Игорь Срибный - Вочий вой
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вочий вой"
Описание и краткое содержание "Вочий вой" читать бесплатно онлайн.
Эта книга раскрывает несколько страниц истории казачества, малоизученных, но, несомненно, представляющих большой интерес для тех, кому не безразличны дух и прошлое этого вольнолюбивого народа. Стараниями которого прирастала Россия, который самоотверженно сражался с врагами, оберегая ее границы, который веками был гарантом безопасности Отечества.
ВОЛЧИЙ ВОЙ…
П Р Е Д И С Л О В И Е
- Да что ж это за характерник, дедушка?
- Характерник бывал человек очень разумный и знал всякую всячину; его и пуля не брала, и сабля не рубила; у него на все было средствие и способ, на все хорошее слово и польза. Характерники знали все броды, все плавы по Днепру и другим речкам; характерник из воды выводил сухого и из огня мокрого, у них быда лыцарская совесть и добродушие; жида и прочую мерзость били, грабили, жгли, а церкви не забывали. Вот что были характерники.
(Е.Гребинка. Чайковский).
Нет уж больше ни грозных днепровских порогов, ни буйной казацкой Сечи, а над большей частью славного Дикого поля плещутся ныне волны Каховского водохранилища. Но не умерла, не пропала память о Запорожье, сохранила для нас волшебные старинные сказания про загадочных характерников, этих умудренных ратной жизнью чудесников и лукавых лыцарей-чародеев, которых ни пуля не брала, ни сабля не рубила.
Впервые характерники упоминаются в летописях, относящихся ко второй половине XVI века. Мартин Бельский, описывая в своей «Хронике» битву Ивана Подковы с молдавским господарем Петром под Яссами в 1557 году упоминает, что был средь запорожцев казак, который заговаривал ружейные пули. Польский историк Папроцкий, описывая неудачный поход гетмана Самуила Зборовского в Молдавию в 1583 году, повествует о казаке, который дорог был товарищам тем, что считался «характерником» и мог заговаривать вражеские пули и делать их безвредными как для себя лично, так и для отряда, в котором он находился.
Само слово «характерник» (от греческого character – отличительная черта) обозначает человека, наделенного необычными, сверхъестественными способностями, и в силу этого выделяющегося в казачьей среде. Так произошло со знаменитым кошевым запорожцев Иваном Сирко, полковником Семеном Палием, сотником, а позднее наказным атаманом черноморцев Захарием Чепигой. Известным характерником был походный атаман донцов Михаил Черкашин, более двадцати лет водивший казаков в походы. Известны в преданиях и другие исторические личности, такие как Григорий Сагайдачный, батько Харко, казак Кравчина, братья Канциберы, старые сечевые деды Пластун, Усатый и Довгий – все они также считались характерниками.
Характерникам приписывалась в народных преданиях и способность наводить «морок», или «омману» на врага колдовскими чарами. В книге «Народная память о Запорожье. Предания и рассказы, собранные в Екатеринославщине в 1875-1905 годах» историк и этнограф Я.Новицкий приводит легенду о битве русского войска с турками. В легенде повествуется о том, что в момент, когда турки стали одолевать и ломить русскую силу, к царю подвели запорожца-характерника. «Казак встал рядом с царем и вдруг рукой поймал ядро. «Ось бачишь, каже, який гостинець! Ну тепер, каже, глянь на остров: шо там?» Глянул царь, а турок сам себя рубает, сам на себя руку поднял и пошел потоптом. Поднялась курява великая, а потом все стихло. «Дывысь тепер» - каже запорожец. Глянул царь, аж нету ни одного живого турка, порубали сами себя…»
Следующей удивительной особенностью характерников была их способность к оборотничеству. Вообще же «ликантропия» (превращение людей в волков) в славянских землях имеет корни глубокие. Самые ранние сведения о ней сохранились у Геродота (V в. до н.э.) в его знаменитой «Истории», где в книге четвертой «Мельпомена», описываются нравы скифского народа НЕВРОВ, могущих оборачиваться в волков. Надо отметить, что культ волка у индоевропейских народов очень древний и сложный, и напрямую связан с воинскими функциями. Покровителем волков у славян считался святой Егорий (Георгий), заменивший собой в пантеоне славянских богов Перуна. В языческие времена образ бога – громовержца Перуна представлялся в сопровождении двух волков, считавшихся его хортами (псами). Интересно, что от слова «хорт» происходит и название колыбели казачества – острова Хортица, который именовался также островом святого Георгия. И именно к этому острову по свидетельству «Повести временных лет» прибило идол Перуна после его низвержения в Киеве, а византийский император Константин Багрянородный отмечал, что в этом месте русы, отправляясь в поход, совершают жертвоприношения у огромного дуба.
О способности превращаться в волка свидетельствуют легенды о кошевом атамане Сирко, кстати, «сирко», «сирома» являются эпитетами волка, извечного спутника Перуна. В волка же умели превращаться и некоторые русские князья – не только Всеслав Полоцкий, который «… въ ночь волъкомъ рыскаше…», но и князь Игорь, обратившийся в волка при бегстве из половецкого плена. Так что совсем не случайно запорожское казачество укрепилось именно на Хортице, этой издревней языческой святыне, дающей нам ключ к разгадке многих тайн характерников.
Чего только не рассказывали в народе о казаках – характерниках! Говорили, что они могут нарисовать на стене лодку и уплыть на ней, нырнуть в кухоль с водой и вынырнуть где-нибудь в море, бросить на воду бурку и на ней переправиться через реку, как на плоту…Сейчас, в наш сугубо прагматичный век уже трудно различить, что в этих преданиях правда, а что народный вымысел, сказка, легенда. Но нельзя все подвергать сомнению, поскольку предания и рассказы о казаках-характерниках существовали вплоть до конца XIX века.
Пока же ясно одно - истинной подоплекой всех этих легенд, игравших только на руку хитроумным казакам, была недюжинная казацкая смекалка и неподдельная любовь к родной земле. Очень точно это подметил украинский писатель Андриан Кащенко, словами которого и завершим мы предисловие к данной книге:
«Как человек с разумом и необычным везением, то люди и считают его характерником… Умные были запорожцы, умудренные во всем, духом и волей сильные, вот и достигали того, что нам заказано. И только – то!»
Автор
ГЛАВА 1
От зари до зари видим,
Как зло творится на Руси,
И ждем, что повернется к лучшему.
И это не случится иначе, если силы
Свои не объединим и не примем
Цель единую в помыслы наши.
(«Велесова книга», дощечка 8-2)
Эта зима была для волков очень тяжелой. Поздним летом и всю осень то в одном, то в другом углу Дикого поля сходились в бешеной рубке людские массы, оставляя в степи сотни порубанных собратьев и тучи воронья, налетавшего со всех украин на свой кровавый пир.
Зайцы, сайгаки, косули, дрофы, куропатки и перепелки, населявшие степь сотни лет, и составляющие основной рацион волков, напуганные постоянными перемещениями сотен и сотен людей, в одночасье куда-то исчезли, оставив стаю без пропитания. А падаль, будь то погибший зверь или человек, волк не станет есть даже перед страхом голодной смерти.
Стая рыскала по степи в поисках пропитания, не гнушаясь даже мелкими степными грызунами. За два бесконечных зимних месяца волки лишь дважды смогли насытиться, загнав и зарезав двоих раненных в битвах коней. Но это было очень давно…
И вот уже взошла на небе новая полная луна, а стая скиталась по бескрайним просторам Дикого поля, не встречая на своем пути ничего живого, пригодного в пищу…
А вскоре наступила жестокая пора, которая у людей называется «крещенскими морозами». В эту пору человек не выходит в степь, переметаемую снежными буранами, под которыми скрываются дороги. В эту пору конь не может идти в степи, поскольку удила от мороза примерзают к его губам и рвут их. Кожаная упряжь становится хрупкой и трескается от малейшего напряжения. И негде укрыться от непогоды ни человеку, ни его коню. С наступлением «крещенских морозов» степь замирает…
Звери же, чувствуя наступление этой поры каждой клеточкой своего тела, в давние времена уходили в плавни, к теплому морю, где пережидали ее, лакомясь сусликами и хомяками, охотясь в лиманах и ериках на ондатру и бобра.
И в эту зиму вожак стаи – старый, побывавший во многих сражениях волк, носивший в своем теле наконечник стрелы и свинцовую пулю, полученные от людей, переживший на своем волчьем веку уже девять жестоких зим, повел стаю к морю.
Но, видимо, и мать-природа ополчилась нынче против своих детей – волков. Не прошли они еще и четверти пути к морю, как обрушилась на землю пурга. Мутная снежная пелена нависла над степью, закручиваемая свирепыми порывами ветра. Воздух промерз разом настолько, что волчье дыхание, вырываясь из ноздрей, тут же схватывалось инеем. Шерсть на заострившихся от голода мордах заиндевела и торчала сосульками в разные стороны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вочий вой"
Книги похожие на "Вочий вой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Срибный - Вочий вой"
Отзывы читателей о книге "Вочий вой", комментарии и мнения людей о произведении.