Булач Гаджиев - Шамиль
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Шамиль"
Описание и краткое содержание "Шамиль" читать бесплатно онлайн.
Q.A. --- в использованном оригинале при распознании были утеряны тексты сносок и некоторые и меток. Для облегчения дальнейшей корректуры метки оставлены.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ
Предлагаемая вниманию читателей книга необычна. Как явствует из названия, она посвящена народно–освободительной борьбе горцев Дагестана под предводительством Шамиля. Это не строгое, поэтапное, последовательное изложение войны на всем ее протяжении, а свободное и непринужденное описание впечатляющих событий и эпизодов той поры. Не претендует книга и на документальную безупречность во всех деталях и научную достоверность каждой интерпретации.
Вместе с тем, мы имеем дело с вполне продуманным, творческим соединением документальной основы с бытующими в народе представлениями о сложном периоде его истории. Заимствования из прежних публикаций здесь соседствуют с преданиями и легендами, осмысленными авторским разумением. Перед нами труд, дающий целостное представление о непростых перипетиях и важнейших этапах борьбы горцев в 20–50–х гг. XIX столетия, а не эклектическое скопление разрозненных зарисовок, толкований и оценок, итог длительной поисковой работы любознательного и заинтересованного исследователя, в котором реалии действительности пропущены через авторскую фантазию и одухотворены страстной влюбленностью в историю родного края.
Думается, что нет нужды представлять дагестанскому читателю автора настоящей книги. Булач Имадутдинович Гаджиев — личность незаурядная, редкостного дарования и недюжинных способностей. Необыкновенно широка популярность замечательного педагога и наставника, признанного историка–краеведа, человека высокого интеллекта, с широким диапазоном интересов и активных жизненных позиций, являющего собой образец последовательного и честного служения своему гражданскому призванию и профессиональному выбору. Без преувеличения можно сказать, что в Дагестане не найдется аула, школы, очага культуры, где бы не знали имя Булача. Кому из дагестанцев не полюбились его проникновенные телевизионные беседы для детей и взрослых о прошлом и настоящем Страны гор, увлекательные публикации по интереснейшим страницам истории и культуры Кавказа. И, надо сказать, что если современная дагестанская молодежь в какой‑то мере еще может составить представление о важнейших эпизодах истории Кавказской войны, то огромная заслуга в этом принадлежит Булачу Имадутдиновичу.
Настоящая книга — одна из первых целостных работ, широко освещающих борьбу горцев за свободу и независимость против царского самодержавия, попытка преодоления грубых извращений истории, имевших место в последние четыре десятилетия. Надо сказать, что она хорошо вписывается в цели и задачи, определенные «Основными выводами и рекомендациями» Всесоюзной научной конференции «Народно–освободительное движение горцев. Дагестана и Чечни в 20–50–х годах XIX в.», состоявшейся в Махачкале 20–22 июня 1989 г.
Как известно, конференция подтвердила, что борьба горцев выражала интересы всех народов Дагестана, Чечни и Северо–Западного Кавказа, находила общенародную поддержку, носила освободительный, антифеодальный, антиколониальный характер. Участники конференции отвергли имевшую вплоть до последних лет широкое распространение антинаучную точку Зрения о якобы реакционном, антинародном, националистическом и инспирированном извне характере движения горцев. Теперь, кажется, все сходятся на том, что в методологическом, научном и нравственном отношениях неприемлемо и недопустимо отказать в справедливой и прогрессивной природе народно–освободительной борьбы кавказских горцев и охарактеризовать ее как феодально–религиозную, сепаратистскую и экспансионистскую. Конференция признала необходимым осуществить подготовку и издание обширной серии документальных, научных и научно–популярных работ, в которых бы была воссоздана правда об историческом прошлом народов, об их борьбе за социальную и национальную свободу. В рамках идейных, научных и организационных установок представительного и авторитетного форума научной общественности правомерной и логичной представляется и публикация книги Б. И. Гаджиева.
Можно предвидеть нарекания отдельных читателей, главным образом исследователей, по поводу того или иного подхода к освещению отдельных страниц истории борьбы горцев в данной работе. Допускаю, что книга не лишена неточностей, авторских домыслов. И это вполне естественно при столь большом многообразии интерпретаций и толкований, которыми окутаны прошлое. и настоящее исторического процесса. Это тем более неизбежно в условиях, когда история Кавказской войны в течение многих десятилетий не изучалась в научном плане, — была, так сказать, под строгим запретом, — а лишь извращалась и искажалась всеми доступными средствами, включая непозволительные. Хотелось бы авторам новых исследований и предстоящих публикации выразить самые добрые пожелания в подлинно научном изучении одного из сложнейших явлений в истории Кавказа и России, в правдивом освещении уникальной страницы славного прошлого народов, каковой предстает народно–освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в середине девятнадцатого века. А пока свое слово сказал Б. И. Гаджиев. Спасибо ему и доброго пути его
ГАДЖИ ГАМЗАТОВ
Булач Гаджиев
Шамиль
От Гимр до Медины
В НАЧАЛЕ ПУТИ
В дагестанском ауле Гимры в семье кузнеца Дэнгау–Магомы и крестьянки Баху–Меседу 22 июля 1795 года родился мальчик Али. Рос он хилым, часто болел. В это время в аул была занесена оспа. Ею страдали многие. Не избежал хвори и Али. Жизнь постепенно угасала в нем. Когда стало ясно, что гимринские хакимы бессильны перед болезнью, родители вспомнили древний обычай: Али дали новое имя — Шамиль. Предание гласит, будто после этого сын Дэнгау–Магомы начал поправляться. Хотя мальчик спасся от смерти, болезнь оставила на его лице свою «печать» — рябинки.
Детство и юные годы Шамиля прошли в родном ауле. Товарищем по играм был соседский мальчик Кази–Магомед. Со временем их связь перерастет в глубокую дружбу, а Кази–Магомед, который был на четыре года старше Шамиля, станет даже учителем нашего героя. Им придется вместе учиться, исходить не одну тропу в Дагестане, испытать радости и невзгоды. На их пути будут и светлые дни и дни горечи, поражения и победы, но они навсегда останутся верными друг другу и избранному пути. Когда же Кази–Магомеда признают первым имамом Дагестана, Шамиль, как всегда, окажется рядом и станет его правою рукою.
Это будет впоследствии. А пока, в шесть лет, наш герой начал учиться.
С той поры жажда к знаниям овладела Шамилем. Но так как у одного учителя невозможно получить достаточное образование, то сын Дэнгау–Магомы вынужден был переходить от одного учителя к другому. Шамилю повезло. Его учителями были известные на весь Дагестан алимы Сайд, Джемал–Эддин, Лачинилау. У одного он узнает одно, у другого что‑то другое, новое. Учился он в аулах Араканы, Чиркей, Чирката, Зу–бутли, Ирганай, Хунзах, Кудутли и даже в Тарках. Шамиль изучал такие науки, как грамматика, риторика, логика, философия, блестяще овладел арабским языком.
Так, в учении, прошло более 10 лет.
Шамиль отличался еще и тем, что никогда не забывал развивать себя физически. Хилый от природы, с помощью физических упражнений он сделался необыкновенно крепким, выносливым и здоровым в юности. Шамиль увлекался различными упражнениями, благо возможностей для этого вокруг было сколько угодно. В Гимрах, например, на площади, взрослые соревновались в метании камня. На краю аула Шамиль проделывал это же самое со своими товарищами. Он внимательно наблюдал за приемами лучших метателей, а затем не только применял, но и совершенствовал их. И вскоре не было равных ему в Гимрах в этом виде упражнений.
Чтобы сбивать хурму или собирать груши, необходимо было взбираться по толстым стволам деревьев на высоту 15–20 метров. Лазание на деревья Шамиль превратил в своеобразную игру, где победителем считался тот, кто первым окажется как можно выше. И здесь отличался гимринец. Дети горцев, что называется, с пеленок не боятся высоты. Тогда нередко можно было наблюдать, как двух- или трехлетний малыш сидит на скале, свесив ножки над пропастью. Беготня по плоским крышам саклей, когда малейший промах может привести к гибели, считалась обычным явлением, так же как и прыжки с крыш, с камней, через канавы, ямы, бревна, прыжки в длину с места и с разбега. В некоторых селах при прыжке в длину применяли небольшие камни: во время толчка их отбрасывали назад из ладони, за счет чего результат прыжка получался лучшим. В то время в Дагестане хороших атлетов было много. Но Шамиля нужно отнести в разряд самых выдающихся. Путешественник Е. Марков, а затем и доктор наук Р. Магомедов утверждают, что Шамиль легко перепрыгивал через веревку, натянутую на уровне головы взрослого человека. Следует заметить, что упражнялся Шамиль в очень неудобной для этого одежде и без специальной обуви. Его прыжок через Андийское Койсу с ребенком за спиною вряд ли можно повторить, так же как и 9–метровый полет с двухэтажной башни, совершенный Шамилем в 1832 году в Гимринском ущелье.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шамиль"
Книги похожие на "Шамиль" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Булач Гаджиев - Шамиль"
Отзывы читателей о книге "Шамиль", комментарии и мнения людей о произведении.