Альберт Аспидов - Петербургские арабески

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Петербургские арабески"
Описание и краткое содержание "Петербургские арабески" читать бесплатно онлайн.
В книге Альберта Аспидова, как в фантастическом орнаменте арабесок, переплетены истории, посвященные самым разнообразным сторонам жизни старого Петербурга.
Живо и занимательно автор рассказывает о церковных и светских торжествах, костюмированных балах и народных гуляньях, купеческих нравах и училищных порядках, дуэлях, дворцовых переворотах и событиях Русско-японской войны… Также вы познакомитесь с историей домов, дворцов, их обитателей и связанными с ними легендами, ставшими частью городского фольклора.
Нередко император «в часы думы или отдыха» посещал мастерскую художника. Его флигель-адъютант Данилевский вспоминал: «Имевши однажды счастие сопровождать его в прогулке по мастерской, я осмелился сказать ему: «Здесь недостает главное, государь». «Чего?» — спросил император Александр. — «Вашего портрета». Он задумался и с той невыразимой улыбкой, которую помнят все, имевшие счастие беседовать с ним, отвечал: «Это дело потомков»».
Этот разговор, очевидно, побудил Александра заказать Доу и свой портрет. Художник изобразил его во весь рост в кавалергардском мундире и со шляпой в руке. Это лучший из всех известных прижизненных портретов Александра I.
Портрет Александра I. Дж. Доу. 1825 г.
Работа Доу над заказанными ему генеральскими портретами, как сообщали тогдашние «Отечественные записки», была завершена «менее, нежели в пять лет», то есть около 1824 года.
Куда затем Александр I поместил живописные изображения любезных своих сослуживцев, стены какого из залов Зимнего дворца были ими украшены?
Для своего внука и его супруги Екатерина II определила комнаты и залы в северо-западном ризалите Зимнего дворца. Кабинет Александра был устроен в помещении с окнами, обращенными к Адмиралтейству. Это там, где ныне находится отделанная дубом библиотека Николая II. Архивные документы 1825 года сообщают нам о Военном зале, к которому с одной стороны примыкал кабинет царя, а с другой стороны был вход в Малую церковь. Этот зал, очевидно, получил свое название от закрепленных на его стенах портретов военных соратников Александра.
Вскоре, в 1826 году, Военный зал, устроенный императором Александром I, передаст свое название вновь сделанной при Николае I Военной галерее. После революции последняя будет именоваться «Галереей Отечественной войны 1812 года». А бывший Военный зал архитектор Монферран в 1830 году превратит в красивую ротонду с остекленным потолком.
И слышу их воинственные клики…
Парад победы, завершивший эпоху войн с Наполеоном, Александр I устроил в августе 1816 года — в годовщину Бородинского сражения. На обширной равнине близ города Вертю (восточнее Парижа) были собраны находившиеся тогда во Франции русские войска — более 150 000 человек. Это были облаченные в солдатскую, офицерскую и генеральскую формы ветераны уже минувшей войны. Необычное зрелище в центре Европы собрало вокруг себя несметное число иностранцев, присутствовали союзные государи.
Солдаты выглядели безукоризненно, все построения совершались в образцовом порядке. Парадом командовал лично Александр I. Во время церемониального марша он предводительствовал армией, а его брат, юный великий князь Николай Павлович, был впереди Фанагорийского полка, салютуя обнаженной шпагой. Этот торжественный и праздничный день навсегда остался в памяти будущего императора Николая I, определяя затем многое в его поступках. В их числе было и создание Памятной военной галереи в Зимнем дворце.
В начале 1826 года утвердившийся на престоле Николай I, казалось, был целиком озабочен следствием над «государственными преступниками», выступившими в декабре минувшего года. Однако и в это время он сумел обратить внимание на коллекцию генеральских портретов, размещенную в Военном зале рядом с рабочим кабинетом почившего царя и Малой церковью. Это были живописные изображения военных соратников Александра, исполненные знаменитым художником Доу. В расположении портретов отсутствовала система, им было тесно в плохо освещенном зале.
Между тем хозяйственные дела во дворце шли своим чередом, и молодой царь не вмешивался в их течение. Гоф-интендантская контора готовилась к «возобновлению живописи в проходной промеж Георгиевского зала и Белой галлереей» (ныне — Гербовый зал) и сломке здесь печей. Но вот неожиданно 19 мая из Москвы последовало высочайшее повеление, заставившее отменить эти работы. В распоряжении, полученном из Первопрестольной, сообщалось о том, «что государь император желает, чтобы утвержденный им план архитектора Росси для сделания в Зимнем дворце между залами Белого и Георгиевского портретной галлереи, в которую должны войти и комнаты, занимаемые ныне придворною конторою, приведен был в исполнение нынешним летом». Архитектору Росси приказано было выделить на эту переделку 100 тыс. рублей и затем «отпускать г. Росси деньги по мере надобности для устройства портретной галлереи». «Проходная комната», которую предполагали реставрировать, также подлежала уничтожению в ряду других, бывших на месте назначенной галереи.
Устроить «портретную галерею» должно было к 25 декабря того же года — к дате, определенной еще императором Александром I, — «для ежегодного и на вечные времена торжества избавления от вражеского нашествия». В этом декабре была и первая годовщина восшествия на престол императора Николая Павловича, которую он пожелал отмечать 25 числа. Так что начинать строительные работы нужно было немедленно.
Пыль от разрушительного процесса ликвидации некоторых комнат и перекрытий в центре дворца поднялась ужасная. Пришлось все проемы, ведущие в будущую галерею, зашить досками, войлоком, рогожей.
Таким образом расчистили пространство для новой, необычной галереи. Длина ее была 77 аршин, ширина — более 9 аршин, высота совпадала с высотой соседних парадных залов. Перекрыли галерею новым кирпичным сводом с тремя большими отверстиями, через которые галерея освещалась дневным светом. Круглый свод был расписан искусным художником Скотти. Стены были окрашены в торжественный алый цвет. Два ряда колонн коринфского ордера делили галерею на три части. Колонны были облицованы желтым мрамором и вносили элемент живописности в строгий облик памятника русской победы и славы.
Деление галереи на три части имело символическое значение: три года продолжалась памятная война с Наполеоном. 1812 год падал на Отечественную войну, а 13-й и 14-й годы — на Заграничный поход. Соответственное значение имели и три двери, ведущие в галерею. Главный вход в галерею был определен от большой дворцовой церкви — в узком торце галереи. Два других соединяли ее с Белым и Георгиевским залами.
Военная галерея. Акварель Г.Г. Чернецова
На длинных стенах галереи получили свои места написанные Доу поясные портреты генералов — около 350 картин. Николай I посчитал собрание портретов неполным. Он заказал Доу портреты, уже во весь рост, фельдмаршалов М.И. Кутузова, М.Б. Барклая-де-Толли, а также герцога Веллингтона и цесаревича Константина Павловича. Напротив главного входа должен был быть портрет Александра I, изображающий «вождя царей и вождей» на его любимом коне Марсе, на котором он въехал в Париж. Картина должна стать главнейшей в этом собрании портретов. Художник не смог закончить к декабрю новый большой заказ. Временно на этом почетном месте было поставлено другое полотно, изображающее царя в кавалергардском мундире. Журнал «Отечественные записки» так описывал день открытия портретной галереи в Зимнем дворце (скоро ее будут именовать «Военной» — по предшествовавшему ей залу):
«25 декабря, в день Рождества Христова и избавления России в 1812 году от нашествия галлов с двадесятью языками, галлерея сия освящена была в присутствии Императорской Фамилии и всех Генералов, офицеров и солдат, имеющих медали 1812 года за взятие Парижа. Кавалеры сии пешей гвардии собраны были в Георгиевском зале, а Конная гвардия — в Белой. Прежде всего воспеты были в обеих залах благодарственные молебствования, после того Их Императорские, по выслушивании божественной литургии в придворной церкви, изволили войти в галерею со всем Двором и остановились перед портретом Александра I. Тут была совершена панихида по Великом основателе оной и всех воинах, положивших живот свой в годину святой брани. По принесении молитв о благоденствии и многолетии благополучно царствующего Императора, оная галерея была окроплена святой водою». Затем Николай I занялся знаменами гвардейских полков. Он указал место для их нового хранения: «Они были поставлены в обоих углах у главного входа, под надписями достопамятных мест — Бородина, Тарутина, Клястиц, Красного, на коих некогда развевались они со славою. По совершении сей последней церемонии все нижние чины, здесь собранные, допущены были в Галлерею, где они прошли перед изображением незабвенного Александра и генералов, водивших их неоднократно на поля чести и побед…»
Такие памятные встречи ветеранов Отечественной войны в присутствии монарха, с совершением литии, стали затем повторяться ежегодно 25 декабря. На эти литии приглашались только те, кто имел медаль 1812 года или медаль за взятие Парижа.
Посещали галерею и в другое время. Писатель А.И. Михайловский-Данилевский вспоминал: «…всегда и в час тихого вечера, когда вечерний сумрак покрывает галерею тенью, и в час светлого утра, когда ничто не нарушает здесь тишины, вступая в Военную галерею, чувствуете, что ваше русское сердце бьется сильнее, и никогда нельзя привыкнуть к силе производимого ею впечатления и хладнокровно пройти через Военную галерею. Невольно останавливаешься здесь… и тысячи воспоминаний теснятся в душе зрителя».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Петербургские арабески"
Книги похожие на "Петербургские арабески" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Альберт Аспидов - Петербургские арабески"
Отзывы читателей о книге "Петербургские арабески", комментарии и мнения людей о произведении.