Евгений Майбурд - Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров"
Описание и краткое содержание "Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров" читать бесплатно онлайн.
История экономической мысли прослеживается как единый процесс от античности до конца XX столетия, от первых попыток осмысления экономических явлений до категорий и моделей economics конца XX в., благодаря чему книга приобретает характер введения в современную экономическую науку.
Простота изложения и плавность перехода к вещам все более и более сложным делают книгу доступной даже для неподготовленного читателя, а живой и подчас шутливый язык — увлекательным чтением.
О чем же эти теоремы Петти? В главе I доказывается, "что небольшая страна с малочисленным населением может (в силу своего положения, торговли и политики) быть эквивалентна по богатству и силе стране со значительно большим населением и территорией"… В главе II — "что некоторые виды налогов и общественных сборов могут скорее увеличить, чем уменьшить, богатство королевства". В главе III — "что благодаря природным и постоянно существующим препятствиям Франция не может быть более сильной на море, чем "англичане и голландцы являются сейчас или могут быть когда-либо". Кто знает, как повел бы свою политику Наполеон, знай он о третьей теореме Петти?.. Да и две первые не раз получали историческое подтверждение.
В главе VIII "доказывается, что среди подданных английского короля имеется столько незанятых людей, что они могли бы заработать на 2 млн. фунтов стерлингов в год больше, чем зарабатывают в настоящее время, и что имеются также под рукой занятия, подходящие и достаточные для этой цели". В главе IX — "что имеется достаточное количество денег, чтобы приводить в движение торговлю всей страны". В главе Х — "что подданные английского короля обладают капиталом, достаточным и пригодным для того, чтобы приводить в движение торговлю всего торгового мира". И в этих положениях он также был прав или очень к тому близок.
Мы видели, что общим мотивом многих меркантилистских авторов было утверждение о падении торговли, снижении богатства Британии, упадке страны и т. д. Тем интереснее для нас глава VI "Политической арифметики", "в которой доказывается, что сила и богатство Англии возросли за последние 40 лет". Вспомним, что эти 40 лет охватывают период самых тяжелых потрясений страны: революция, гражданская война, свержение монархии, республика, протекторат Кромвеля, восстание в Ирландии и его подавление, реставрация Стюартов, чума 1666 г. Было много оснований считать, что в это смутное время экономика страны потерпела ущерб. Но Петти владел орудием, которого не было у других авторов той поры, — "политической арифметикой".
В соответствии со своим пониманием национального богатства Петти рассматривает, что произошло в этот период с домами, судами, торговлей, деньгами и пр. И отмечает следующее. В одном Лондоне ценность домов выросла вдвое, увеличилась она и в провинциях. Военный флот страны вырос в три-четыре раза, торговый каботажный — вчетверо. Объем торговых пошлин на ввоз и вывоз товаров увеличился втрое, т. е. в той же мере вырос и объем самой внешней торговли. Ссудный процент снизился с 10 до б, хотя никаких законов об этом не было издано; единственная причина — в стране стало больше денег (стало легче находить заимодавцев). Лишь после этого Петти указывает на то, что возросло количество и увеличилась роскошь экипажей, колясок и домашней обстановки (что мог видеть любой). Наконец, он отмечает, что число отправляемых по почте писем выросло в 20 раз — верный признак роста торговых сделок. И последний штрих: доходы короля выросли почти втрое, "а значит, возросли и источники, откуда уплачиваются и покрываются эти расходы". Мы должны представить себе, насколько новаторским был метод Петти.
Вместе с Джоном Граунтом, своим другом, Петти явился основоположником демографической статистики, которая собирает и обобщает сведения о рождаемости, смертности, возрастных изменениях и других процессах, происходящих в народонаселении. Они первыми придумали использовать для этой цели официальные сводки ("бюллетени") смертности.
По мнению сегодняшних мировых авторитетов, Петти был тем человеком, кто создал понятие о национальном доходе. Больше того, он первым же исчислил величину национального дохода, т. е. придумал метод такого исчисления. Когда мы сегодня слышим или читаем сводки социологических опросов населения, мы обязаны вспомнить о Петти: это- он первым выдвинул идею выборочных обследований.
Разное о ПеттиВ коротеньком сочинении "Разное о деньгах" (которое Маркс справедливо назвал маленьким шедевром) ставится вопрос: "Чем мы можем исправить положение, если мы имеем слишком мало денег?" Мы помним, как отвечали на этот вопрос его современники-меркантилисты. Петти отвечает совсем иначе: "Мы должны создать банк, который, как это хорошо рассчитано, почти удвоит эффективность наших денег в монете". Петти девять лет не дожил до создания Банка Англии (1696) — с тех пор и доныне главного кредитно-финансового центра страны, регулирующего ее денежное обращение.
Нет возможности даже перечислить здесь все интересные идеи и гениальные догадки, которыми полны произведения Петти, тем более — его побочные мысли, афористичные формулировки, обобщения, выходящие за рамки чисто экономических вопросов. Например, он сказал однажды: "…нет поощрения к усердию там, где не обеспечено обладание его плодами и где путем обмана, подкупа и плутовства один человек может легко в один момент отобрать у другого все то, что тот добыл многими годами тяжелого труда и лишений". В другом месте он пишет: "По 20 различным книгам, продаваемым в течение года в стране, можно узнать способности всего народа". И еще в другом месте: "Гражданские войны вызываются людьми, воображающими, что их личное неудовлетворительное положение может быть лучше всего исправлено всеобщей разрухой; однако на самом деле по окончании таких беспорядков им, вероятно, станет еще хуже, если они даже выживут и добьются успеха; но более вероятно, что они погибнут в борьбе.
Кроме того, причиной является допущение роскоши у одних, тогда как другие умирают с голоду. Распределение милостей по случайным и неопределенным мотивам, раздача крупных вознаграждений лицам и группам, не имеющим никаких определенных и явных заслуг, — вот те явления, которые вызывают озлобление у неустойчивой толпы, являющейся тем трутом, который легко может воспламениться от искры, брошенной немногими зачинщиками".
Прошло триста лет. Мир сильно изменился. Многое в наследии Петти осталось в том времени, когда он жил. Экономическая наука, у истоков которой он стоял, развилась и приобрела совершенно иное лицо. И все же произведения Петти даже сегодня будят мысль и радуют сердце. УИЛЬЯМ Петти возглавляет шеренгу гигантов экономической мысли Британии, которая начала выстраиваться с этого времени.
Глава 9
На острове не унимаются
Этот народ лучше всех народов мира сумел воспользоваться тремя элементами, имеющими великое значение: религией, торговлей и свободой.
МонтескьеВо многих современных книгах можно встретить мнение, что экономическая мысль в своем развитии следовала за развитием производства, торговли и вообще хозяйства. Допуская, что в отдельных случаях некоторые авторы могли "опередить свое время", подобная концепция все же исходит из того, что экономическая мысль в целом отражает материально-хозяйственные условия общества своего времени и места.
Невозможно сказать твердо: "Это не так!" Однако в истории экономической мысли было так много "опережений своего времени", что указанную концепцию "отражения" мы с вами имеем право назвать упрощением, причем таким сильным упрощением, которое переходит в искажение.
Экономическая мысль, конечно же, всегда ищет ответы на вопросы своего времени. Но для одного вопросом времени могут быть цены на хлеб ближайшего урожая, а для другого — как образуется всякая цена; один ставит вопрос о целесообразности налогов на роскошь, а другой задумывается, откуда берутся богатство и нищета.
Мысль не стоит на месте, она всегда стремится "дальше, дальше, дальше". Всякие ответы порождают новые вопросы. А для людей атлетического ума сложнейшие задачи служат игрой ради удовольствия, и такие мыслители начинают увязывать хозяйственные вопросы с общефилософскими, искать некие общие принципы.
В XVII–XVIII вв. Великобритания была особенно богата людьми выдающегося ума Это было время развития и расцвета британской философии, а мы помним, что многие мыслители считали экономические проблемы подотчетными философии. И постепенно философы присоединяются к купцам на поприще сочинения экономических трактатов.
Экономическая мысль Британии с конца XVII и до конца XVIII столетия представляет именно тот случай "игры на опережение". Мысль шла вперед, тогда как политика правительств оставалась целиком на меркантилистских принципах XV–XVII вв. Вот почему одни и те же вопросы ставятся учеными и в 1690-х, и в 1830— 1870-х годах.
Начало преодоления меркантилизмаВ последней трети XVII в. в памфлетной литературе на экономические темы зазвучали новые ноты. Авторов, о которых мы скажем здесь, некоторые историки тоже относят к меркантилистам. В подобных случаях принято говорить о третьей, поздней фазе меркантилизма и даже о его "разложении". Следуя нашему методу, мы и здесь не будем вступать в полемику относительно названий. Разбираться нужно по существу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров"
Книги похожие на "Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Майбурд - Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров"
Отзывы читателей о книге "Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров", комментарии и мнения людей о произведении.