» » » » Николай Амосов - Будущего бояться не нужно


Авторские права

Николай Амосов - Будущего бояться не нужно

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Амосов - Будущего бояться не нужно" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Будущего бояться не нужно
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Будущего бояться не нужно"

Описание и краткое содержание "Будущего бояться не нужно" читать бесплатно онлайн.



Статья из "Литературной газеты" 1999 37






Амосов Н

Будущего бояться не нужно

Моя жизнь была замкнута на хирургию. Но не только — еще хотелось понять мир. Сейчас меня интересуют общество и будущее человечества.

Скажу сразу: предлагаю для размышления четыре идеи: 1. Созревание цивилизации. 2. Глобализация. 3. Однополюсный мир. 4. Решение «глобальных проблем» человечества.

Мрачные прогнозы для человечества делались всегда. Сначала — от религий, теперь — научные. Все прогнозисты призывают нас одуматься, чтобы спастись.

А можно ли предвидеть будущее человечества?

И да, и нет. «Да» — неизменная биологическая природа человека и уже существующая действительность позволяют рассчитать динамику. «Нет» — любая эволюция представляет собой почти непредсказуемый процесс самоорганизации.

Теорию самоорганизации разработал И.Р. Пригожин. Излагать ее — сложно. Приведу пример. Видели вы морозные узоры на окнах? Холод, вода и стекло — а какая сложная картина! Подышите — растает, а через полчаса — новая и уже совсем другая! При вроде бы тех же условиях! Самоорганизация ~ это самопроизвольное возникновение и наращивание структур, зависящее от неравновесности материи и внешних воздействий. Вся эволюция мира — от атомов до человека — произошла в силу самоорганизации.

Она исключает точный расчет будущего — по разуму.

Я занимался Алгоритмом Разума 40 лет и могу сказать: любой разум недостаточно разумен. 1. Он ограничен — всегда мало знаний. 2. Он субъективен: разум управляет объектами, а чувства управляют сами разумом. 3. Он увлекается… Правда, наука накапливает разум, и возможности его возрастают.

НАЧАЛО

Точкой отсчета в любых прогнозах может быть только человек. Биологический Человек — это стадное животное с творческим разумом. «Человек общественный» отличается тем, что его поведение определяют не только потребности, но и убеждения, придуманные самим или полученные от общества — от идеологий.

Потребности — от инстинктов: от инстинкта самосохранения — потребность в пище, защите, от интеллекта и инстинкта размножения — потребность в семье. Но главный инстинкт для понимания общества — стадный. Он дает целый набор потребностей-чувств. Когда человек один, то хочется хотя бы кого-то увидеть, послушать. Послушал — самому высказаться. Дальше — командовать, навязать свою волю. Это — лидерство — важнейшая потребность.

Люди разные — сильные, средние, слабые… добрые, жадные… Но только лидеры с сильным характером определяют прогресс. А не массы!

Так каков же он, человек? Судите сами. Приведу две цифры. На помощь бедным странам богатые отчисляют аж 1 % бюджета при соотношении доходов на душу 32 к 1. Военные расходы всех стран — около 400 миллиардов долларов в год, а на защиту природы тратят 50. Вывод: человек — эгоистическое, жадное и агрессивное существо! Но если бы не было в нем хорошего начала, разве распространились бы великие религии? Так бы и жили: человек человеку — волк. Да, противоречивость… И не без надежды.

Общество людей родилось из стаи. Этологи описали ее этику: каждый отдельно добывает пищу и ни с кем, кроме детенышей, не делится. Могучая потребность в общении собирает существа в группы — по родству, по возрасту, интересам, а стремление к лидерству побуждает бороться в них за первое место («порядок клевания» — в стае кур!). Ссоры и драки за самку, первенство или пищу — часты, но не доходят до убийства. Вожак завоевывает свое место в борьбе и деспотически управляет стаей. Все представители другой стаи — враги. Стая бьется с ними насмерть. Детеныши и слабые оберегаются. Существует справедливость обменов при общении: ласками, услугами, но также — и угрозами. Взаимоотношения отрабатываются в играх. У животных различных видов встречаются в стаях элементы демократии и коллективизма.

Государство — это тоже стая, только в ней действуют не особи, а группы. Люди собираются в них в силу стадного инстинкта и факторов цивилизации: разделения по труду, собственности, происхождению, богатству… Группы — со своими лидерами и с антагонизмом в отношении других групп.

Социальная эволюция началась с изобретения орудий и знаков речи. Особенно важна речь. Она усилила общение первобытных людей, обеспечила накопление информации в стае, увеличила управляемость коллективными действиями, отделила одну стаю от других и превратила ее в племя со своим языком. Речь заложила основы абстрактного мышления — создания обобщенных понятий. В частности: «Я» и «Они», жизни, смерти и бессмертной души. А потом и богов.

Прогресс человеческих сообществ (самоорганизация!) был не у всех одинаков. Из тысяч существовавших племен в цивилизации превратилось около двадцати. Остальные исчезли, а некоторые еще продолжают полудикое существование в джунглях Южной Америки и Африки.

ИДЕОЛОГИИ

Общество людей отличается от стаи идеологией. Она выражается в словесных формулах (что хорошо, что плохо и как надо) и устанавливает определенный порядок в обществе, отличный от стаи. Фразы-убеждения, производные от идей, регулируют притязания, естественные потребности и действия граждан.

Источник идеологий — потребности. У сильных и слабых типов существует большая разница в их приоритетах. И, в частности, в значимости индивидуализма и коллективизма. Из этого родились противоречивые гипотезы о справедливом обществе.

Первую гипотезу породили слабые: все люди одинаковы по своим телесным потребностям, значит, они должны работать сообща и делить плоды труда поровну (власть — демократия). От этой гипотезы родилась христианская община, а впоследствии — социализм. Практически реализовать это не удалось, так как сильные сопротивлялись равенству, требовали свободы, а слабые не хотели работать, поэтому понадобилась диктатура.

Вторую гипотезу породили типы сильные: люди разные по своим возможностям, поэтому пусть каждый работает на своем поле и сполна получает, что заработал. Отсюда вырастали частная собственность, наемный труд и капитализм. Как, впрочем, и протестантская этика того же христианства. Управлять обществом должны сильные и богатые. Отбор — через состязание.

Между крайними идеями существует много промежуточных. Однако лишь некоторые из них оказались жизнеспособными.

Координаты идеологии — власть, собственность, информация и мораль. Собственность заложена в потребности: делать запас пищи. Присвоение и распределение пошло от власти.

Власть — выражение лидерства. Послушание власти — от страха и подчиненности. Власть, подчинение и вера авторитетам достались обществу от стаи. То же касается этики и понятия справедливости обменов: труд — на вещи, вещи и похвалы — на подчинение. Эволюция власти шла от вожака в стае — к современной демократии. Альтернатива: идеологический тоталитаризм — как при коммунизме, фашизме или религиозном фанатизме.

Информация — производная от любопытства и творчества. Накопление ее началось вместе с речью и обеспечило превращение стаи в общество. Эволюция информации — образование и научно-технический прогресс (НТП). Избирательное ограничение информации проповедуют тоталитарные идеологии.

Эволюция морали шла от этики стаи через «табу», местные, а потом мировые религии, через рост образования — к современному гуманизму. Общая тенденция — расширение прав личности в ущерб правам государства, с сохранением доли коллективизма. Источники крайних вариантов морали — коммунистическая или националистическая идеология.

«Идеальной идеологии», пригодной для всех и всегда, не существует. Счастливое для всех общество нельзя, создать в принципе. Возможны только компромиссы. Жизнеспособность доказывается устойчивостью, прогрессом, соревнованием, уровнем экономики, культуры, традициями. Имеют значение мировые тенденции в политике. И даже — идеологические «моды» (XX век — социализм).

СОЗРЕВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Это самоорганизующийся процесс, «двигателем» которого является НТП, влекущий за собой изменение организации и, по обратной связи, стимулируемый ею. Созревание идет во всех странах, но с очень разной скоростью. Глобальная цель — гуманизация общества.

Зрелое общество, на примере Западной Европы, выглядит так: доход на душу — до 15–25 тысяч долларов в год. Его прирост замедляется до 2–3 %. Рынок. Госсобственность — 20–40 %; материальное неравенство в своем пределе характеризуется отношением 1 к 7. Мораль — гуманизм, компромисс личного и коллективного интересов. Власть: развитая многопартийная демократия, гарантированные гражданские права. Расходы на пенсии, здравоохранение и пр. составляют половину бюджета. Образование длится 18–20 лет. Низкая детская смертность, продолжительность жизни — за 70 лет.

Промышленность воплощает «высокие технологии». Природа ухожена…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Будущего бояться не нужно"

Книги похожие на "Будущего бояться не нужно" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Амосов

Николай Амосов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Амосов - Будущего бояться не нужно"

Отзывы читателей о книге "Будущего бояться не нужно", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.