Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Проблема «бессознательного»"
Описание и краткое содержание "Проблема «бессознательного»" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга возникла как попытка обобщения итогов не только ряда теоретических и экспериментальных исследований. Она является также результатом долгих и порой очень страстных споров.
Обстоятельства сложились так, что автору пришлось на протяжении нескольких лет участвовать в дискуссиях по поводу разных сторон теории «бессознательного», в которых противопоставлялись психоаналитические, психосоматические и феноменалистические подходы к этой теории, с одной стороны, и диалектико-материалистическое понимание проблемы неосознаваемых форм психики и высшей нервной деятельности — с другой.
Мы могли бы, следовательно, нисколько не опасаясь упрека в необоснованной уступчивости по отношению к психоаналитической доктрине, принять гипотезу о связи определенных черт сновидений с последствиями визуализации абстрактных представлений, наблюдаемой в условиях подавления активности второй сигнальной системы, возможно, как своеобразный «регрессивный» феномен. Приняв же эту гипотезу, можно ответить, пусть в какой-то предварительной форме, на очень трудный вопрос: почему вероятная по многим причинам зависимость сновидений от аффективно окрашенных установок, от эмоциональных переживаний субъекта не всегда проявляется в отчетливой, легко уловимой форме?
Ответ заключается в том, что «язык» сновидений не всегда подчинен тем же законам, которые определяют «язык» бодрствующего сознания. Сновидение, согласно этой гипотезе, часто говорит о «том же» (т. е. о тех же переживаниях, которые преимущественно занимают или занимали когда-то субъекта в состоянии бодрствования), но «иначе», опираясь на систему иных связей между психологическими содержаниями, чем те, которые характерны для бодрствующего сознания. Возникающий же при этом символизм сновидения есть лишь неизбежное следствие того особого способа связей между психологическими содержаниями, который преобладает в рамках чувственно-конкретного бессловесного, образного мышления, не непользующего связи логические[86]. Именно это обстоятельство не было, по-видимому, в свое время учтено Freud, превратившим тенденцию к символике в специфическую (по Jung, даже в «таинственную») прерогативу «Бессознательного» (в выражение антропоморфной «стратегии обмана Цензуры»).
Для того чтобы понять подлинные корни символики сновидений, мы должны задаваться не телеологически звучащим вопросом, «для чего» сновидение приобретает символический характер, а детерминистически звучащим «почему» оно этот характер имеет. Тогда станут более ясными вынужденность, вторичный характер этой символики, ее неизбежность как выражения определенных системных отношений (определенных связей между значениями), которые вытекают из образности сновидных переживаний. Одновременно станут яснее причины специфической «странности» сновидений и их нередко лишь обманчивой отчужденности от того, что имеет или имело когда-то особое значение для сознания бодрствующего.
§110 Методика «управляемых сновидений» по DesoilleМы изложили одно из возможных истолкований проблемы сновидений, вытекающее из теоретической концепции установок и генетического подхода к проблеме сознания. Подкрепляют ли, однако, изложенную выше трактовку какие-либо экспериментальные данные, позволяющие проконтролировать ее основной тезис: представление о том, что причиной символического характера отражения установок в образах сновидений является особый тип связей между психологическими содержаниями, неизбежно выступающий на передний план при подавлении функций второй сигнальной системы?
Главным препятствием при попытках экспериментального изучения закономерностей динамики и природы сновидений всегда была неуправляемость этих своеобразных проявлений психической активности, невозможность для экспериментатора вмешиваться в их развертывание и произвольно устанавливать между ними и воздействующими стимулами именно те отношения, которые необходимы для анализа каких-то конкретных проблем. Неудивительно поэтому, что работы, начатые несколько лет назад во Франции Desoille и посвященные проблеме «управляемых сновидений в состоянии бодрствования» («réve éleillé dirigé»), привлекли серьезное внимание.
Название этой проблемы не является строгим. В работах Desoille [131] речь идет, конечно, не об управляемых сновидениях в точном смысле этого слова, а о свободных ассоциациях, возникающих, когда обследуемое лицо находится в дремотном состоянии. Спонтанное сценоподобное развертывание подобных ассоциаций экспериментатор, однако, в какой-то степени регулирует, задавая испытуемому соответствующие вопросы. Методика представляет собой поэтому как бы дальнейшее развитие известных приемов, введенных Jung, с тем только отличием, что продуцируются при ее помощи не отдельные слова, а более или менее связанные цепи образов.
Образы эти возникают в экспериментах Desoille при неодинаковых степенях глубины дремотного состояния (в состояниях, переходных между сном и бодрствованием и приближающихся в различных случаях и на разных стадиях эксперимента то к одному, то к другому из обоих этих полюсов). Desoille был проведен систематический анализ отношения этих образов к аффективным переживаниям и в результате показана связь, которая существует между подобной продукцией «ненаправленного» сознания, носящей характер зыбких, быстро трансформирующихся и порой очень причудливых визуализаций, и теми элементами прошлого опыта, которые имели наиболее интенсивную эффективную насыщенность. А более тщательное изучение показало и бесспорно символическую природу многих из вызывавшихся подобным образом сновидных образов.
Легко понять, какие методические преимущества имеет прием, разработанный Desoille, перед попытками анализа собственно сновидений. То, что в данном случае изучению подвергаются феномены, лишь приближающиеся к последним, полностью искупается возможностью направлять поток исследуемых свободных ассоциаций в каком-то определенном общем направлении, наиболее выгодном для конкретных задач эксперимента. Desoille не дает еще законченного теоретического истолкования выявленным им очень сложным психологическим картинам. Его теоретическая позиция где-то на полпути от истолкований психоаналитического стиля к классическим павловским трактовкам, при все более отчетливо ставящемся акценте на последних[87]. Для нас же наиболее интересен разработанный им и отраженный в его монографии и в лекциях (прочитанных им в 1965 г. в Сорбонне) метод регулирования и последующего анализа сновидной активности сознания. Его экспериментальные данные подтверждают представление об аффектогенности и символической природе сновидений, причем они одновременно помогают устранить из этих представлений некоторые долго их отягощавшие искусственные психоаналитические толкования.
§111 Сновидения и механизм доминантыТаковы представления, по которым символика сновидений выступает как выражение особой системы связей, устанавливающихся между психологическими содержаниями в условиях образного мышления, как выражение особого «языка» сновидно измененного сознания, проявляющегося при подавлении второй сигнальной системы и устранении тем самым логического способа увязывания значений. Нельзя, однако, не предвидеть сомнений в целесообразности такой постановки проблемы. Действительно, так уж ли необходимы эти экскурсы в теорию образных и логических смысловых связей для понимания символики сновидений? Не можем ли мы объяснить этот символизм, не прибегая к гипотезе «визуализирующего языка» сознания? Вопросы эти серьезны, и в советской литературе существует тенденция отвечать на них положительно. Наиболее тщательно такой ответ разработан И. Е. Вольпертом. На нем необходимо остановиться более подробно.
И. Е. Вольперт приводит характерные строки А. А. Ухтомского: «В душе может жить одновременно множество потенциальных доминант — следов от прежней жизнедеятельности. Они поочередно выплывают в поле душевной работы и ясного внимания, живут здесь некоторое время, подводя свои итоги, и затем снова погружаются вглубь, уступая поле товаркам... Эти высшие кортикальные доминанты... продолжающие владеть жизнью и из подсознательного, очевидно, совпадают по смыслу с теми "психическими комплексами", о которых говорит Freud и его школа» [88, стр. 170]. Эти строки А. А. Ухтомского интересны прежде всего тем, что в них производится неожиданное сближение физиологического понятия «доминанты» и психоаналитического понятия «комплекса», которые глубоко отличаются одно от другого по множеству оттенков смысла по традициям употребления и сопутствующим ассоциациям, но которые тем не менее в определенном отношении действительно обнаруживают характерное сходство, поскольку каждому из этих факторов приписывается регулирующее воздействие на динамику физиологических процессов и соответствующих психологических феноменов («владенье жизнью»), сохраняющееся независимо от того, находится ли этот фактор «в поле ясной работы сознания» или нет[88].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Проблема «бессознательного»"
Книги похожие на "Проблема «бессознательного»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»"
Отзывы читателей о книге "Проблема «бессознательного»", комментарии и мнения людей о произведении.