» » » » Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963


Авторские права

Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Государственное издательство политической литературы, год 1963. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963
Рейтинг:
Название:
Советская сатирическая печать 1917-1963
Издательство:
Государственное издательство политической литературы
Год:
1963
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Советская сатирическая печать 1917-1963"

Описание и краткое содержание "Советская сатирическая печать 1917-1963" читать бесплатно онлайн.



Справочник по юмористическим, сатирическим журналам и газетам, издававшимся в СССР в период с 1917 по 1963 г.г.






Задумав составление большого, охватывающего целый исторический период справочника советской сатирической журналистики, авторы С. И. Стыкалин и И. К. Кременская проделали очень серьезную, трудную и плодотворную работу.

Собранный ими богатый и разнообразный материал о сатирико-юмористических изданиях, выходивших в нашей стране с 1917 по 1963 г., далеко перерастает рамки поставленной авторами задачи, и по сути дела, представляет собой своеобразную и интереснейшую антологию советской сатирической периодики.

Перед нами — больше, чем «аннотированный указатель» или "справочник", как скромно именуют авторы свой труд. Перед нами широкая и яркая картина становления и развития советской сатирической публицистики со всеми ее достижениями и недостатками, успехами и слабостями, удачами и неудачами.

Авторы не ограничились сообщением чисто справочных и библиографических сведений, но дали одновременно глубокие и содержательные характеристики целого ряда сатирических изданий. Помимо этого, они широко вводят в свои аннотации многочисленные выдержки, цитаты, любопытные сатирические «декларации», которыми обычно открывались новые журналы, стихи и прочие материалы. Все это, вместе взятое, не только очень живо и выразительно рисует общественное и художественное лицо тех или иных изданий, но и помогает современному читателю понять и почувствовать настроения и особенности определенных периодов и этапов в жизни нашей страны, представляет собой большой познавательный, документальный и исторический интерес.

Если учесть к тому же, что издание богато иллюстрировано репродукциями с редких журналов, рисунков и карикатур, то следует сделать вывод, что читатель получит интересную, ценную и увлекательную книгу, которой давно не хватало на наших книжных полках.


Бор. Ефимов,

народный художник РСФСР,

член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий.

ВЫСМЕИВАЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ПОРОКИ, ПЕРЕЖИТКИ И НЕДОСТАТКИ, САТИРА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ЛЮДЕЙ ОТ БОЛЕЗНИ, ПОМОГАЕТ ЛЮДЯМ ИЗЖИВАТЬ НЕДОСТАТКИ. ТАК ЧТО САТИРА И ВПРЕДЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НА ВООРУЖЕНИИ НАШЕЙ ПАРТИИ И НАРОДА, РАЗИТЬ ВСЕ, ЧТО МЕШАЕТ НАШЕМУ ПРОДВИЖЕНИЮ К КОММУНИЗМУ.

Н. С. Xрущёв.

(Из речи на 3-м съезде писателей 22 мая 1959 г.)


САТИРА — ЭТО КАК ОСТРАЯ БРИТВА; ПОКАЗАТЬ НАРОСТЫ ЧЕЛОВЕКА И СРАЗУ, КАК ХОРОШИЙ ХИРУРГ, СРЕЗАТЬ ИХ. НО ОРУЖИЕМ САТИРЫ НАДО УМЕТЬ ХОРОШО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ, КАК ХИРУРГ ПОЛЬЗУЕТСЯ СВОИМ НОЖОМ, С ТЕМ, ЧТОБЫ СРЕЗАТЬ ВРЕДНЫЙ НА — РОСТ И НЕ ПОВРЕДИТЬ ОРГАНИЗМ, НЕ ПРИЧИНИТЬ ЕМУ ВРЕДА. ЗДЕСЬ НУЖНО МАСТЕРСТВО.

Н. С. Xрущёв.

(Из речи на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства 8 марта 1963 г.)

ОРУЖИЕМ САТИРЫ

А. В. Луначарский обратил как-то внимание на характерную особенность советского народа — любовь к оптимистическому, жизнеутверждающему смеху. «Я часто слышу смех, — писал он в 1920 году. — Мы живем в голодной и холодной стране, которую недавно рвали на части враги, но я часто слышу смех; я вижу смеющиеся лица на улицах, я слышу, как смеется толпа рабочих, красноармейцев на веселых спектаклях или перед забавной кинолентой. Я слышал раскатистый хохот и там, на фронте, в нескольких верстах от мест, где лилась кровь. Это показывает, что в нас есть большой запас силы, ибо смех есть признак силы. Смех не только признак силы, но сама — сила… Смех — признак победы…»[1]

Эти замечания могли бы послужить убедительной иллюстрацией мыслей К. Маркса по поводу смеха и его роли в истории. «Гегель где-то отмечает, — писал К. Маркс, — что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса»[2]. Ту же мысль высказывал он и в другом месте: «История действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть ее комедия». Объясняя эту закономерность, К. Маркс добавлял: «Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым». Отживающее свой век старое, вступая в противоречие с новым, приобретает комические черты. Старые общественные отношения, старые порядки перед лицом утверждающегося нового, более прогрессивного выставляют напоказ всему миру свое ничтожество, комичны, являются, по меткому замечанию К. Маркса, «лишь комедиантом миропорядка». И новый мир, чувствуя все превосходство свое над старым, смеясь и негодуя, расстается с прошлым, прилагает все усилия к тому, чтобы скорее добиться наступления «такой веселой исторической развязки» для изживших себя общественных порядков".[3]

Именно таким смехом победителей смеялся советский народ, впервые в истории человечества взявший власть в свои руки и приступивший к строительству первого в мире социалистического государства.

Революционную роль смеха, его значение в борьбе с отживающим прекрасно понимали великие русские революционные демократы. «Смех — одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и еще держится, бог знает на чем, важной развалиной, мешая расти свежей жизни и пугая слабых»[4],— писал А. И. Герцен. «Смех — одно из самых мощных орудий разрушения, — замечал он в другом месте. — От смеха падают идолы, падают венки и оклады и чудотворная икона делается почернелой и дурно нарисованной картиной»[5]. Хорошо сказал о специфике смеха в борьбе с отрицательными явлениями жизни М. Е. Салтыков-Щедрин. «Философы, — заметил он, — пишут с целью разъяснения подобных действий целые трактаты; романисты кладут их в основание многотомных произведений; сатирики делают то же дело, призывая на помощь оружие смеха. Это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех»[6].

Отсюда и те широкие задачи, которые ставили великие русские революционные демократы перед сатириками своего времени, перед литературой критического реализма. Отсюда и та огромная роль сатиры в развитии русской литературы, о которой Н. А. Добролюбов говорил, что она «началась сатирою, продолжалась сатирою и до сих пор стоит на сатире» 5. Русские сатирики приложили немало усилий, чтобы ускорить час краха самодержавия, приблизив тем самым веселую историческую развязку.

Широко использовала оружие смеха в борьбе с царизмом и капиталом Коммунистическая партия. Сатирический образ, сарказм, ирония органически вплетаются в ткань публицистических статей В. И. Ленина. Часто прибегали к сатирическим жанрам видные публицисты партии В. В. Воровский, М. С. Ольминский, А. В. Луначарский и др. Уже начиная с ленинской «Искры», сатира прочно утверждается на страницах большевистской печати. Именно тогда, в условиях самодержавной действительности, партия вырабатывает основные принципы качественно новой, пролетарской сатиры, развивающейся вместе с литературой социалистического реализма.

В революционные дни 1905 г. по инициативе А. М. Горького предпринимается первая попытка создания сатирического журнала большевистского направления. Журнал «Жало», вышедший под идейным руководством основоположника пролетарской литературы А. М. Горького в самый канун Московского вооруженного восстания, четко наметил новую, социалистическую тенденцию в русской сатирической журналистике, сыграл заметную роль в развитии пролетарской сатиры. При царизме большевикам не удалось наладить регулярный выпуск своего сатирического органа. Однако пролетарская сатира, развивающаяся на страницах большевистских газет и журналов, уже громко заявляла о своем существовании, имела вполне самостоятельное, ярко выраженное лицо. С позиций пролетарской партийности пролетарские сатирики бичевали самодержавные порядки, показывали хищническое лицо и лицемерие буржуазии, осмеивали либералов, развенчивали и третировали лжесоциалистов, оппортунистов и соглашателей, пытавшихся разложить изнутри рабочее движение. Оценивая царскую действительность с позиций самого революционного и прогрессивного класса, пролетарские сатирики немало потрудились, раскачивая прогнившие устои царизма, звали массы на решительный штурм обветшавшего самодержавия и идущего ему на смену капитала, способствовали утверждению новых форм жизни.

Большое значение для формирования основополагающих принципов и методов пролетарской сатиры сыграли указания В. И. Ленина, его повседневная практика страстного и непримиримого к политическим врагам публициста. В. И. Ленин требовал от большевистских литераторов вести «беспощадно-истребительную войну» с политическими врагами партии и народа, учил их писать таким языком, так формулировать свои мысли, чтобы «вызвать у читателя ненависть, отвращение, презрение» к врагу, с тем чтобы «уничтожить, стереть с лица земли его организацию». Вместе с тем В. И. Ленин проводил четкую грань между истребительной войной против политического противника, «разрушающей враждебную организацию, уничтожающей ее влияние на массы пролетариата» путем ее самого беспощадного третирования, и лояльной, корректной критикой ошибок товарищей по совместной борьбе, направленной на исправление, убеждение их[7]. Эти указания вождя революционного пролетариата имели и имеют огромное значение, они определяют принципы и методы советской сатиры наших дней.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Советская сатирическая печать 1917-1963"

Книги похожие на "Советская сатирическая печать 1917-1963" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Стыкалин

Сергей Стыкалин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963"

Отзывы читателей о книге "Советская сатирическая печать 1917-1963", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.