В Михельсон - Воздушный мост
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Воздушный мост"
Описание и краткое содержание "Воздушный мост" читать бесплатно онлайн.
- Так что ждите на днях в Хвойной пополнение. Для этой же цели, добавил Штыков, - поскольку транспортных самолетов не хватает, для помощи Ленинграду выделен полк тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. Летать они будут с аэродромов Вологодской области. Одна такая машина может перевезти за один рейс три-четыре тонны продуктов. - Теперь ежедневно в Ленинград по воздуху, - сказал Штыков, - будет перевозиться не менее 200 тонн продовольствия. Так решил Государственный Комитет Обороны.
Терентий Фомич извлек из кармана кителя вчетверо сложенный лист бумаги, развернул, прочел вслух:
- "135 тонн концентратов каши и супа, 20 тонн копченых колбас и свинины, 10 тонн сухого молока и яичного порошка, 15 тонн сливочного масла, 20 тонн топленого сала и комбижира. Итого - 200 тонн".
- Вот так конкретно расписал Сталин. И заметьте, это минимальное суточное задание летчикам.
- Так-то оно так, - вставил Воротов, - Но покамест, Терентий Фомич, летчики перевозят из Хвойной за сутки 70-80, от силы 100 тонн.
- Перед вашим приездом, - встал, опершись на стол, Таиров, - мы как раз говорили о доставке в Ленинград самолетами мяса, масла, сыра, сгущенки...
Штыков слушал, не перебивая, сосредоточенно нахмурив брови.
- Районы не справляются с подвозом на аэродромы мяса, - огорченно вздохнула Валентина Костина.
- И как назло, - вставила Домокурова, - распутица проклятая. То мороз, то слякоть... Раскисают дороги... Машины вязнут.
Воротов познакомил Штыкова с решением - не допускать ни одного случая отправки в Ленинград недозагруженных самолетов. Комиссия обязала райкомы партии и райисполкомы Пестовского, Любытинского, Мошенского, Боровичского и Опеченского районов в первой декаде ноября перевезти на аэродромные площадки весь запас молочных и мясных продуктов.
- Понадобится неделя, возможно, две, - предупредил Штыков, - чтобы наладить бесперебойное снабжение Ленинграда через Вологду по воздуху. Только по воздуху. Других путей пока нет. Дорог каждый день, каждый час. В городе умирают люди, тысячи людей. Сейчас вся надежда на летчиков, на самолеты, на всех, кто отвечает за воздушные перевозки. А значит, и на колхозников...
Эти последние слова "а значит, и на колхозников" заставили как-то пр-другому оценить обстановку. У колхозников конечно же есть личные запасы продуктов. В каждом крестьянском дворе корова, овцы, свиньи... И если хорошо, с умом, поговорить с народом, сказал Штыков, уверен: люди откликнутся. Вот, оказывается, что вложил Штыков в эти слова. Чувство патриотизма, личной ответственности за судьбы Родины в это тяжелое время должны испытывать все советские люди.
Несколько минут сидели молча. Потрескивали дрова в печке.
Потом Таиров зачитал две ноябрьские справки об отправке мясных продуктов Ленинграду самолетами и обратил внимание Штыкова на одно обстоятельство:
- Если 4 ноября, - докладывал он, - самолеты перевезли 88,8 тонны продуктов (из них мяса - 60 тонн), то на другой день объем воздушных перевозок сократился почти вдвое и составил уже 46,9 тонны. Тут, конечно, есть и наша серьезная недоработка.
- Но эвакуированный скот практически весь оказался за пределами области, - вставил Воротов.
- Правильно, - ответил Таиров. - И все же колхозники могли бы дать мяса куда больше... И не зря мы говорим о колхозниках, о том, что они могут крепко выручить Ленинград.
Штыков утвердительно кивнул.
- Но людям нелегко оторвать от себя, - заговорил он. - У всех семьи, дети. Нужно рассказать колхозникам, в каком тяжелейшем положении находится Ленинград, как голодают сейчас его жители. Не сомневаюсь, что с этой задачей наш актив справится. В эти дни нужно побывать в каждой деревне, на каждом хуторе, провести разъяснительную работу, обратиться с призывом, просьбой сдать в фонд помощи Ленинграду продукты из личных запасов. Сумеем организовать как следует сбор продуктов от населения, значит, летчики продержатся неделю-другую на уровне норм воздушных перевозок, установленных ГКО. А там, я уже сказал, страна Ленинград в беде не оставит.
Все ясно представили сложность обстановки. Каждый думал в эти минуты о судьбе Ленинграда, о том, как продержаться эти две трудные недели. Что же будет дальше? Тихвин у немцев. Каким образом подвозить теперь продукты к восточному берегу Ладоги?
- Григорий Григорьевич, у меня для тебя новость, - мягко, доверительно произнес Штыков. - Военный совет Ленфронта, обком партии временно отзывают тебя из Ефимовского. С завтрашнего дня, оставаясь председателем обкомовской комиссии, ты будешь и комиссаром автомобильной трёхсоткилометровой, пока еще не существующей дороги в обход Тихвина от Ладоги до станции Заборье. Дорога в обход Тихвина, - пояснил он, - пройдет по пересеченной местности. Населенные пункты попадаются редко. Глубокий снег, крутые подъемы - все это затруднит работы. Но другого выхода нет.
Новое назначение Воротов воспринял спокойно.
- Ты же у нас, Григорий Григорьевич, - сказал Штыков, - самый крупный спец по части дорожного строительства. Помню, как ты превосходно справился со строительством грунтовых дорог в приграничных районах перед финской кампанией. Можешь и теперь рассчитывать на нашу поддержку. Не буду скрывать - твою кандидатуру назвал я.
Узнали члены комиссии, что незадолго до отъезда в Ефимовский в судьбе самого Штыкова тоже произошла перемена. Узнали и зачем он отправляется в Вологду. Самую последнюю новость Терентий Фомич приберег к концу беседы.
- В тот свой ночной приезд, - рассказывает М. А. Таиров, - когда наша беседа подходила к концу, Штыков вручил мне шифрограмму Андрея Александровича Жданова. В ней предписывалось мне, не слагая с себя обязанности члена комиссии обкома партии по руководству северо-восточными районами, сразу же выехать в Хвойную. И там приступить к выполнению обязанностей уполномоченного Военного совета Ленинградского фронта по воздушным перевозкам. "Раз в неделю будешь прилетать в Ленинград, докладывать Андрею Александровичу Жданову", - сказал Штыков.
И, словно приказывая мне немедленно приступить к новой работе, раздался телефонный звонок. Звонили из Хвойной. Сигнал был тревожным - прервалось поступление продуктов по железной дороге. Подвоз же их из районов резко сократился. Самолеты уходили в рейсы недогруженными.
Так началась новая страница в моей биографии военного времени.
Той же ноябрьской ночью М. А. Таиров заглянул в комнату, где квартировал, схватил кое-что из необходимых вещей. И в машину.
Часом позже Штыков вместе с Воротовым выехали из Ефимовского в Заборье - отсюда начиналась будущая обходная дорога к Ладожскому озеру... До отъезда Штыкова в Вологду оставалось несколько дней.
Клеенчатая тетрадь
"25 ноября 1941 года прибыл в Вологду". Эта запись из рабочего блокнота Т. Ф. Штыкова с документальной точностью зафиксировала день, когда он приступил к выполнению задания Ленинградского обкома партии и Военного совета фронта - обеспечить подвоз продовольствия к Ладожскому озеру, к базовым аэродромам воздушного моста.
Этот древнерусский город на реке Сухоне стал в те дни центром снабжения осажденного Ленинграда и войск Ленинградского фронта. Здесь, в Вологде, находились запасы продовольствия. Сюда же с начала блокады Ленинграда со всех концов страны днем и ночью шли литерные железнодорожные составы с продовольствием, боеприпасами и другими грузами.
Вернемся в поселок Ефимовский, где, спустя несколько дней после захвата фашистами Тихвина, секретарь Ленинградского обкома партии Т. Ф. Штыков провел инструктивное совещание комиссии обкома по руководству северо-восточными районами Ленинградской области.
На совещании Терентий Фомич сказал: "Понадобится неделя, возможно, две, чтобы наладить бесперебойное снабжение Ленинграда по воздуху. А дальше поможет Вологда". Что имел в виду секретарь обкома, ссылаясь на Вологду, на что ориентировал членов комиссии?
Дело в том, что отрезанные от Ленинграда 27 северовосточных районов области по-прежнему оставались ближайшей продовольственной базой Ленинграда. В тот критический для Ленинграда момент, когда в ноябрьские дни сорок первого произошла заминка с доставкой грузов по Северной железной дороге, чрезвычайно важно было организовать приток продуктов на базовые тыловые аэродромы воздушного моста из местных ресурсов, в том числе из личных запасов населения северо-восточных районов.
Ссылка же Штыкова на Вологду означала, что главным стратегическим центром снабжения блокадного Ленинграда был этот город. Оттуда шел в Ленинград основной грузопоток. Оттуда же направлялись на тыловые базы Ленинтрадского фронта, в Подборовье и Заборье, в частности, продукты, предназначенные для отправки самолетами в Ленинград.
Напомним, что от Заборья брала начало обходная автомобильная дорога к Ладожскому озеру. Лишь после освобождения Тихвина было налажено железнодорожное сообщение между Тихвином и восточным берегом Ладоги.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Воздушный мост"
Книги похожие на "Воздушный мост" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В Михельсон - Воздушный мост"
Отзывы читателей о книге "Воздушный мост", комментарии и мнения людей о произведении.