Жак Ле Гофф - Цивилизация средневекового Запада

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цивилизация средневекового Запада"
Описание и краткое содержание "Цивилизация средневекового Запада" читать бесплатно онлайн.
Книга «Цивилизация средневекового Запада» написана известным французским историком школы «Анналов» Жаком Ле Гоффом.
Этот крупнейший специалист по истории Средних веков не только рассматривает реалии эпохи и материальные аспекты пространства и времени, но и открывает современному читателю повседневную жизнь средневекового человека, который переходил от насилия к мирной жизни, от веры к знанию, изобрел механизмы, часы, университет и нации.
Один из самых авторитетных историков XX века, Жак Ле Гофф рассматривает средневековый Запад в заданных им параметрах пространства-времени, материальной культуры и социальной иерархии, открывающих нам как человека Средневековья в его повседневности и в его ментальности, так и особенности духовной культуры людей в Средние века. Книга, ставшая классической работой о Средних веках, впервые издается вместе с оригинальным «Справочным индексом» — авторским комментарием основных понятий и персоналий эпохи.
Дьявол
Постоянная угроза. Искуситель и соблазнитель. Силен своими кознями. «Извечный враг рода человеческого».
Е
Ева
Женщина, великая грешница. Противопоставлялась Марии, новой Еве. Притягивала и пугала.
Евреи
Убийцы Христа. Необходимые как ростовщики и козлы отпущения. К ним часто обращались за советом как к обладателям знания (раввины). Объект враждебности и изгнания начиная с XI в.
Европа
Для клириков — одна из трех частей света. Противостояла Африке и Азии, например в Крестовых походах. Понятие ученое, не вызывавшее, в отличие от понятия «христианский мир», эмоциональной реакции.
Ереси
Перед лицом христианской ортодоксии, которая мало-помалу определилась на вселенских соборах IV–V вв. (особенно на Никейском в 325 г.), христианский мир потрясли великие ереси IV–V вв. На Западе это были, прежде всего, манихейство, прискиллианство (на Пиренейском полуострове) и арианство, исповедуемое большинством германских завоевателей (см. Улъфила). Иконоборчество, раздиравшее Восток в конце VIII в., на Западе имело весьма слабый отзвук. Каролингская эпоха знала теологические распри, но ереси оставались ограниченными узкими кругами образованного клира. Между тем в X в. на Востоке у богомилов можно было наблюдать развитие новых проявлений старого манихейства, получившего массовое распространение на Западе. В XI в. возникают народные ереси. В Шампани, в Перигоре, в Аррасе, в Орлеане, в Шалоне, в Милане за ересь арестовывались и осуждались крестьяне, городские клирики и знатные люди. Они апеллировали к Библии, Священному Писанию, некоторые отрицали крещение, замещая его наложением рук, другие ставили под сомнение целесообразность церковной иерархии. Народные движения боролись за реформу Церкви и оказывались обвиненными в ереси своими противниками: таков случай миланских патаренов, которые восставали против епископального клира знатного происхождения, обвиняя его в симонии. Папство использовало эти движения во времена Григория VII для проведения реформ, но патарены отпали от Церкви и в XII в. стали смешиваться с катарами. Катары переняли манихейские темы: вселенская борьба двух начал — Добра и Зла, презрительное отношение к материи. Но главное, они противопоставили Церкви истинную, враждебную христианству религию: веру в двух равных богов, бога Добра и бога Зла; отказ от повиновения Церкви как воплощению Зла; отказ от таинств; организация иерархии, параллельной иерархии католической; учреждение особого крещения (consolamentum), которое совершалось наложением рук, а не погружением в купель. Это неоманихейство представляло в XII в. весьма серьезную опасность для Церкви, ибо задевало все классы общества и быстро распространилось по Северной Италии, Провансу, Лангедоку. Ересь вальденсов была вдохновлена главным образом стремлением к бедности. Пьер Вальдо основал в Лионе около 1170 г. братство Лионских бедняков. Они порицали богатство духовенства и отказывались от своего имущества ради нищенской жизни. Их движение охватило Дофине, Прованс, Пьемонт и Ломбардию, а их Церковь продолжает существовать и в наше время, единственная из всех средневековых ересей. Реакция Церкви на ереси стала фактически очень суровой в конце XII в. Первоначально крестовый поход бросил мелких сеньоров севера Франции против катарских и альбигойских земель. Затем инквизиция, которая разыскивала еретиков, судила их по особой процедуре и передавала виновных светской власти. Наконец, этим занимались нищенствующие ордены (доминиканцы, или братья-проповедники, основанные в 1215 г., и францисканцы, или братья-минориты, основанные в 1209 г.). Их первоначальная цель, бороться против ереси убеждением, восстанавливая чистоту и бедность внутри самой Церкви и проповедуя, быстро трансформировалась: доминиканцы вдохновили инквизицию. В XIV в. возникли новые ереси: ересь Виклифа и ересь Яна Гуса, осужденных собором в Констанце в 1415 г. Они распространились в антииерархической, антиритуалистской и пиетистской форме через посредство бродячих проповедников. Это вылилось в национальное и социальное движение в Богемии.
Ж
Жан Бодель
Французский трувер и менестрель (1150–1210), живший в Аррасе второй половины XII в. Пораженный проказой в 1205 г., был вынужден оставить мир и написать по этому случаю трогательное «Прощание». Его весьма разнообразное творчество включает в себя песни, фаблио и эпические поэмы. Но мы обязаны ему прежде всего «Действом о святом Николае», одной из первых театральных пьес Средневековья, разыгранной в аррасском Пюи около 1200 г. (см. Адам де ла Аль). Соединяя грубую комичность с христианскими мотивами, трагичное с чудесным, это произведение, где все жанры были еще смешаны, знаменовало рождение средневековой светской драмы. Впервые в литературе в нем прозвучало арго.
Жан де Мен
Французский поэт, родился в Менсюр-Луар около 1240 г., умер около 1305-го. Около 1275 г. продолжил «Роман о Розе», начатый Гильомом из Лори, добавив к нему 18 тысяч стихов. Его антикуртуазное творчество резко контрастировало с началом поэмы. Близкий к среде парижских светских университариев, он яростно нападал на нищенствующие ордены и превозносил натуралистическую мораль. Кроме того, перевел древних авторов: Вегеция («De re militari») и Боэция («Consolation»).
Железо
Продукт, долгое время редкий по сравнению с деревом. Объект особого внимания, наделенный чудесной природой.
Женщина
Воплощение и орудие дьявола, испытала ограниченное и двусмысленное социальное возвышение (культ девы Марии, куртуазная любовь, святые).
Жерминьи-де-Пре
Церковь, возведенная Теодульфом, епископом Орлеанским, в начале IX в. Знаменита своей мозаикой.
Жесты (Шансон-де-жест)
Поэмы на простонародном языке, которые появились во Франции к концу XI в. и развивались вплоть до XIII в. Между тем их действие разворачивается во времена Карла Великого и его наследников («Песнь о Роланде», цикл о Гильоме Коротконосом, «Жирар де Вьен»). Хотя в зародыше этих легендарных повествований обнаруживаются исторические факты и персонажи, авторы придавали им значение, которым те в реальности не обладали, и использовали их ради воплощения страстей своего времени. Так, Карл Великий и его воины сделались в песнях жеста символами христианского рыцарства, борющимися против неверных. Сегодня уже не признают их народное происхождение, усматривая в них скорее результат литературного творчества, относящегося к моменту, когда христианский Запад, осознав свое единство, готовился пуститься в авантюру Крестовых походов. Происхождение и процесс формирования песен жеста были, несомненно, неоднородными, но успех их был обусловлен складыванием сеньориальной касты, желавшей видеть воспетыми свои подвиги и свои идеалы и благоприятствовавшей использованию простонародного языка в противовес латыни клириков. Слово «жест», вероятно, обозначало в XI в. рыцарскую традицию сеньориального линьяжа. Именно поэтому песни жеста развивались обычно в форме цикла, связанного чаще с каким-либо линьяжем, чем с каким-либо одним героем.
Животные
Постоянный объект внимания и размышления средневекового человека. Основными в качестве помощников в материальной жизни и экономике были домашние животные: быки, лошади — для сельского хозяйства и тяги; лошадь, собака — для войны и охоты. В диком или чудовищном образе подчеркивают по контрасту предназначение человека, имея символическое значение. В искусстве, кроме того, играли чисто эстетическую роль, обычно посредством воспринятой от степного искусства стилизации.
3
Замок
В IX–X вв. государственная власть прекратила свое существование. Едва сформировавшиеся княжества распались на независимые графства. В XI в. расчленяется и само графство, административной единицей становится кастелянство, благодаря крайнему распылению всей государственной власти. Именно вокруг замка начиная с X в. зарождаются новые феодальные институты. Замок являлся прежде всего укрепленным местом, крепостью; первоначально он строился из дерева; его основными элементами были палисад и трехэтажная башня: подвал и большой зал, куда можно было попасть по лестнице. Его ставили на возвышенности, на бугре. Замок был видимым и конкретным основанием власти кастеляна, стяг которого развевался над донжоном. Замок быстро стал центром экономического и социального господства. Начиная с XI в. рыцари и кастеляны стремятся образовать касту, образ жизни которой становится все утонченнее, тогда как конструкция замков и их внутреннее убранство постепенно улучшаются. Замок был центром особого общества — военизированного общества и цивилизации рыцарской и артистичной.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цивилизация средневекового Запада"
Книги похожие на "Цивилизация средневекового Запада" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жак Ле Гофф - Цивилизация средневекового Запада"
Отзывы читателей о книге "Цивилизация средневекового Запада", комментарии и мнения людей о произведении.