» » » » Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга


Авторские права

Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга

Здесь можно скачать бесплатно "Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга
Рейтинг:
Название:
Княгиня Ольга
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
ISBN 5–17–013112–7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5–271–04038–0 (ООО «Издательство Астрель»)
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Княгиня Ольга"

Описание и краткое содержание "Княгиня Ольга" читать бесплатно онлайн.



ISBN 5–17–013112–7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5–271–04038–0 (ООО «Издательство Астрель»)

О великой русской княгине Ольге (? — 969), жене киевского князя Игоря Рюриковича, рассказывает новый роман писательницы–историка Светланы Кайдаш–Лакшиной.






В царстве смерти Чернобога все окостеневало, превращалось в камень и кость. Живое становилось неподвижным, каменным. Это делал Чернобог. И Василиски — тоже… А вот ласки убивают змей и мышей, поэтому их держат и в домах.

«Ласка, ласка… Причем тут ласка? — с тревогой подумала княгиня. — И разве можно поймать Василиска? Только детей им пугать…».

Чернобогу приносили человеческие жертвы. Всегда — пленных. И поэтому князь Святослав и замыслил это дело?

Как откупаться от зла? От страшного Чернобога? И можно ли его умилостивить? На пирах всегда пускали чашу с вином вкруговую — это была жертва богу света, Всему Белому Свету, Белому богу, Белбогу… Мало кто называл его так коротко — старались выговорить полностью — Весь Белый Свет, чтобы божество его улыбнулось бы человеку… Весь Белый Свет и Мать Сыра Земля были самыми древними божествами. Всюду, куда они приходили, славяне ставили свои святилища и непременно называли при впадении одной речки в другую — одну Дунаем… А священную гору — непременно Девином или Дивиным… Ведь Дева–Дива была третьим важным божеством…

И никто пока не отменил их, не умалил, не унизил… Как сказала старая жрица богини Лады: — Старых богов прячут до поры…

Так было прежде. Так было, пока не было наступления новых богов.

Кто теперь помнит, как шли славяне с Дуная? Как не хотели расстаться с Дунаем и брали его всюду с собой…

Можно ли унести реку? А предки наши уносили… Навсегда… Кто теперь поверит, что это они сами назвали реку как захотели. Нет, не сами: так повелели жрецы–волхвы. А им указали боги, И старые книги в кожаных мешках, что были крепко приторочены к седлам. Все мешки были одинаковы — что для хлеба, что для пожиток, что для книг, И только волхвы знали, где они… Боялись за сохранность».

Прежде княгиня Ольга не верила басням о множестве Дунаев. Ей казалось, что это сказки… Но потом, когда стала править и ездить по княжествам и землям, в диковинку было убедиться — все так и есть… Дунай в Рязани, Дунай под Менеском[129], Дунай под Смоленском, Дунай под Киевом… Дунай — священная река для славян… И Дева — Дивин — Див — Дива… И шум лебединых крыльев дев… Даже василиск забрал себе лебединые крылья, они охраняли такое чудище… И ему нужна сила…

Но знали тайну Дуная только жрецы–волхвы… Они владели знанием прошлого, которого не ведали и князья. На жизни это не сказывалось. Не все ли равно, как шли славяне с Дуная? И что это теперь, когда нужно думать о торговых ладьях в Почайне, чтобы их буря не разметала?.. И хазары пути опять перекрыли… А запасы для зимы? Что может быть важнее хлеба? И посевов? Сена для скота? Рожь плохо уродила… Ячменя мало закупили в родном Плескове — Пскове… И оттуда уже купцы прибыли вчера в Киев говорить с княгиней.

Беличьи шкурки упали в цене на киевских торжищах, и теперь хазарские скупщики мягкой рухляди[130] грузят их целыми вьюками. У городских ворот нашли тело мертвого погонщика каравана. Он прибыл из далеких земель. Начальник стражи был вне себя от ярости. Мертвый иноземец — это всегда ущерб для города, для княжества.

— И все‑таки… Боги — не отдалены от людей. Бог — это сама жизнь. Часто именно от них зависят и торг, и гости–купцы, и хлеб, и ловица зверя…

Голова раскалывалась от боли, и Ольга понюхала из скляночки, что всегда носила на поясе в Льняном мешочке, византийскую ароматную соль. Запах вызвал в памяти царьградский залив, ладью в ослепительных струях морской воды, палящее солнце и купола храмов, парящие в воздухе… Княгиня вспомнила первое потрясение — увиденный с воды залива Царьград, когда причаливала ладья… Ее изрядно потрепали и волны, и бури пройденного далекого пути. И хотя перед входом в Золотой Рог ладью натерли маслом, чтобы освежить краску, Ольга вспомнила, как ощутила себя нищей странницей у подножия богатого царского трона… Далекий Царьград! Сколько было потом там пережито глубоко личного, какие почести ей были возданы… А незабываемое крещение, перевернувшее всю ее жизнь. Оно чуть не испортило отношений с сыном Святославом…

— Наши враги — хазары, а ты приняла их веру! — сказал ей тогда Святослав с вызовом. — Вся дружина надо мной смеется.

И впервые княгиня не нашлась сразу что ответить сыну. Учение Христа казалось слишком сложным для простого воина. И нельзя было объяснить, что врагов, вместо того чтобы их убивать, надо прощать и миловать. Да, дружина смеялась…

— Тебе плохо сказали о Христе, и вера Хазарии— это совсем не вера в Христа, — ответила княгиня.

— Ты забыла, что силен только тот народ, что не меняет веру предков, чтит их могилы и своих богов. — Святослав был тогда раздражен. Легкое ранение в ногу оказалось тяжелым. Стрела была отравленной, и лекарь не сразу нашел противоядие. Жизнь сына была в опасности, и княгиня боялась ему перечить. В гневе он бывал страшен, как и его отец.

Княгиня знала, что Святослав любит ее, он был почтителен с ней, но она всегда опасалась перейти ту грань, за которой гнев князя мог бы обрушиться невольно и на нее.

— Сохранить хрупкий сосуд и не дать ему разбиться. Потом можно черепки и не собрать — былого не вернешь. Лучше держать в доме серебряную посуду — сразу не расколотится, — так сказала однажды бабка–жрица, когда служанка разбила дорогой стеклянный персидский кувшин. Бабка не наказала дворовую девушку, потому что посчитала, что персиянский бог не захотел служить русским богам. В кувшине держали благовония для жертвоприношений.

— Хоть глина — да своя, родимая, — сурово поджала губы бабка и велела положить новые благовония в муравленый зеленый горшок с деревянной крышечкой. Потом Ольга приоткрывала эту крышечку, пропитанную запахами трав, и клубы их вырывались из горшка, окутывая ее, будто покрывалом.

«Так и отношения с людьми», — часто думала княгиня, вспоминая эту давнюю, из далекого детского времени историю, бабку и маленькую девочку рядом, в которой нельзя было признать будущую великую княгиню.

Только сейчас она с изумлением поняла, что все происходившее с ней в давние поры ее жизни никуда не уходило, как бы навеки застревало в ее памяти и душе, потом неожиданно выныривало из вечных текущих дней… Почему же все текло, но никуда не уносилось?

И Ольга все снова и снова входила в ту же воду прошедшего. Это даже были не воспоминания. Она наполнена ими, набита, будто огромный сундук, в котором хранились большие и маленькие клубки, клубищи и маленькие клубочки ниток: нужно запустить туда руку, схватить что попадется под руку и потянуть за нитку, нащупав в полной темноте, наугад — кончик нити… И тогда тянуть, тянуть, разматывая клубок… А на нити узелки, и они рассказывали, разматывали…

Бабка владела тайной древнего узелкового женского письма. Оно было давно забыто, сохраняясь только в жреческих сокровищницах. На нитях узелки располагались, как в письменах, буквы. По счету узелков — буква… Вынимаешь клубок — а там записан древний священный текст. Но никто не разумеет и прочесть не в силах. А бабка — умела… Сундук с клубками — что ларец со свитками, с грамотами…

Бабка всему учила Ольгу, готовила из нее жрицу.

Уходили в пещеры молиться самой древней женской богине — Матери Сырой Земле, брали клубки с нитками, завязывали узелки — число поворотов — налево, направо. Ошибешься — не воротишься. Святилища были скрыты глубоко — не выбраться. Но богиня не любила жертвоприношений людьми. Ей несли с земли цветы и камни, что светились в темноте… Святилище ее под землей было всегда у воды, подземного источника. А кроме цветов, ей несли зерно и травы — все, что она рожала для людей, часто с таким трудом… Льняные или конопляные мешочки набивали зернами ячменя, ржи, пшеницы, полбы, гречихи, связывали в пучки лен, колосья всех злаков, чтобы Мать Сыра Земля узнала бы их в лицо — как они появляются на ней, бедной, выпивая ее кровушку.

И потом каждая женщина, уходя из святилища, уносила горстку земли… Долгие, долгие века, как уверяла бабка, к ней допускались только женщины. Поэтому они и создали свою азбуку в клубках…

Почему теперь все это встает перед глазами, словно было вчера?

Ольга вернулась к мыслям о Святославе: Чернобог в Киеве. И не следует класть священные травы в чужие кувшины, даже если они очень красивы. Кто это говорит? Так говорила бабка, а кто же распорядился положить травы в кувшин? Видимо, отец. Но Святослав теперь тоже твердит, что нельзя поклоняться чужим богам… Христос для него чужеземец, да еще хазарин…

Нелегко разобраться в христианстве: что там хазарское — иудейское, а что нужно принять всем… Кто принял, тот силен, а кто не принял, тот будет повержен, как римские боги, когда гунны Рим брали… Так всегда говорит Порсенна… Вот кто вечно подучал Святослава держаться за многобожие, уверяя, что со многими богами человек сильнее, чем с одним… У одного попросишь, у другого — кто‑нибудь да откликнется… А тут… Проси — не проси. Не отзовется. Чем больше богов, тем сильнее надежды на получение милости от них. У одного дурное настроение, у другого, а третий возвеселится и сделает бедному, человеку все, что он ни попросит…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Княгиня Ольга"

Книги похожие на "Княгиня Ольга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Кайдаш–Лакшина

Светлана Кайдаш–Лакшина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга"

Отзывы читателей о книге "Княгиня Ольга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.