Анатолий Луначарский - Том 3. Советский и дореволюционный театр

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 3. Советский и дореволюционный театр"
Описание и краткое содержание "Том 3. Советский и дореволюционный театр" читать бесплатно онлайн.
В третий том вошли статьи, доклады, рецензии, речи Луначарского, посвященные русскому дореволюционному и советскому театру.
В первой части тома собраны произведения, написанные до Великой Октябрьской социалистической революции, во второй — написанные в советский период.
«А. В. Луначарский начал с возражений противникам „Ревизора“. Никакой мистики в спектакле нет. Неверно, что „Ревизор“ искажен Мейерхольдом; здесь новая версия „Ревизора“. Совершенно неверно, что в спектакле нет социальности. Выпуклая тенденция „Ревизора“ — показать великого „маленького обывателя“ с его плотоугодием, сладострастием и другими пороками. Это в Гоголе увидел и густыми мазками изобразил Мейерхольд. Этот спектакль, дающий столько неожиданного и полновесного, являет совершенную законченность. В каждый отдельный момент на сцене — прекрасная цветная гравюра. Есть и ряд недостатков. Хорошо, что в спектакле настоящие вещи, а не бутафория, но эти вещи чересчур пышны и изящны для этих утробных людей. Есть грубые места. Неясна фигура городничего. Но недостатки покрываются огромными принципиальными достоинствами этого замечательного спектакля. Всякий критик должен бы так сказать себе: „Кто виноват в том, что спектакль мне не понравился, — режиссер или я? Вероятно, я“. И должен посмотреть спектакль второй и третий раз и только тогда высказаться. Опаснее осуждать большое культурное явление, чем хвалить.
Когда ругают спектакль за то, что он якобы непонятен массам, — это угодничество отсталым слоям. Наша обязанность — поднимать массы. Да и неверно, что масса не приемлет спектакль. Я видел десятки рабочих, отлично понявших и принявших спектакль. Мейерхольд приблизил „Ревизора“ к нашей современности»
(«Правда», 1927, № 7, 9 января).На диспуте выступил также Маяковский. Он сказал:
«Величайшая заслуга Мейерхольда, которому приходится взбадривать покойников, в том, что он поставил „Ревизора“ так, что Гоголь десять раз перевернулся в гробу. В переделке текста есть места и замечательные и слабые. Мейерхольд переделал Гоголя даже недостаточно; отсебятины мало. Нужно ли вообще ставить теперь „Ревизора“? Нет. Но кто виноват в том, что Мейерхольд поставил его? Все мы. Нет новых хороших пьес…»
(там же).Огромный интерес к спектаклю вызвало появление двух сборников с критическими статьями о «Ревизоре» в постановке Мейерхольда: «„Ревизор“ в Театре имени Вс. Мейерхольда» (изд. «Academia», Л. 1927) и «Гоголь и Мейерхольд» («Никитинские субботники», М. 1927).
(4) Г. Ибсен, Комедия любви (1862).
«Любовь Яровая»*
Впервые, под заглавием «„Любовь Яровая“ К. Тренева (Малый театр)», напечатано в газете «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1926, № 303. 31 декабря.
Печатается по тексту сборника «Театр сегодня».
(1) Пьеса Ю. О'Нейля (О'Нила) «Любовь под вязами» поставлена А. Я. Таировым в Камерном театре. Премьера состоялась 11 ноября 1926 года. Художники — В. и Г. Стенберг.
(2) Премьера пьесы К. Тренева на сцене Малого театра состоялась 22 декабря 1926 года. Постановка И. С. Платона и Л. М. Прозоровского. Художник — Н. А. Меньшутин.
(3) Пьеса Д. Смолина «Иван Козырь и Татьяна Русских» поставлена 27 января 1925 года на сцене Малого театра И. С. Платоном и Л. М. Прозоровским. Художник — С. И. Иванов.
(4) В данном случае Луначарский подразумевал под левым театром революционный театр.
К юбилею М.С. Нарокова*
Впервые напечатано в газете «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1927, № 19, 25 января.
Печатается по тексту газеты.
(1) 17 января 1927 года советская общественность отмечала тридцатилетний юбилей сценической деятельности режиссера и актера Малого театра М. С. Нарокова. Решением Советского правительства М. С. Нарокову было присвоено звание заслуженного артиста Государственных академических театров.
(2) Пьеса Д. С. Мережковского «Царевич Алексей» была поставлена на сцене Театра б. Корш 4 апреля 1919 года. Постановка А. П. Петровского. Художник — Е. Соколов. В роли Петра — М. С. Нароков. Луначарский в статье «Цари на сцене» дал положительную характеристику спектакля («Вестник театра», 1919, № 36, 7-12 октября). Пьеса Н. Н. Шаповаленко «Смерть Петра I» шла в Москве, в Театре им. Сафонова (филиал Малого театра). Премьера состоялась 5 октября 1926 года. Постановка Л. М. Прозоровского. Художник — М. А. Михайлов. Роль Петра исполнял М. С. Нароков.
(3) Персонаж комедии А. Н. Островского «Лес». Пьеса была поставлена в Малом театре в 1921 году (премьера 19 апреля). Режиссер — А. А. Санин. Художник — Д. Н. Кардовский.
(4) «Железная стена» — пьеса Б. К. Рынды-Алексеева, была поставлена на сцене Малого театра 17 октября 1923 года И. С. Платоном. Художник — Е. Г. Соколов. Нароков исполнял роль Фалька Гаммера (Луначарский ошибочно назвал это действующее лицо Борлейфом).
(5) Ошибка памяти А. В. Луначарского. У Островского — Геннадий Демьянович.
(6) См. «Лес», д. II, явл. 2.
«Ревизор» Гоголя-Мейерхольда*
Впервые напечатано в журнале «Новый мир», 1927, № 2, февраль.
Печатается по тексту сборника «Театр сегодня».
(1) «Афиша ТИМ» — небольшой журнал информационного характера, издававшийся театром им. Вс. Мейерхольда в 1926 году (вышло всего три номера). В третьем номере «Афиши ТИМ» напечатана статья И. А. Аксенова «Происхождение установки „Великодушного рогоносца“».
(2) Действие спектакля развертывалось под непрерывное музыкальное сопровождение: произведения Шопена и Листа сменялись фокстротами и шимми джаз-банда; округлую площадку сцены замыкали подвешенные на кольцах стволы бамбуков, которые раздвигались с легким стуком действующими лицами при входе и выходе.
(3) А. В. Луначарский, В мире музыки, М.-Пг. 1923. Речь «О музыкальной драме» Луначарский произнес на открытии Института музыкальной драмы в 1920 году (см. также в кн.: А. В. Луначарский, В мире музыки, сост. Г. Б. Бернандт, И. А. Сац, «Советский композитор», М. 1958, стр. 47–58).
(4) В основу трагедии «Эриннии» (1873) Леконта де Лиля легла одна из частей трилогии Эсхила «Орестея» — «Эвмениды»; Гуго фон Гофмансталь воспользовался для своей трагедии «Электра» (1903) одноименной трагедией Софокла.
(5) См. примеч. к статье «„Федра“ в Камерном театре».
(6) Ср. Пушкин, «Моцарт и Сальери» (1830), сцена I.
Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля, Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери.
(7) Премьера «Бориса Годунова» в подготовленной П. Ламмом новой редакции оперы, представлявшей собою соединение двух авторских редакций М. Мусоргского, состоялась на сцене Академического театра оперы и балета в Ленинграде 16 февраля 1928 года. Режиссер С. Э. Радлов, дирижер В. А. Дранишников. Художник — В. В. Дмитриев.
(8) См. В. Дубовской, «Ревизор» В. Э. Мейерхольда («Правда», 1926, № 296, 22 декабря); Н. Семашко, Не надо замазывать правды («Правда», 1926, № 303, 31 декабря); П. Коган, О двух Гоголях и Мейерхольде («Красная газета» (веч. вып.), 1926, № 309, 24 декабря); см. также кн.: Д. Тальников, Новая ревизия «Ревизора», Госиздат, М.-Л. 1927, стр. 49 и след.
(9) Работы фламандского живописца Якоба Иорданса отличались сочным колоритом и несколько грубоватым реализмом.
Рост социального театра*
Впервые напечатано в газете «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1927, Кг 33, 10 февраля.
Печатается по тексту сборника «Театр сегодня».
(1) Трагикомедия «Купите револьвер» Бела Иллеша поставлена на сцене Театра Революции 30 декабря 1926 года В. Д. Королевым. Вещественное оформление С. М. Ефименко.
(2) Пьеса «Рост» А. Глебова поставлена на сцене Театра Революции 27 января 1927 года В. В. Люце. Художник-конструктор Г. Л. Миллер.
(3) Д. Мануильский, «Купите револьвер» («Правда», 1927, № 11, 14 января).
(4) Статья «„Купите револьвер“ (Театр Революции)» («Труд», 1927, № 27, 22 января), подписана инициалами «А. Ц.».
(5) Пьесы Э. Толлера ставились: в Театре Революции — «Разрушители машин» (1922) и «Человек-масса» (1923); в петроградском Государственном академическом театре драмы — «Эуген Несчастный» (1923); в ленинградском Большом драматическом театре — «Девственный лес» (1924). Пьесы Г. Кайзера: на сцене петроградского Большого драматического театра была поставлена пьеса «Газ» (1922); па сцене Театра «Комедия» (б. Корш) — «Иудейская вдова» (1923); в Театре-студии Малого театра шла комедия «Кино-роман» (1925).
(6) См. сборник рассказов: Бела Иллеш, Барак № 43, М.-Л. 1928..
Несколько впечатлений*
Впервые напечатано в «Красной газете» (веч. вып.), 1927, № 55, 27 февраля, в том же году в сборнике: «Степан Кузнецов», изд. ГАХН, М. 1927.
Написано в связи с тридцатилетием сценической деятельности С. Л. Кузнецова.
Печатается по тексту названного сборника.
(1) В Театре им. МГСПС С. Л. Кузнецов работал с октября 1923 до 1925 года, затем перешел в труппу Малого театра… В Театре им. МГСПС Кузнецов сыграл несколько ролен, в том числе роль Юсова из «Доходного места» Островского (премьера И марта 1925 г.) и папы Урбана VIII из «Герцога» Луначарского.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 3. Советский и дореволюционный театр"
Книги похожие на "Том 3. Советский и дореволюционный театр" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Луначарский - Том 3. Советский и дореволюционный театр"
Отзывы читателей о книге "Том 3. Советский и дореволюционный театр", комментарии и мнения людей о произведении.