» » » » Альберт Аспидов - Петербургские арабески


Авторские права

Альберт Аспидов - Петербургские арабески

Здесь можно купить и скачать "Альберт Аспидов - Петербургские арабески" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Центрполиграф, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альберт Аспидов - Петербургские арабески
Рейтинг:
Название:
Петербургские арабески
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-9524-3101-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Петербургские арабески"

Описание и краткое содержание "Петербургские арабески" читать бесплатно онлайн.



В книге Альберта Аспидова, как в фантастическом орнаменте арабесок, переплетены истории, посвященные самым разнообразным сторонам жизни старого Петербурга.

Живо и занимательно автор рассказывает о церковных и светских торжествах, костюмированных балах и народных гуляньях, купеческих нравах и училищных порядках, дуэлях, дворцовых переворотах и событиях Русско-японской войны… Также вы познакомитесь с историей домов, дворцов, их обитателей и связанными с ними легендами, ставшими частью городского фольклора.






Если же нам снова обратиться к «малой комнатке», отмеченной архиепископом Феофаном при посещении им Зимнего дворца в печальные дни, то можно усомниться, что такой апологет Петра, каким был писатель Феофан Прокопович, смог не заметить, а затем и не упомянуть в своих воспоминаниях предметы, свидетельствующие о широте интересов самодержца. Ведь описал же он затем убранство Большого печального зала, в который было перенесено тело царя.

Что касается упомянутой в Походном журнале конторки «в зимнем доме в верхнем апартаменте», то, наверное, у Петра Алексеевича была и такая. Поместил он ее рядом с покоями своей супруги на втором этаже в небольшой комнатке. Здесь он мог и поспать, и просмотреть неотложные государственные бумаги.

Все вышеуказанные замечания нисколько не умаляют значения работы А.Л. Майера. Колумб тоже ошибался, когда предполагал, что он только открыл новый путь в Индию. Последующие обращения к зданию Эрмитажного театра лишь подтверждали, что в его первом этаже сокрыты стены Старого Зимнего дворца. Что касается расположения палаты, в которой скончался Петр Великий, то свидетельства Александра Леонтьевича по-прежнему здесь остаются основополагающими. И если ставить петровский мемориальный знак на здании Эрмитажного театра (наверное, это нужно), то сделать это следует не иначе, как на месте, указанном А.Л. Майером и Ф.Н. Литвиновым, на «наружной стене от угла Невы и Зимней канавки до закругления Эрмитажного театра» — стене, некогда ограждавшей памятную палатку.

Нам не известно, чем собирались отметить 250-летний юбилей рождения Петра в Императорском дворцовом управлении. Может быть, осуществлением идеи М.М. Стасюлевича, то есть организацией музея и устройством часовни на памятном месте. Во всяком случае, наступившая вскоре война, а затем и революционные перевороты заставили забыть о предположениях мирного времени.

Новое обращение к сохранившимся стенам Старого Зимнего дворца было связано уже не с очередной петровской юбилейной датой. Появилось оно более чем полстолетия спустя, и на этот раз было вызвано тем, что в середине 1970-х годов возникла необходимость поставить на капитальный ремонт здание Эрмитажного театра и реставрировать его. Деньги для обновления Эрмитажного театра были щедро отпущены государством. Главный архитектор Эрмитажа Валерий Павлович Лукин руководил запланированными работами, в которых приняли участие и сотрудники Ленинградского филиала института «Гипротеатр». В это время рыли шурфы и отбивали штукатурку для обследования фундаментов и стен.

Молодому искусствоведу Е.М. Баженовой было поручено, как сообщала тогда газета «Правда», «исследовать, в какой мере архитектор Кваренги при возведении театра использовал предыдущие постройки». Евгения Михайловна не только увлеклась поставленной задачей, но и значительно вышла за ее рамки. Она стала производить археологические раскопки, расчищала подвалы, засыпанные при предыдущих перестройках старого дворца. Обнаружились многочисленные следы прежнего быта — осколки посуды, бело-синей голландской облицовочной плитки и курительные трубки, остатки архитектурных украшений времени Маттарнови и Трезини. Стали говорить об открытии не одного, а нескольких Зимних дворцов. Но это уже кому что покажется.

В бывших складских помещениях и подвалах Эрмитажного театра решено было восстановить, а затем и показать всем самую замечательную северо-западную часть Старого Зимнего дворца с его обходной галереей, устроенной при Екатерине I. Таким образом, появилась новая музейная экспозиция, посвященная Петру Великому.

Правда, М.М. Стасюлевич предлагал сделать в комнатах при театральном зале лестницу, по которой (после осмотра экспозиции) можно было бы спуститься в XVIII век — к часовне на месте кончины царя. А потом осмотреть подлинные остатки его дворца, в реальном виде, как они сохранились.

Что касается часовни, то, пожалуй, при воссозданном уголке Старого Зимнего дворца ее действительно надо поставить.

В 2007 году исполняется 335 лет со дня рождения основателя нашего города.

Награждение победителей

Страсть изящная к садам

На улице Декабристов (б. Офицерской), у Театральной площади, за высокой оградой из металлических решеток художественного литья находится сад. Когда-то здесь были и ворота, закрывающие проезд в частное владение, но сейчас их нет. Зато сохранился у входа в сад красивый двухэтажный павильон, классические формы которого напоминают о XVIII веке. В те далекие времена хозяин имения принимал здесь гостей и потчевал их экзотическими плодами, произраставшими в его саду (и не только ими).

Павильон этот небольшой, и ныне в нем находится ресторан «Дворянское гнездо», иногда устраивающий для своих почтенных гостей «огненные забавы», фейерверки. Но это только по поздним вечерам. А обычно этот неожиданно зеленый оазис в центре города является местом отдохновения окрестного населения. Сад называют почему-то Солдатским, и еще — Юсуповским. Это потому, что с другой стороны его ограничивает известный Юсуповский дворец, своим главным фасадом обращенный к Мойке. Сад некогда был принадлежностью этого дворца. О том времени напоминают многовековые дубы, да еще, пожалуй, высокая земляная горка в центре сада — явно декоративного происхождения. На крутую горку сейчас карабкаются дети. Мамаша внизу переживает и кричит некоей Анечке (наверное, той, что в красной курточке), чтобы та была осторожнее. Но Анечка все же забирается на самый верх горки, а потом сбегает по ее пологой стороне — прямо к большим воротам, за которыми находится полукруглый двор юсуповского дома. И за которыми в декабре 1916 года был добит пытавшийся спастись бегством из «гостеприимного» дворца (тогдашнего дворянского гнезда) раненый Григорий Распутин. Четыре выстрела, нарушившие зимнюю ночную тишину сада, возвестили тогда спящему городу о грядущих больших переменах. Впрочем, старому саду было не привыкать к переменам… Нынешний Солдатский сад, наверное, последний из некогда бывших в центре города частных садов.

А в XVIII веке сады занимали большую часть пространства столицы. Владельцы земельных участков предпочитали не застраивать их целиком, а оставлять обширное место для любезных сердцу садов. Сады были в это время в моде. Ими гордились, о них писали, им посвящали поэмы. Сами цари увлечены были разведением садов при своих дворцах:

Пример двора священ вельможам, богачам,
Во всех родилась страсть изящная к садам.

Насаждение, устройство сада сравнивали с искусством живописца, для которого полотном был участок, предназначенный для сада. «Учися украшать, Природе подражая…» — советовал известный французский поэт Делиль, современник Вольтера, в своей поэме «Сады». Руководства по садовому искусству того времени учили горожан, как устраивать в своем саду величественные, миловидные, красивые, дикие, меланхолические и прочие картины так, чтобы они приятно гармонировали друг с другом, а временами создавали и интересные контрасты. Поэт сообщал о земном рае:

Благополучен тот, кто, мирных благ любитель,
Забыв тщеславия о гибельных мечтах,
Невинный, радостный, живет, как вы[1], в садах
И разновидными раскошествует цветами,
Зеленой муравой и спелыми плодами.

Кто не хочет приобщиться к райской жизни? Так и стали расти в новой столице, в ее окрестностях сады царские и княжеские (вельмож), сады дворянские, мещанские и сельские. Все в зависимости от положения и состояния их владельца.

По левому берегу Мойки — от Невской першпективы до Галерной гавани — следовали барские сады, принадлежавшие вельможам. Неподалеку от Поцелуева моста, на месте, выше представленном, создал свой сад П.И. Шувалов — известный деятель эпохи императрицы Елизаветы Петровны. Граф Петр Иванович был женат на ближайшей подруге царицы М.Е. Шепелевой и сосредоточил в своих руках решение всех военных и финансовых вопросов в империи. Екатерина II вспоминала, что принципы, которыми при этом руководствовался влиятельнейший граф, были «хотя и не весьма для общества полезными, но достаточно прибыльными для него самого». Вершили важные дела в столице и братья Петра Ивановича. Его старший брат — граф Александр Иванович — стал управлять Тайной канцелярией, наводя, по словам той же Екатерины II, «страх и ужас на всю Россию», был «великий инквизитор империи». Его двоюродный брат, Иван Иванович, фаворит Елизаветы Петровны, стал президентом Академии художеств.

П.M. Шувалов.


Петр Иванович был удостоен многих званий, наград и должностей. Был он и государственным межевщиком. Последнее обстоятельство, наверно, помогло ему отмежевать для себя прекрасный участок у Поцелуева моста. К себе на службу он взял садового мастера И.Л. Гофмейстера, которому и поручил многотрудную и художественно значимую работу устройства здесь сада. Денег на это искусное дело граф не жалел.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Петербургские арабески"

Книги похожие на "Петербургские арабески" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альберт Аспидов

Альберт Аспидов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альберт Аспидов - Петербургские арабески"

Отзывы читателей о книге "Петербургские арабески", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.