Сергей Павлюченков - Военный коммунизм в России: власть и массы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военный коммунизм в России: власть и массы"
Описание и краткое содержание "Военный коммунизм в России: власть и массы" читать бесплатно онлайн.
В книге исследуются концептуальные вопросы социально-политической истории России 1917–1921 годов. Автор делает попытку осмыслить феномен военного коммунизма в контексте всей российской истории. Работа насыщена новыми историческими сюжетами, построенными на неизвестных архивных материалах, которые дают возможность оживить потускневшие современные представления о выдающемся революционном периоде.
Выход из затруднительного положения открылся как бы сам собой. С XVIII века, по воле российских самодержцев, разрешивших евреям проживать в империи за «чертой оседлости», Литва, Белоруссия и Украина оказались регионами компактного проживания евреев, которые сохранили свои национально-бытовые особенности и язык. Концентрировались они в городах и местечках, где к началу революции составляли от 30 до 60, а иногда и до 80 %, а в общем — половину всего городского населения бывшей западной окраины империи (2,5 из 4,7 миллионов). Особенно велико число местечек оказалось в Литве, Белоруссии, а также Киевской, Волынской и Подольской губерниях Украины.
Неприятие коренным населением Украины идей и порядка, проводимого большевиками, привело к тому, что в начале 1919 года в составе образованных советских и партийных органов оказались сплошь евреи, как правило люди молодые, не стеснявшиеся пойти против традиционного уклада своих общин. Как отмечал в своем докладе о поездке на Украину ответственный работник продовольственного отдела Московского Совета Н. Матеранский:
«Поскольку на Украине большинство коммунистов евреи, то и оказалось, что всюду у власти в городах и местечках стали коммунисты-евреи и им сочувствующие, да притом неопытные, делающие ряд нетактичных поступков при управлении. Население Украины издавна враждебно настроено к еврейству. Теперь во всех невзгодах и несчастьях население обвиняет первым делом стоящих у власти. А так как всюду царит уверенность, что вся власть в руках евреев, то среди населения в большей степени усиливается антисемитизм. Среди всего населения только и слышно, что они „власти жидовской подчиняться не станут“. И действительно, ряд восстаний имеет своим корнем антисемитизм.
Кроме указанной причины, ненависть к евреям разжигается еще и целым рядом других, и одной из них является роль евреев в продовольствии как спекулянтов. На Украине евреи занимались преимущественно торговлей, и теперь почти весь сохранившийся частный [торговый] аппарат находится у них в руках. Не знаю, по каким причинам, но они пользуются большой протекцией у власти и это дает им возможность играть доминирующую роль в продовольственных заготовках, в скупке, отправке товаров, в повышении цен и вообще в продовольственном вопросе. А так как продовольственный вопрос становится на Украине с каждым днем все острее и цены взвинчиваются, то понятно, что вся ненависть за кризис падает на тех же злосчастных евреев и особенно стоящих у власти, которых население главным образом и обвиняет в самой злостной спекуляции.
Антисемитизм развит во всех слоях населения. Он наблюдается у крестьян, у интеллигенции, у красногвардейцев, обвиняющих евреев в нежелании идти на фронт и умении „пристраиваться“ в тылу, и, как ни странно, даже у русских коммунистов прорывается горечь какой-то обиды и неприязни по отношению к евреям…»[561].
Как совершенно очевидно из доклада Матеранского и целого ряда других документов, в начале 1919 года коммунистическая власть создала благоприятные условия тому, что на Украине сложился некий альянс властных структур со спекулятивными кругами по национальному признаку.
Член коллегии ВЧК Г. С. Мороз во время поездки на западную окраину советской территории был настолько шокирован масштабами открывшегося ему, как он назвал, «советского» антисемитизма, что счел необходимым специально обратиться по этому поводу в ЦК РКП (б). В его записке от 22 апреля 1919 года говорится: «Прямо-таки тяжело дышать», когда въезжаешь в западные губернии.
«То и дело в вагонах, на станциях, в столовых, на базарах и даже в клубах слышишь: „Жиды всюду, жиды губят Россию. Советская, власть ничего бы, если бы не жиды“ и пр.»[562].
«Советский» антисемитизм нашел благодатную почву в пределах бывшей черты оседлости. Как писал в обращении в тот же ЦК РКП (б) член украинской партии боротьбистов Г. Клунный, именно род деятельности, традиционный для еврейской нации, является основной причиной юдофобства села. «В большинстве своем село знает еврея-торговца, который эксплуатировал его всякими способами, особенно торговлей хлебом. Когда селянин кормил произведенным им продуктом еврея, то еврей для него ничего не делал: еврей-ремесленник обслуживал буржуазию (панство) и мещанство (модистки, сапожники и т. п.), а пролетариата еврейского украинское село почти не видело. Поскольку торговлю крестьянин не считает трудом, то и всех евреев не считает трудящимися. Такими взглядами на евреев объясняется озлобление крестьянства „комиссарскими жидами“ и популярная на Украине фраза: „Жиды з нас раниш тяглы, та и тепер хотять систы на шию“. Нация, которая стоит в стороне и от культуры масс, и от трудового принципа хозяйственного строительства, становится враждебной для масс, относится ими в класс угнетателей», — заключил Клунный[563].
Центральное бюро еврейских коммунистических секций при ЦК РКП(б) также было вынуждено признать в своих тезисах «О задачах и постановке еврейской работы партии», что сложившаяся на западе страны «заметная разница в отношении к Советской власти в еврейском и нееврейском населении» усилила традиционный антисемитизм[564].
В 1919 году было бы опрометчивым надеяться, что почти поголовно вооруженное украинское крестьянство будет долго терпеть на своей «шии» синдикат советских чиновников и буржуазных спекулянтов. Если еще в 1918 году крестьяне в Подольской и Житомирской губерниях, случалось, выступали против петлюровской директории во главе с еврейскими предводителями, то за пару месяцев Советской власти евреи сумели настолько восстановить против себя украинских мужичков, что месть их была ужасной. В мае — июне 1919 года началась волна страшных еврейских погромов, но, упоминая о них, литература, как правило, просто констатирует факты погромов, не углубляясь в причины, их породившие. Некоторые выдержки из сводок советской военной цензуры, составлявшихся из перлюстрированных частных писем для информирования высшего руководства, и через много лет способны произвести впечатление и дать представление о характере и размахе происходящего:
Киевская губ. 2 мая:
«Раздаются нарекания на Советскую власть за то, что ее представители в большинстве случаев являются евреи. Даже еврейская буржуазия и та заняла у коммунистов самые теплые места»[565].
Умань. 12 мая:
«С каждым днем жизнь ухудшается, порция хлеба уменьшается, все будет получаться по категориям, один будет иметь право есть больше, другой меньше. Вот вам и справедливость. Все обнищали, кроме жидов, они лучше нас одеты, лучше нас едят во сто раз. Лучшие места заняты ими, а русские не могут найти себе должность»[566].
Киевская губ. 20 мая:
«Представители власти взяточничают, наживаются. Кругом недовольство, крестьянские волнения»[567].
Киев. 24 мая:
«В Киеве красные войска собираются громить евреев»[568].
Киев. 24 мая:
«В Брацлаве до 600 жертв евреев»[569].
Киев. 4 июня:
«Кругом Киева происходят почти повсеместно погромы, волна которых еще не остановилась»[570].
Киев. 5 июня:
«Везде ужасные еврейские погромы. Умань несколько раз была взята повстанцами, была резня. Восстают все окружающие села, мужики режут евреев»[571].
Киев. 21 июня:
«Ужасы еврейского погрома в Чернобыле: людей заживо хоронили, бросали в воду, а если они пробовали выплыть, то их укладывали прикладами»[572].
Киев. 8 июня:
«В Усманском и Звенигородском уездах было повстанческое движение. Такого кошмара я еще не испытывал»[573].
Бессарабка. 7 июня:
«Около Киева были страшные погромы, города и местечки, населенные евреями, почти уничтожены, неузнаваемы. Радомысл, Черкассы — там, говорят, было что-то невероятное»[574].
Жестокость, с которой повстанцы расправлялись с евреями — советскими и партийными функционерами, была исключительной даже для гражданской войны. С легкой руки мужицких батек и казацких атаманов пошло гулять понятие «коммунистический суп». Так называлась дикая расправа, во время которой нескольких еврейских коммунистов заживо варили в большом котле на центральной площади местечка и заставляли всех остальных евреев есть его содержимое. На улицах городов и поселков появилось множество немых, которые лишились способности говорить во время подобных процедур.
Волна погромов прокатилась по всей Украине, были города и местечки, где погромы повторялись по несколько раз. Там царила мертвая тишина. Особенно пострадал Гайсин, в котором банды Волынца вырезали до 2000 человек. Банды этого атамана появлялись и в местечке Тростянец, Брацлаве, где вырезали еще сотни мужчин, женщин и детей. Банды Ангела, Ковтумы, Вернигоры, Зеленого, Близнюка, Черного избивали еврейское население с жестокостью, превосходящей все прошлые погромы. Елисаветград, Александрия, Бердичев, Казатин, Черкассы, Райгород, Генлик, Браилов, Малиновка, Суслицы, Золотоноша, Помощная, Знаменка — здесь убивали так много, что трупы валялись на улицах неубранными по несколько дней. Еврейское население бежало куда глаза глядят, но их преследовали по пятам, останавливали поезда, пароходы, связанных пачками укладывали на рельсы и пускали паровоз, выбрасывали в воду и т. д. и т. п.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военный коммунизм в России: власть и массы"
Книги похожие на "Военный коммунизм в России: власть и массы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Павлюченков - Военный коммунизм в России: власть и массы"
Отзывы читателей о книге "Военный коммунизм в России: власть и массы", комментарии и мнения людей о произведении.