2.
322
Пс.39:10–11.
323
1Кор.2:10–11.
324
Ис.11::2–3: и почиет на Нем Дух Господень, Дух Премудрости и Разума, Дух. Совета и Крепости, Дух Ведения и Благочестия, и Страхом Господним исполнится. Далее в гл.56 перечисляются эти семь энергии Духа.
325
Рим 2:4
326
Иак.3:17
327
Гал.5:22–23: Плод же духа любовь, радость, мир. долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Дальше в трактате обсуждаются эти девять плодов.
328
2 Кор.12:1–4. Толкуя указанный отрывок, преп. Никита различает два состояния — «третье небо» и «рай», считая, что они последовательно описаны как разные состояния, тогда как традиционно считается, что это описание одно и того же состояния. Более подробно толкование 2 Кор.2:1–4 см. в Письме 6.9.
329
2Кор.12–4.
330
Лк..17.21
331
Мф.6:10; Лк.11:2.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сочинения"
Книги похожие на "Сочинения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никита Стифат - Сочинения"
Отзывы читателей о книге "Сочинения", комментарии и мнения людей о произведении.