Неизвестно - Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели."
Описание и краткое содержание "Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели." читать бесплатно онлайн.
Белорусская экономика в разных измерениях
Промышленность и сельское хозяйство составляют основу экономического фундамента Республики Беларусь. Однако в ее экономической системе имеются и другие составляющие, которые надо кратко обрисовать.
Одно из главных конкурентных преимуществ Республики - это ее географическое положение. Беларусь - небольшая страна, и ее внутренние транспортные перевозки невелики, а транзитные возможности огромны, но многие из них сегодня не используются. По подсчетам специалистов, на Беларусь приходится около 60% автомобильного и около 40% железнодорожного транзита в направлении Европа - Россия - Восток; через нее пролегают газопроводы и нефтепроводы из России в страны Запада. Белорусским небом пользуются около 750 авиакомпаний из 90 государств. При этом 9 из 10 авиалайнеров совершают транзитный полет; каждое третье воздушное судно следует из России или возвращается в нее. Уже сегодня, по мнению экспертов, Беларусь зарабатывает на предоставлении и обслуживании транзита не менее 2 млрд долл. Но это далеко не предел.
Все, кто приезжает сюда из России или Украины, очень хвалят дороги. Однако белорусские специалисты самокритичны и считают, что их дороги далеко не идеальны: они недостаточно прочны для того громадного потока тяжелых грузовиков, которые пересекают Республику Надо, вероятно, укреплять дороги и взимать какую-то плату с водителей или компаний, развивать придорожный бизнес, поощряя к этому и дорожные службы, и частный сектор.
Еще несколько лет назад была принята специальная программа по созданию и в пригородах Минска, и возле областных столиц крупных логистических центров со складами и транспортными узлами. Такие же комплексы, но поменьше, предполагалось построить и возле больших райцентров. Но эта программа выполняется плохо. Вместе с Россией Республика могла бы создать большую автомагистраль Европа - Азия. О достоинствах этого проекта много говорит и пишет госсекретарь
Союзного государства России и Беларуси Павел Бородин1. Совершенно недостаточно используются как самой Россией, так и Беларусью возможности Транссибирской железнодорожной магистрали; в настоящее время грузопоток по Транссибу значительно меньше, чем в советские годы.
У Беларуси нет выхода к морю, и большая часть ее торговли с заморскими странами шла до сих пор через латвийский Вентспилс или украинский Ильичевск. Сейчас расширяется торговля через литовскую Клайпеду. За симпатии белорусских клиентов начинает бороться и российский Калининград. Заметным шагом вперед в развитии транзита через Республику должен стать подписанный в 2009 г. Россией, Казахстаном и Беларусью документ о создании этими государствами Таможенного союза.
В Европу через Беларусь идет около 30% российского экспортного газа и около 75% российской экспортной нефти. Это по эффективности транзита самый короткий и удобный для России путь. Конфликты, которые не один раз возникали вокруг него, вызывают у меня очень большое сожаление. Они нанесли немалый ущерб и Беларуси, и России. (Но у меня нет возможности в контексте экономического обзора говорить об их истоках или причинах, которые нельзя определить с помощью только экономических понятий.)
Проблемы транспорта, транзита, логистики тесно связаны с проблемами внешней торговли. Аля Беларуси внешняя торговля имеет жизненно важное значение, и это понимают все ее лидеры. Почти 70% всех произведенных в ней товаров идут в настоящее время на экспорт, и примерно столько же потребляемых ею товаров она получает за счет импорта. Доля экспорта в ВВП страны в последние 10 лет постоянно превышала 50%, что свидетельствует о высокой степени открытости белорусской экономики. Общие объемы внешней торговли Республики быстро растут. В 2000 г. они составляли 16 млрд долл., в 2005 г. внешнеторговый оборот поднялся до 32,7 млрд долл., а в 2007 г. - до 53 млрд долл., и в 2008 г. увеличился еше на 15-20%.
Что ввозит и что вывозит Беларусь? Она импортирует нефть и природный газ, электроэнергию и металлы, стальные трубы, комплектующие для своей автомобильной и тракторной промышленности, некоторые виды сельскохозяйственной техники, компьютеры, легковые автомобили, лекарства, рыбу и растительные масла. Это, конечно, лишь главные товары; они составляют 95% белорусского импорта.
В экспорте доминируют нефтепродукты, калийные удобрения, тракторы и грузовые автомобили, вывозятся также сельскохозяйственные машины разных типов, химические волокна, металлокорд, шины, холодильники, телевизоры и мебель, молочные и мясные продукты. Именно эти товары составляют около 90% белорусского экспорта.
С какими странами торгует Беларусь? Число ее торговых партнеров еще в конце XX в. превысило 70. В 2005 г. она имела торговые отношения со 120 странами, а в 2008 г. - не менее, чем со 130-ю. Основной торговый партнер и вместе с тем главный источник дефицита внешней торговли - Россия, из которой ввозятся главные энергетические и сырьевые ресурсы. Цены на нефть и газ, да и на многие другие виды сырья растут, и этот рост - одна из самых важных проблем белорусской экономики: например, в 2007 г. Беларусь ввезла в Россию товаров почти на 9 млрд долл., а импорт из России превысил 17 млрд долл. Отрицательное сальдо составило более 8 млрд долл. В другие страны (вне СНГ) она продала своих товаров на 13,1 млрд долл., а получила от них 9,7 млрд долл. Из западных стран самые выгодные отношения сложились у Беларуси с Нидерландами. В 2007 г. ее экспорт в эту страну составил 4,3 млрд долл., а импорт - 250 млн долл. Импорт из Германии в том же году составил 2,2 млрд долл., а экспорт - лишь 730 млн долл.; в Китай было ввезено товаров примерно на 500 млн долл., а вывезено - на 800 млн долл. Значителен по объему и стоимости белорусский экспорт в Великобританию, Польшу, Латвию и Литву. В 2008 г. Беларусь увеличила свой экспорт в Россию до 10,5 млрд долл. (на 1,5 млрд долл.), но и импорт из России увеличился более чем на 2 млрд долл.
Общий объем внешней торговли Беларуси в последние годы распределялся так: Россия - 40%, страны Евросоюза - тоже 40%, на все другие страны приходилось 20%. Надо отметить, что Беларусь осуществляет в последние годы программы энергосбережения и импортозамещения.
В 2009 г. Беларусь расширила свой экспорт в страны Латинской Америки, особенно в Венесуэлу - туда были отправлены большие партии тракторов; отдельные партии тракторов и грузовиков были поставлены на Кубу, в Никарагуа и Мексику. Предполагается увеличить поставки белорусских товаров в Бразилию и Аргентину.
Значительный рост экспорта в страны Запада вызвал крайнее недовольство не только белорусской радикальной оппозиции, но и противников Александра Лукашенко среди российских либералов и демократов. «Кто вскормил ’’белорусского тигра”?», - задавался вопросом в газете «Московские новости» Владимир Зотов. «Как ни странно, — продолжал он, — но главным торговым партнером Белоруссии становится не Россия, а Запад. Ситуация складывается парадоксальная. С одной стороны, на Западе плодят резолюции, осуждающие режим ’’последнего диктатора в Европе”, а с другой, как никогда раньше, поддерживают его деньгами своих налогоплательщиков. Так, Нидерланды увеличили покупки белорусской продукции в 3,3 раза по сравнению с прошлым годом, Франция - в 3,8 раза. Лаже США увеличили свой импорт из Белоруссии на 50% за один год». Эти претензии просто нелепы, ибо закупки товаров из Беларуси, включая удобрения и нефтепродукты, не производятся за счет государственного бюджета и на деньги налогоплательщиков. Это делают частные коммерческие корпорации. Деньги налогоплательщиков идут на другие цели, в том числе на поддержку оппозиции главе Республики Александру Лукашенко.
Беларусь вместе с Россией и Казахстаном образовывают с января 2010 г. единое таможенное пространство. Это важное и сложное решение должно укрепить и ускорить интеграцию экономик наших стран, которые готовятся к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), переговоры о чем ведутся очень давно. Из стран СНГ «членские билеты» в ВТО имеют на сегодня 4 страны: Киргизия, Молдавия, Грузия и
Армения. Это страны со слабой экономикой, и не вполне ясно, почему именно им удалось раньше других стран СНГ войти в ВТО. Беларусь, как и Россия, продолжает добиваться членства в ВТО, но она не готова вступать в эту международную организацию на любых условиях.
Основу энергетики Беларуси составляют нефть, газ и уголь. Главная часть энергоресурсов поступает из Российской Федерации. Из России и Украины она импортирует и часть электроэнергии. Именно импорт покрывает более 80% необходимых ей топливно-энергетических ресурсов, причем импорт растет, несмотря на увеличение их цены на мировых рынках. Белорусские тепловые электростанции на 95% работают на природном газе, как на экологически чистом и удобном во всех других отношениях топливе. Завершается газификация сел и городов Республики. В конце 2008 г. Александр Лукашенко принял участие в церемонии пуска природного газа в г. Березино Минской обл. Тем самым была завершена газификация всех 118 районных центров страны. (В целом к этому времени природным газом были обеспечены 2,2 млн квартир.) Более 2 тыс. промышленных и более 9 тыс. коммунально-бытовых предприятий потребляют природный газ. Число потребителей газа увеличивается, так как ставится задача обеспечить газом все населенные пункты в сельской местности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели."
Книги похожие на "Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Неизвестно - Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели."
Отзывы читателей о книге "Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели.", комментарии и мнения людей о произведении.