Евгений Силаев - Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина"
Описание и краткое содержание "Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина" читать бесплатно онлайн.
Одна тайна осталась для Вас, Александр Александрович, не раскрытой. Был в России только один великий Минин Кузьма Минич. Кто, когда и где — «наконец установил, что герой освободительной борьбы не Кузьма Захарович, а Кузьма Анкундинович»? (стр. 53)
Кто нынче не знает Р. Г. Скрынникова? Писателя, ученого, публициста, знатока русской истории XVI—XVII веков. Кто не читал его книгу «Минин и Пожарский» («Хроника смутного времени»)? Ни один историк, в том числе наши русские, и его современники не знали того, что открыл нам автор. Сколько открыто нового, сколько переосмыслено старого. По-другому мы смотрим на события прошлого, другим мы видим Минина, Пожарского, Романовых и еще многих и многих лиц, открытых Скрынниковым. Но речь ныне о другом… Как встретили эту книгу общественность Нижнего, пресса города и области? У меня хранится только одна крохотная заметочка К. Леонидова «Народные герои». Он рекомендует нам прочитать эту книгу о «Козьме Минине». 350 страниц там! Где он раскопал там Козьму? Кто там в наших областных газетах следит за правильным написанием исторических лиц, следит ли за ошибками штат корректоров?
Не обратиться ли к руководству только что созданного в Нижнем Новгороде и пока единственного в стране «Фонда Минина и Пожарского» с просьбой переиздать книгу Р. Г. Скрынникова «Минин и Пожарский» в Нижнем Новгороде, т. к. издательство «Молодая Гвардия» выпустила ее в 1981 году в серии ЖЗЛ небольшим тиражом и только для библиотек страны. В розничной продаже она не была. Это пока единственный труд, первый. Научно-художественную биографию двух выдающихся исторических деятелей России было бы гордостью издать в городе, где жил и где хранится прах нашего земляка, Великого гражданина России Кузьмы Минича Минина.
Г. П. Надеждин
«Спасители земли русской» (1997 г.) (Житейная парсуна с клеймами)
АНКУДИНОВЫ
«Кузьма Минин происходит из многочисленной семьи потомственных Балахнинских солепромышленников, которая вела свое начало от Мины Анкудинова. Мина Анкудинов имел несколько сыновей, среди которых можно определенно назвать Сергея, Федора, Ивана и Кузьму», — пишет И. А. Кирьянов (1965 г.). К нему добавляет Н. Ф. Филатов (1986 г.) Григория и Безсона (Самсона).
В. П. Макарихин доказывает, что в «Писцовой книге XVI в.» Юрьева Поволжского имеется запись: «Владения Анкудиновых находились выше Балахны по обеим сторонам р. Волги — это территория бывшей Белогородской волости (Васильево, Катунки)»… «Позднее Мина Анкундинов сын переехал в Балахну» (стр. 8).
Там ученый упоминает прадеда Кузьмы Минина, а также называет «Коска Власов» брата Анкундина. (ГАНО. Ф 2013, Оп. 602 А, д. 26, лл. 42—43, 64)
Имеются документы, доказывающие, что в Нижнем Новгороде жил Кузьма Минин, у него была жена Татьяна Семеновна, и был у них сын Нефед. Все они носили фамилию Мининых. Нет ни одного документа, который бы доказывал принадлежность их к Анкудиновым. Нет ни слова и в московских бумагах. Логики ради Кузьма действительно был сыном Мины по деду Анкудинову: Кузьма сын Минина Анкудинова.
Можно предполагать, что, переехав из Балахны в Нижний Новгород, Кузьма Минин так и остался в Нижнем Новгороде Кузьмой Мининым, без других прозваний. О прозвании братьев речи нет.
Да и не все его братья жили в Нижнем Новгороде. Ряд бумаг подтверждает, что род Мининых продолжается на родине Минина в Балахне. Ныне в Балахне прописано 14 Мининых. Кто они? Пока никто не интересовался их родословной.
Появление статьи И. А. Кирьянова около сорока лет тому назад (1965 г.) отозвалось долгим эхом. И сейчас в столице появляются статьи, в которых прибавляется фамилия деда Анкундина. Стоит ли выдумывать и преподносить за истину то, чего не было?
Из истории известно: в 1611 году жил в Нижнем Новгороде Кузьма Минин. В Новый год — 1 сентября — был избран старостой Нижнего посада. Пройдет время, к имени Кузьмы Минина прибавят «Сухорукий» или «Сухорук», затем появится «Захарий», «Захар», «Захарьевич»… В XIX веке он станет из Кузьмы Минина «Кузьмой Захарьевичем Сухоруким»… В наше время вдруг станет «Косьма Минич Захарьев-Сухорукий» (Ольга Немировская). И последнее именословие: «Кузьма Минин (Кузьма Минич Сухорук Анкудинов)». А может быть, москвичам еще прибавить «Кузьма Минин (Кузьма Минич Сухорук Анкундинов-Балахнинец)»!? Нет! Надо остановить все это «совершенствование» и глумление над историческим лицом.
Кажется, здесь перещеголяли Джонатана Свифта, написавшего «Гулливера», где в стране Лилипутии для солидности «могущественный» император носил имя «Гольбасто момарен эвлем гердайло шефин молли олли гой».
В старину служитель церкви, опуская младенца в купель и нарекая его именем святого, утвердительно говорил: «Имя твое дано тебе в память святого… Этот святой будет хранить тебя всю жизнь…»
Большой знаток нашего древнего именословия, языковед прошлого века И. М. Туликов писал: «Русские имели все права законного имени и могли вступать без сопровождения имен христианских… Употребление их в качестве имени или прозвища зависело от воли носителя их или же воли документатора». Минину было любо его народное имя, законно было и прозвание по отцу. А величание пришло к нему за великое дело его. «В большинстве они (фамилии) образованы от отчества, в основе которых — имя отца, церковное или не церковное.
ПримечаниеВеличание. «Официальное русское именование триедино: его составляют имя, отчество (величание) и фамилия (прозвание). Именование по имени и отчеству показывает вежливое отношение к именуемому лицу, включает желание подчеркнуть уважение к нему. Слово «величать» в русском языке означает вежливость, превозносить, прославлять, чествовать, а также называть по отчеству». (А. В. Суслова, А. В. Суперанская. О русских именах. Лениздат, 1985 г. стр. 153).
«МИНА АНДУКИНОВ»
Просматривая словари имен и фамилий русских, начиная со школьного словаря Ушакова-Крючкова и кончая знаменитым современным словарем Н. А. Петровского и А. В. Суперанской (доктор филологических наук), нигде не обнаружишь русского имени Андукин или фамилии Андукинов. Просмотрены старинные святцы и ныне существующая «Настольная книга священнослужителя — месяцеслов» издания Московской Патриархии, и там нет святого Андукина.
Зато нам знакома деревня Анкудиновка — усадьба в Лукояновском уезде Нижегородской губернии, где прошли детские годы знаменитого русского писателя Петра Дмитриевича Боборыкина.
Раскроем для любопытства труд по статистике «Горьковская область — 1975 г.». На стр. 144 попадутся вам две, даже три деревни Анкундиновки: в Афонинском с/сов. Кстовского района, в Богородском районе Каменского с/сов. и в Лукояновском районе. В Нижнем Новгороде в Приокском районе имеется Анкундиновское шоссе, бывшая Анкундиновская дорога в районе Мызы («Улицы г. Горького, ВВКИ, 1872 г. стр. 108).
А фамилий уйма. У того же Николая Филипповича в чудесной книге для юношества «Нижегородские мастера» (Горький, 1988 г.) на стр. 61 читаем: «…Анкудинов Федор и Михаил Салтыков — бояре-изменники».
Что пишут об этом филологи страны?
Федосюк Ю. А. «Русские фамилии» и «Популярный этимологический словарь», М. Д‑Л, 1980 г., (стр. 17—18): «Анкудинов, Анкундин — простонародная форма имени Анкиндин (от греческого прилагательного «безопасный»)».
Н. А. Петровский «Словарь русских имен», изд. «С‑Э», 1966 г. (стр. 43): «Акиндин, а. м. простонародное Анкундин».
Значит, есть такой святой — Акиндин. Его поминают 1 мая (или 18 апреля), в сентябре 4 (август 22), в ноябре 15 (2).
Что же будем делать с именем Андукин или фамилией Андукинов? Закончим эту историю на веселой нотке! Ларчик откроется просто. Подберем к нему ключик.
Давайте выпишем столбиком фамилию по Кирьянову-Покровскому, затем — по Филатову (см. ниже). Обратите внимание: количество букв одно и то же, буквы-то одинаковые.
В третьем ряду переставим буквы «д» и «к», оставив в центре «у».
А Н К У Д И Н О В (Кирьянов-Покровский) А Н Д У К И Н О В (Филатов) А Н У И Н О В (по словарям) К ДЭта перестановка в русском языке обоснована и называется метатезом: «Один из видов комбинаторских изменений звуков или букв, слогов в одном слове называется метатезом».
Что и требовалось доказать (как в теореме). Фамилия, которая была кем-то изменена, обрела свое прежнее именование.
Как же это случилось? Можно только предполагать… В каждой церкви имеется синодик или поминальник, куда заносятся имена усопших для поминания во время богослужения. Прихожане заранее записывают их на листочке бумаги, просят дьячка, монахиню, служителя храма помянуть такого-то или таких-то… Полагаю — по молодости кто-то решил пошутить или по старости… переставил буквы и занес в синодик — «Андукинов».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина"
Книги похожие на "Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Силаев - Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина"
Отзывы читателей о книге "Минин Кузьма Минич. К вопросу о разночтенияхк имени Кузьмы Минина", комментарии и мнения людей о произведении.