Владимир Вернадский - Пережитое и передуманное

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пережитое и передуманное"
Описание и краткое содержание "Пережитое и передуманное" читать бесплатно онлайн.
В книгу великого русского ученого, философа и педагога В. И. Вернадского включены материалы, помогающие постичь масштаб этой поистине уникальной личности: выдержки из дневников, статьи, переписка с выдающимися современниками.
Часть дневников погибла, особенно во время революции и Гражданской войны. Важно отметить, что архив В. И. Вернадского — самый большой в архиве Академии наук — не только уникален, но и совершенно неисчерпаем, и вряд ли в ближайшие годы его удастся изучить до конца. В разных городах нашей страны, а также в архивохранилищах Франции, Польши, Великобритании, Чехии хранятся многочисленные документы и письма Владимира Ивановича, которыми еще не занимались исследователи.
Отрывки из дневников, представленные в данной книге, дают возможность читателю заглянуть в духовный мир ученого, воссоздать процесс становления личности великого естествоиспытателя, замечательного гражданина — гуманиста и патриота России.
Большой автобиографический материал заключен в письмах Вернадского к жене Наталье Егоровне Вернадской (в девичестве Стариц- кой). В 2007 г. издательство «Наука» выпустило 5–й, завершающий, том этих писем.
Амнистия как акт политической необходимости и Смертная казнь
С. 172, 177. Эти статьи[138] В. И.Вернадского были опубликованы в трудные годы реакции после революции 1905 г. Много сил Владимир Иванович отдал агитации за законопроект об отмене смертной казни и необходимости амнистии политических заключенных. «Революция пришла, — писал он, — и оказалось, что правительственная власть стоит далеко впереди их, что на ее совести несравненно больше крови и больше убийств… И занесенная кровавая рука власти не останавливается. Правительственный террор становится все более кровавым. Это орудие должно быть отнято у власти. Смертная казнь должна быть бесповоротно и окончательно отменена».
В 1906 г. В. И.Вернадский, член Государственного совета, в статье «Мысли из жизни» с негодованием отмечал: «Никогда на памяти живых людей вопросы общественной этики не становились перед нами с такой силой и яркостью, с какой они стали ныне, во времена смуты и анархии… Государственная машина совершенно расстроилась… творят величайшие преступления — убийства, поджоги и насилия, восстанавливается пытка…»
В. И. Вернадский вместе с академиком А. А. Шахматовым неоднократно писал записки в Государственную думу о необходимости провести полную амнистию, прекращение наказания за все те преступления, какие таковыми не являются при конституционном строе Российской империи.
Вопрос об амнистии политических заключенных поднимался на заседании Государственного совета 3 мая 1906 г. Выступая в Государственно совете, В. И.Вернадский, подчеркнул, что «в настоящее время — так было недавно — около 20 ООО человек находилось в ссылке и заключении. Если принять во внимание, что все они имеют семьи, то уже окажется, что до 80 000 человек тесно связаны с участью этих лиц…»
На заседании следующего дня 4 мая 1906 г. член Государственного совета криминалист Н. С. Таганцев (1843–1923) поддержал Владимира
Ивановича и добавил, что с октября по март арестовано около 23 ООО человек. С родными и близкими их окажется по меньшей мере 100 ООО.
С огромной энергией В. И. Вернадский боролся и за принятие законопроекта об отмене смертной казни. Он несколько раз выступал с яркими речами по этому вопросу в Государственном совете, писал письма в правительство и статьи в газеты.
На обращение Государственной думы к царю с просьбой об амнистии политических заключенных ответ правительственной декларации, по меткому выражению одной газеты, уместился в трех словах: «Никому, никогда, ничего».
Открытие книгопечатания
Текст печатается по книге: Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.
С. 181. Будучи профессором Московского государственного университета, В. И.Вернадский в 1902–1903 гг. прочитал 12 лекций из курса «Очерки по истории современного научного мировоззрения» — первой части работы «Труды по всеобщей истории науки». Что такое научное мировоззрение? Владимир Иванович считал, что это совокупность достигнутых естествознанием результатов и исследований, имеющих широкое значение.
Данная работа является одной из первых попыток выдающегося ученого создать всеобщую историю естествознания.
В нашей книге публикуются отрывки из лекций № 4–6.
До самого последнего времени оспаривался приоритет Иоганна Гутенберга как создателя книгопечатания. В Голландии, Франции, Италии, Бельгии есть памятники другим первопечатникам.
Детально изучив техническую суть открытия Гутенберга, В. И.Вернадский пришел к выводу, что только он одержал полную победу в сложном процессе книгопечатания. Владимир Иванович пророчески говорил в своих лекциях, что книгопечатанию предстоит вечное существование и расцвет.
Памяти М. В. Ломоносова и Общественное значение Ломоносовского дня
Статьи публикуются по книге: Вернадский В. И. Статьи об ученых и их творчестве. М.: Наука, 1997.
С. 197, 202. В. И.Вернадскому принадлежат пять работ, посвященных роли великого русского ученого в мировой науке и отечественной культуре. Самая ранняя из них — «О значении М. В. Ломоносова в минералогии и геологии» — была написана в 1900 г. Статья «Памяти М. В. Ломоносова» впервые была опубликована в журнале «Запросы жизни» (1911 г., № 5, с. 257–262), а статья «Общественное значение Ломоносовского дня» в газете «Речь» (1911 г., 8 ноября) в день открытия официальных торжеств, посвященных 200–летию со дня рождения М. В. Ломоносова.
Торжества, посвященные М. В. Ломоносову, проходили в обстановке усиливающейся реакции. В ответ на студенческие волнения на Московский университет обрушились полицейские репрессии.
В. И. Вернадский, отдавший университету 20 лет жизни, вместе с другими крупнейшими преподавателями вынужден был подать в отставку и покинуть Московский университет. Вернадский с горечью отмечал, что в России в начале XX в., как и во времена Ломоносова, ученым приходится бороться за саму возможность вести научную работу. Он призывал всех честных людей встать, как некогда М. В. Ломоносов, на защиту науки от произвола невежественных чиновников и реакционеров.
В связи с Ломоносовским юбилеем председатель Московского общества испытателей природы Н. А. Умов предложил В. И. Вернадскому выступить с докладом о Ломоносове — натуралисте. В процессе работы над докладом планы Владимира Ивановича расширились и переросли в замысел написать полную научную биографию М. В. Ломоносова — геолога и минералога, физика и химика, атомиста и философа. К сожалению, замысел остался неосуществленным.
В 1911 г. В. И.Вернадский по заданию Академии наук составил записку «О Ломоносовском институте при Императорской Академии». Это одна из первых работ ученого, посвященных проблеме создания научно — исследовательских институтов.
«Мы можем смело идти в будущее, только основываясь на прошлом. Великие традиции оставил нам в XVIII в. Ломоносов, но мы можем воплотить их в жизнь, лишь дав им новую форму Ломоносовского института», — писал В. И. Вернадский.
В 1913–1916 гг. Академия наук несколько раз обращалась к правительству с ходатайством о создании Ломоносовского института, однако ни земли, ни средств для него она так и не получила.
В течение ряда лет В. И. Вернадский не раз возвращался к творческому наследию М. ВЛомоносова. В 1920 — начале 1930–х гг. он возглавил работу Ломоносовской комиссии Академии наук, которая занималась собиранием рукописного наследия М. В. Ломоносова и материалов о его жизни и деятельности.
В 1930 г. при Академии наук был создан Ломоносовский институт геохимии, минералогии и кристаллографии (ЛИГЕМ), в составе которого на правах самостоятельных учреждений, объединенных общей дирекцией, работали Геохимический и Минералогический институты. ЛИГЕМ просуществовал до 1938 г., когда был слит с Геологическим институтом АН СССР.
Мысли и замечания о Гёте как натуралисте
Статья дается с сокращениями. Публикуется по книге: Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981.
С. 208. Интерес к жизни и творчеству И. В. Гёте (1749–1832) имеет давнюю историю. Еще в гимназические годы Володя с большим вниманием читал в оригинале «Фауста» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера».
В марте 1936 г. В. И.Вернадский заключает договор с Госиздатом о редактировании 13–томного юбилейного естественно — научного издания Гёте с обязательством написать вступительную статью о Гёте как натуралисте. В октябре 1938 г. он сдал статью в печать, но в последующие годы вносил в нее авторскую правку.
Вернадский писал: «Для Гёте научный труд буквально охватывал всю его жизнь. Для него научная работа натуралиста в течение почти всей его жизни и до самой смерти была жизненным ежедневным делом, связанным с огромной затратой сил, мысли и энергии. Он так же, как и в художественном творчестве, в ней находит выражение смысла жизни».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пережитое и передуманное"
Книги похожие на "Пережитое и передуманное" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Вернадский - Пережитое и передуманное"
Отзывы читателей о книге "Пережитое и передуманное", комментарии и мнения людей о произведении.