А Самсонов - Сталинградская битва
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сталинградская битва"
Описание и краткое содержание "Сталинградская битва" читать бесплатно онлайн.
В январе 1942 г. оборонительные рубежи Сталинградского и Астраханского обводов в соответствии с распоряжением НКО СССР и Генерального штаба Красной Армии были переданы 5-й саперной армией и полевыми строительными управлениями Военному совету Сталинградского военного округа, который постановлением от 28 января передал принятые рубежи под охрану местным органам власти. Построенный инженерными войсками совместно с городским и сельским населением Сталинградской области внешний обвод проходил вдоль р. Иловля, севернее Сталинграда, затем по левому берегу Дона, по р. Мышкова и до Волги в районе Райгорода. Внутренний и средний обводы также были построены, но их готовность не превышала 40-50%.
Состояние оборонительных рубежей весной 1942 г. было крайне неудовлетворительным. Произведенное обследование показало, что оборонительный рубеж и огневые точки, расположенные на левом берегу Дона в Калачевском районе, во время весеннего паводка оказались целиком залитыми водой, в результате чего противотанковый ров повсеместно обвалился и заполнился илом, с огневых точек верхний слой земли был смыт, а бревна, перекрытия во многих случаях унесены водой.
Такая же картина была и в других обследованных районах. Кроме того, целый ряд дзотов и пулеметных точек оказался непригодным к использованию из-за отсутствия пространства обстрела пли крайней его ограниченности (до 100 м). Многие амбразуры были сделаны слишком низко или, наоборот, высоко. Большинство сооружений не имели необходимой глубины, а были вытянуты вдоль берегов рек в одну линию. В результате всего этого в документе, направленном 3 мая 1942 г. Сталинградскому городскому комитету обороны, отмечалось: "1. Оборонительные рубежи и сооружения, расположенные на территории нашей области, в настоящее время требуют капитального ремонта, без чего использовать их в целях обороны и как препятствие для моточастей немецких войск невозможно.
2. Необходимо пересмотреть линии оборонительного рубежа и в ряде районов перенести их, расположив на местности, имеющей превосходство во всех отношениях"{10}.
Учитывая создавшееся положение, Генеральный штаб Красной Армии дал указание Сталинградскому военному округу восстановить оборонительные рубежи, построенные в зимних условиях и нарушенные весенним паводком. Первоначально для участия в этих работах в районах Сталинградской области было мобилизовано 13 350 человек и 2850 подвод. 13 июня в Сталинградскую область прибыло 24-е управление оборонительного строительства НКО СССР для производства работ по возведению оборонительных сооружений в Серафимовичском и Клетском районах на протяжении 160 км со строительными батальонами в составе около 10 тыс. человек{11}.
15 июля 1942 г. Сталинградский обком ВКП(б) по согласованию с Военным советом фронта принял решение о срочном строительстве четвертого оборонительного обвода, который сооружался на окраинах города целиком населением Сталинграда{12}. На строительство городского рубежа ежедневно стали выходить многие тысячи сталинградцев. Так, в Ерманском, Дзержинском и Ворошиловском районах на строительство укреплений было направлено по 10 тыс. человек{13}. Жители Краснооктябрьского, Тракторозаводского и других районов Сталинграда также активно участвовали в строительстве рубежей. Вся работа, зачастую под ударами вражеской авиации, проводилась населением с большим подъемом. Многие учреждения, работа которых могла быть без ущерба для интересов фронта приостановлена, временно закрывались с оставлением в них только дежурных, а весь коллектив мобилизовывался на строительство укреплений. Другие учреждения, а также предприятия выделяли с этой целью часть своих работников. В конце июля и первой половине августа на строительство городского обвода выходило свыше 57 тыс. человек{14}.
Все необходимое для строительства добывалось на месте. По заданиям партийных органов проводилась мобилизация инструмента, инвентаря, стройматериалов, автогужевого транспорта. Рабочие изготовляли на заводах и в мастерских стальные ежи, броневые башни, железобетонные колпаки, сборные доты.
На последнем этапе строительства оборонительных укреплений руководство и контроль за работами были возложены на штаб 57-й армии (с 17 июля 1942 г.). В документе штаба отмечается, что "готовность рубежей по огневой системе к этому времени была 5%"{15}. На устранение этого недостатка и были прежде всего обращены усилия штаба 57-й армии. Одновременно с оборонительными работами с 28 июля инженерные части армии приступили к минированию переднего края{16}. Учитывая, что оборонительные рубежи проходили по открытой и редконаселенной местности, приняты были меры к обеспечению войск водой. "Армейской ротой полевого водоснабжения произведены следующие работы: построено новых колодцев 44 с суточным дебитом воды 754 м{3}. Очищено и восстановлено 14 колодцев с общим дебитом воды 232 м{3} в сутки. Общий дебит воды увеличен с 218 м{3} до 986 м{3} в сутки. Вода подвергалась анализу и не везде оказывалась пригодной для питья"{17}.
Инженерными частями 57-й армии были проведены также работы по оперативной и войсковой маскировке на участке Красный Дон-Райгород, а в районах Рынок н Верхняя Ахтуба устроены паромные переправы.
Всего на дальних и ближних подступах к Сталинграду было построено до 2750 км окопов и ходов сообщения, до 1860 км противотанковых рвов и оборудовано до 85 тыс. различных площадок и позиций для огневых средств.
Позднее, когда внимание всего мира было приковано к великой Сталинградской битве, немецкое командование в своих военных сводках сообщало о наличии под Сталинградом мощных укреплений. Эти сообщения не соответствовали действительности, так как оборонительные обводы представляли собой сооружения полевого типа. 'К тому же инженерное оборудование местности под Сталинградом не было завершено к началу боевых действий на всех четырех обводах, а выбор и подготовка рубежей зачастую не отвечали необходимым требованиям{18}. Вместе с тем, несмотря на незавершенность и другие серьезные недостатки оборонительных обводов под Сталинградом, последние, усовершенствованные уже в ходе боев советскими войсками, несомненно сыграли существенную роль в обороне города.
Возрастала активность вражеской авиации. В мае 1942 г. служба ПВО города и области зарегистрировала 297 самолето-вылетов. На промышленные объекты было сброшено 270 фугасных бомб{19}. 14 июля Президиум Верховного Совета СССР принял решение об объявлении в Сталинградской области военного положения.
В ночь с 22 на 23 июля Сталинград вновь подвергся налету вражеской авиации. Прорвавшиеся сквозь заградительный огонь ПВО 18 самолетов противника сбросили на город около 40 фугасных бомб. Основными объектами бомбардировки явились Тракторный завод и его поселок, а также жилые кварталы Дзержинского района. Во время налета был убит 21 и ранено 85 человек, разрушено несколько жилых зданий. Возникшие пожары быстро ликвидировали. В последующие дни воздушные налеты противника систематически повторялись. В разведсводках штаба Сталинградского корпусного района ПВО отмечалось к 8 час. 24 июля 1942 г., что "за истекшие сутки в районе зафиксировано 208 самолетов противника", 25 июля 343, 26 июля - 312, 27 июля - 332, 28 июля - 337 самолетов противника{20}.
Во второй половине июля 1942 г. возникли большие трудности со снабжением войск Сталинградского фронта, так как все железнодорожные линии, ведущие к городу, находясь под непрерывным воздействием вражеской авиации, в значительной мере были выведены из строя. Транспортная сеть в этом районе вообще была развита недостаточно и не подготовлена к большим объемам перевозок. Автомобильных дорог с твердым покрытием здесь не существовало{21}. Между тем Ставка продолжала перебрасывать к Сталинграду резервные войска и боевую технику. Необходимо было также обеспечивать доставку нефтепродуктов из Баку в центральные районы страны. "В сложившихся условиях, когда оказалась нарушенной железнодорожная связь Центра с Кавказом, а остававшиеся в строю железнодорожные линии Поволжья работали с огромной перегрузкой, резко возросла роль Волжского водного пути как для снабжения оборонной промышленности городов Поволжья, так и особенно для поддержания надежного сообщения с основным районом нефтедобычи - Баку. Решениями Транспортного комитета при ГКО от 14 и 15 июля 1942 г. и последующими его указаниями на речной транспорт Волги возлагались все возраставшие перевозки грузов для заводов, выпускавших броневую сталь, танки, артиллерийские орудия и другую важнейшую военную продукцию, а также перевозки боеприпасов. В Вольске, Саратове, Камышине и Сталинграде были созданы фронтовые базы снабжения, в Казани, Сызрани и Ульяновске срочно усиливались пункты перевалки воинских грузов с железных дорог на водный транспорт и обратно"{22}.
Однако резко осложнилось и движение по Волжскому водному пути на подходах к Сталинграду, так как фашистское командование стремилось перекрыть волжский фарватер, блокировать подходы к Сталинграду как с верхнего, так и с нижнего течения реки; В мае самолеты противника сбросили на акваторию Волги 212 магнитно-акустических мин{23}, с 25 по 31 июля - 231 мину. К концу июля Волга была заминирована на протяжении 400 км - от Камышина до Никольского{24}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сталинградская битва"
Книги похожие на "Сталинградская битва" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Самсонов - Сталинградская битва"
Отзывы читателей о книге "Сталинградская битва", комментарии и мнения людей о произведении.