Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Проблема «бессознательного»"
Описание и краткое содержание "Проблема «бессознательного»" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга возникла как попытка обобщения итогов не только ряда теоретических и экспериментальных исследований. Она является также результатом долгих и порой очень страстных споров.
Обстоятельства сложились так, что автору пришлось на протяжении нескольких лет участвовать в дискуссиях по поводу разных сторон теории «бессознательного», в которых противопоставлялись психоаналитические, психосоматические и феноменалистические подходы к этой теории, с одной стороны, и диалектико-материалистическое понимание проблемы неосознаваемых форм психики и высшей нервной деятельности — с другой.
Такова позиция критиков, которые являются одновременно сторонниками компромисса с психоанализом хотя бы ценой эклектики.
Другое же критическое направление носит, как мы уже упоминали, значительно более последовательный характер.
§30 Аргументы зарубежных критиков теории психоанализаВ Англии и США оппозиция увлечению фрейдизмом проявилась еще в 30-х годах в работах Codwell, Bartlettи др. Уже этими исследователями было обращено внимание на характерный антиисторизм теорий Freud, заставляющий вспомнить о полузабытых представлениях Hobbesи Rousseau, по которым психика человека определяется в значительной своей части фиксированным набором врожденных влечений, мало зависящих от социальных условий. Этими авторами было подчеркнуто и парадоксальное отсутствие в работах Freudобщепринятого в современной науке способа доказательств выдвигаемых положений: нередкая подмена в них логической, экспериментальной или статистической аргументации рассуждениями, в которых метафора и аналогия заменяют дедукцию. По этому поводу на одном из симпозиумов французскими критиками Freud было остроумно указано, что такой стиль рассуждений перестал встречаться в европейской науке по крайней мере со времен Галилея, но что он, напротив, был весьма характерным для античной натурфилософии вообще и для работ Аристотеля в частности. Как пример подобного способа развития мысли часто приводится важная составная часть психоаналитической теории — учение о сексуальной символике сновидений, основанное на использовании черт чисто внешнего сходства, которое существует во многих случаях между объектами, никакого отношения к сексуальной жизни не имеющими, и компонентами сексуальных переживаний.
На аналогиях сходного типа основаны гипотеза Freud о существовании «инстинкта смерти» как самостоятельной тенденции в поведении и ряд других его построений.
Касаясь проблемы способа доказательства, Wells справедливо замечает, что по мере исторического созревания научной мысли роль рассуждения по аналогии прогрессивно ограничивалась, пока не была сведена к единственно ей законно принадлежащей функции предварительной наметки рабочих гипотез. Freud же, нарушив эту фундаментальную тенденцию, неправомерно использовал рассуждения по аналогии, пытаясь доказывать при их помощи достоверность не только представления о скрытом сексуальном смысле сновидений, но и многих иных положений психоанализа.
Вследствие этого он с самого начала резко затруднил для себя (если не полностью исключил) возможность строгого исследования выдвигавшихся им концепций.
В последующие годы зарубежная критика фрейдизма стала во многих случаях оспаривать значение этого метода применительно к психотерапии. В этом плане особый интерес представляют работы, в которых обсуждение терапевтической ценности психоанализа производилось на основе изучения более крупных клинических контингентов. К работам подобного типа относится, в частности, опубликованное в 1953 г. исследование O’Connor. Его результаты ставят защитников фрейдизма в нелегкое положение. По данным психоаналитической литературы, количество полных и частичных излечений после применения психоаналитической техники достигает приблизительно 60%. Эта внушающая уважение цифра предстает, однако, в ином свете, если обратиться к результатам катамнестического прослеживания неврозов при разных видах терапии, а также при отсутствии лечения.
По проводимым O’Connor данным Miles и др., обобщение 30 подобных катамнестических прослеживаний показало, что количество выздоровлений от функциональных расстройств достигает в среднем 66%, причем (что наиболее интересно) в группе нелеченых больных оно несколько выше, чем в группе подвергавшихся психоанализу. Из этих цифр убедительно вытекает, что благоприятные исходы, наблюдаемые при психоаналитическом лечении, связаны, возможно, со «спонтанным» выздоровлением, с последствиями изменения социальных условий, с неизбежно вкрадывающимися в психоаналитическую процедуру элементами суггестии и с другими разнообразными факторами, посторонними этой процедуре. Связь же выздоровлений с существом психоаналитического воздействия всегда остается более чем спорной.
Неудивительно поэтому, что еще в 1949 г. один из видных психоаналитиков, Remy, признал, что психоаналитическая терапия превратилась в неопределенную технику, которая прилагается к разрешению качественно разнородных задач с непредвиденными заранее результатами.
Более скептический отзыв о лечебной эффективности психоанализа не дал бы, пожалуй, и убежденный противник фрейдизма.
Проверка хорошо известной фрейдовской теории сексуального онтогенеза на статистических контингентах была произведена также в работе Farrel [144]. Она показала, что у значительного количества детей не удается обнаружить объективных признаков существования эдиповского комплекса, а также следов других постулируемых фрейдизмом специфических особенностей детской сексуальности. Поэтому есть все основания полагать, что в основу представления об эдиповском комплексе Freud были положены черты, характерные, быть может, для каких-то лишь отдельных, очень своеобразных, если не выраженно патологических, клинических случаев.
Работа Farrel дает в этой связи лишний погаод подумать о том, как удивительно легко делал Freud неадекватные биологические и даже социологические выводы из эксквизитных клинических фактов и насколько, по-видимому (мы понимаем, что для убежденных психоаналитиков это прозвучит парадоксом), вообще недооценивалось исходным психоаналитическим направлением влияние, которое могут оказывать на сексуальное развитие ребенка случайные особенности окружающей обстановки и воспитание[11].
§31 Концепция психоанализа в оценке BarukПриведенные выше примеры работ и высказываний, количество которых можно было бы значительно увеличить, показывают, что критика идей Freud на протяжении многих лет проводилась в достаточно резкой форме не только у нас, но и за рубежом. Она звучала нередко и из уст тех, кто райее энергично защищал теорию и практику психоанализа, а в дальнейшем на собственном опыте убедился в их слабости. К числу таких выступлений относится знакомая советским читателям монография Furst [161], воспоминания о Freud Wortis[273], старые работы Masters, Olivieri и др. Однако наиболее интересно то, что основное содержание, лейтмотив этой критики оказывается удивительно сходным с критическими доводами, которые были сформулированы в советской литературе в более раннем периоде. Как советскими, так и многими зарубежными критиками подчеркивалась прежде всего неадекватность методов фрейдизма — отсутствие гарантий объективности положений, выдвигаемых на их основе, сомнительная эффективность психоаналитического направления, как метода психотерапии, созвучность всей системы социологических представлений Freud буржуазной идеологии и отрицательные последствия использования этих представлений в разнообразных областях общественной практики. Это совпадение, конечно, очень показательно. Если одни и те же доводы единодушно выдвигаются против какой-то концепции без всякой предварительной согласованности в разных странах и в разные эпохи, то разве уже один этот факт не должен заставить задуматься более дальновидных ее адептов?
Можно, правда, допустить, что те, кто с нами не согласен, возразят примерно так. Они укажут, что критические источники, на которые мы до сих пор ссылались, в какой-то части устарели, что мы недостаточно учитываем результаты новейшей эволюции фрейдизма, освободившей это течение от многих его первоначальных недостатков, и что поэтому вся обрисовованная выше картина критического отношения к психоанализу в настоящее время не характерна для медицинских кругов и интеллегенции западных стран. Поэтому в заключение этого раздела нашей работы мы позволим себе сослаться на одного из наиболее компетентных представителей французской психиатрии, с именем которого связана целая эпоха в развитии этой области знания, проф. Baruk.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Проблема «бессознательного»"
Книги похожие на "Проблема «бессознательного»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»"
Отзывы читателей о книге "Проблема «бессознательного»", комментарии и мнения людей о произведении.