Дидим Александрийский - Творения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Творения"
Описание и краткое содержание "Творения" читать бесплатно онлайн.
Дидим Александрийский (ок. 312—398) — греческий христианский писатель, богослов, представитель александрийской богословской школы. Был защитником учения Оригена, которого называл «величайшим учителем Церкви после апостолов».
Дидим ослеп в пятилетнем возрасте, но смог освоить азбуку при помощи объемных деревянных букв и получил образование. Сочинения Дидима были утрачены в ходе гонений на оригенистов и дошли до нас лишь в отрывках. В 1941 году в Туре был найден папирус с записью его бесед. Известны его комментарии на следующие книги Библии: Бытие, Эккслесиаст, Псалтырь, книга Иова.
Из догматических сочинений Дидиму принадлежат: Три книги о Святой Троице, Трактат о Святом Духе и трактат против манихеев.
49. А если написанное: И Той воева на ня — захочешь разуметь в отношении к иудеям, которые распяли Господа Спасителя и тем прогневали Духа Святого, то нужно понимать это в том смысле, что они преданы римлянам, когда в конце пришел на них гнев Божий. Ибо, существуя по всему миру и во всех странах, изгнанные из одного только отечества, они скитаются по земле чужой, не владея ни древними городами, ни собственными жилищами, и получили то, что сделали пророкам и Спасителю своему. Ибо, люди крови, всегда объятые безумным неистовством, они не только убили пророков и побили камнями посылавшихся к ним, но, достигши до вершины нечестия, предали и распяли благоволившего сойти на землю для спасения всех Господа Спасителя, за что и были изгнаны из города, который осквернили они кровью пророков и Христа. В этом смысле мы должны понимать вражду против них Господа — и не на краткое время, а на весь будущий век, до скончания мира. Они, как мы сказали, в изгнании и рабстве скитаются по всем народам, не имея ни города своего, ни страны своей. Но поскольку по существу благ и милосерд воюющий на них, то Он дал им возможность покаяния, если захотят обратиться на лучшее. Поэтому и говорится: Помянух дни вечныя. Он воспомянул о временах будущих, заключенную дверь приотворил для них некоторой частью, чтобы, после того как войдет исполнение язычников, тогда и весь Израиль (который достоин будет этого призвания) спасся. Ибо хотя они дошли до такого неистовства, что убили Того, Кто был послан ради них, говоря: Кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25), однако Бог воздвиг Его от земли, в сердце которой Он был три дня и три ночи, — воздвиг пастыря овцам своим. Поэтому–то присоединяется: Возведый от земли пастыря овец своих (Ис. 63:12).
50. А что Бог — пастырь овец, изображаемый теперь словом пророка, есть Господь, это мы весьма ясно видим в Евангелии, когда Сам Спаситель свидетельствует: Аз есмь пастырь добрый, и душу мою полагаю за овцы (Ин. 10: 11), и еще: овцы глас Мой услышат. После всего этого пророк говорит: Где есть вложивый в них Духа Святаго? (Ис. 63:11) Он удивляется, от сколь великого блаженства они ниспали до столь крайнего бедствия, и говорит как бы так: где теперь Тот, Кто искупил их, Кто положил в них Духа Святого своего, Кто обитал в них? Куда удалился Он? Он оставил их. Ибо сначала сами они оставили и прогневали Святого Израилева. А положил в них Бог Духа Святого, когда они еще были добрыми и старались повиноваться Его заповедям. Ибо Дух Святой вселяется только в тех, которые, оставив пороки, следуют лику добродетелей и по ним и через них живут в вере. А если, допустив мало–помалу прокрадываться небрежности, они станут уклоняться к худшему, то возбуждают против себя обитающего в них Духа Святого и обращают на вражду Того, Кто дал Его. Нечто подобное этому говорит и апостол в Послании к Фессалоникийцам: Не призва бо нас Бог на нечистоту, но в святость (1 Фес. 4:7).
51. Итак, кто пренебрегает или, как лучше стоит в греческом, оскорбляет Духа Святого, тот оскорбляет не человека, а Бога, давшего Духа Святого в святость. Этими словами Бог призывает через веру в святость, и, чтобы освятить верующих, Он дал им Духа Святого. Пока они хранили заповеди Божии, Дух Святой, Которого приняли они, пребывал в них. А когда они стали на скользкий путь порока и впали в нечистоту, то пренебрегли или оскорбили Господа, Который дал им Духа Святого не для того, чтобы они служили нечистоте, но чтобы освящались. Потому совершившие это понесут наказание, как оскорбившие не человека, а Бога. К утверждению в том, что даруемый верующим Дух Святой есть Господь, поучимся изречением того же пророка Исаии, который приводит слова Господа, обращенные к кому–то: «Дух мой есть в тебе, и глаголы мои я дал в уста твои» (Ис. 59:21). Из этих слов видно, что принявший Духа Святого вместе с тем обладает и словами Божиими, т. е. словами ведения и премудрости. И в другом месте того же пророка Бог говорит: Дах дух мой нань (Ис. 42:1). Вложивший в них Духа Святого упоминает, что Моисей был освящен Его десницей: или этот славный муж, носитель тайн Божиих, о котором Иисусу, сыну Наве, Господь сказал: Моисей раб Мой, или закон Его, изложенный в Ветхом Завете, так как, помню, имя Моисей часто ставится вместо слова «закон», как у апостола: Даже до днесь, внегда чтется Моисей (2 Кор. 3:15), или как говорит Авраам мучившемуся богатому: Имут Моисея и пророки (Лк. 16:29). В этих местах ясно под именем Моисея разумеется не вышеупомянутый муж, а закон.
52. Но какая это мышца Божия, ведшая Моисея, если не Господь и Спаситель наш? Ибо Он есть десница Отца, которой Он спасает, и возносит, и творит силу, как в другом месте говорится о Боге: спасе его десница его и мышца святая его (Пс. 97:1), и еще: Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня (Пс. 117:16). И, без сомнения, из самого места ясно показывается, что слова эти приводятся от лица Господня Человека, которого Единородный Сын Божий благоволил принять от Девы, ибо Он есть десница Божия, как написано в Деяниях апостольских, что Он был от семени Давидова по плоти и родился от Девы по наитию на нее Духа Святого и по осенению ее силою Вышнего. О Нем пророчествовал Давид в Духе, что, воскресши из мертвых, Он взят на небеса, вознесенный десницей Божией. Пишется же там так: Пророк убо сый и ведый, яко клятвою ему Бог, от чресл его по плоти воздвигнути Христа, и посадити Его на престоле его, предвидев глагола о воскресении Христове, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления. Сего Иисуса воскреси Бог, ему же вси мы есмы свидетели. Десницею убо Божиею вознесеся, и обетование Святаго Духа приемь от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите. Не бо Давид взыде на небеса (Деян. 2:30–34). Но никто не сомневается, что вознесенный десницею Божиею и воскресший от ада есть Господь Иисус, как сам Он засвидетельствовал словом Писания. Ибо Сам воскресший от мертвых говорит: «Я уснул и спал, восстал, ибо Господь возбудил меня» (Пс. 3:6).
53. Итак, словом Божиим возвещается, что взятый на небо вознесен был той же, о которой мы сказали выше, десницей Божией, получил обетования Духа Святого от Отца и излил Его на уверовавших, так что на языках всех говорили они величия Божии. Ибо и Господень Человек принял сообщение Духа Святого, как пишется в Евангелиях: Иисус же исполнь Духа Свята возвратися от Иордана (Лк. 4:1), и в другом месте: Возвратися Иисус в силе Духа в Галилею (ст. 14). В отношении к Господню Человеку, который всецело есть Христос, един есть Иисус Сын Божий, мы должны принимать это в смысле благочестия — не так, как бы Он был один и другой, но что об одном и том же говорится как бы о другом по естеству божественному и естеству человеческому, потому что Бог Слово, Единородный Сын Божий, не приемлет ни изменения, ни приращения, поскольку Сам есть полнота всех благ.
54. Достаточно говорили мы о свидетельстве пророка (Исаии) и прочего касаться не будем. Мы знаем, что, как Отец и Сын сообщением Своим соделывают святыми и благими, так и Дух Святой общением Своим делает верующих благими и святыми, и из этого познается, что Он единосущен с Отцом и Сыном. В Псалмах говорится ко Господу: Дух Твой благий наставит мя на землю праву, а мы знаем, что в некоторых списках написано: Дух твой святый. И у Ездры без всякой двусмысленности Дух называется благим. Дух твой благий дал еси, еже научити их (Неем. 9:20). А что Отец освящает, об этом пишет апостол, говоря: Бог же мира да освятит вас всесовершенных (1 Фес. 5:23), и Спаситель говорит: Отче святый, святи их во истину Твою: слово Твое истина есть (Ин. 17:17). Он говорит ясно: «Во Мне (который есть Слово Твое и истина Твоя) святи их верою и общением со Мною». Бог назван благим и в другом месте: Никтоже благ, токмо един Бог (Лк. 18:19). Что Сын освящает, это мы и выше показали, и Павел подтверждает это, говоря: Святяй и освещаемии от единаго вси, под именем освящающего обозначая Христа, а под именем освящаемых — тех, которые могут сказать: Христос бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение (1 Кор. 1:30). Но называется также освящением и Дух. Поэтому и к Нему говорится: «И все освященные под руками Твоими и под Тобою суть». Благ Господь наш Иисус Христос, и от благого Отца рожден, и о Нем читаем: Исповедайтеся Господеви, яко благ. Исповедаться должны все, которые или просят у Него оставления грехов, или воздают благодарение Его милости за дарованные благодеяния. И Дух Святой освящает тех, которых благоволил исполнить, как это показано уже выше, когда мы говорили о том, что Он есть приемлемый и может быть приемлем многими вместе. И теперь, в настоящем свидетельстве Павла, показывается, что Он есть податель освящения, — свидетельстве, где говорится: «Мы же должны всегда благодарить Бога о вас, братие возлюбленные от Господа, что Он избрал вас первенцами во спасение, в освящении Духа Святого и в вере истины» (2 Фес. 2:13). И в этом месте в Духе Святом подразумеваются и дарования Божии, когда с освящением Духа получается равно и вера и истина.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения"
Книги похожие на "Творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дидим Александрийский - Творения"
Отзывы читателей о книге "Творения", комментарии и мнения людей о произведении.