С. Волков - Русский офицерский корпус

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русский офицерский корпус"
Описание и краткое содержание "Русский офицерский корпус" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена истории и характеристике Русского офицерского корпуса от середины ХVII до начала XX века. Современные читатели, включая военных, не знают о нем почти ничего, либо имеют превратное представление, основанное на однобоких советских стереотипах. В книге впервые в исторической ретроспективе рассмотрены вопросы подготовки и обучения русских офицеров, прохождения службы, благосостояния, быта, социального облика, идеологии, морали, долга, чести и т.д.
Книга возвращает нам историческую память и знание о своих лучших достижениях и традициях, которым должно продолжать следовать.
Николаевское штурманское училище (Черноморское) получило штат в 271 учащегося. В 1805 г. штат сократился до 152 человек, а в 1826 г. училище преобразовано в Черноморскую штурманскую роту. Курс и правила приема и выпуска соответствовали 1–му Штурманскому полуэкипажу. Выпуск был небольшим (в 1854 г., например, 5 офицеров и 10 кондукторов), за первую половину XIX в. выпущено около 450 человек. В 1860 г. рота получила штат в 130 человек, а в 1872 г. была упразднена. Существовала также Охотская штурманская школа.
Училище корабельной архитектуры было создано в 1798 г. в Петербурге (такое же училище одновременно учредили в Николаеве, но его закрыли уже в 1803 г.). Оно имело 3–годичный курс обучения и штат 100 человек. С 1803 г. по 1826 г. оно состояло при Морском корпусе. В 1827 г. это училище вместе с учительской гимназией (также состоявшей при Морском корпусе и готовившей преподавателей морского дела) преобразовано в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа с общим штатом 900 человек (где готовили главным образом унтер–офицеров), а в 1844 г. — в Морское инженерное училище. В 1856 г. на их базе создано Морское инженерно–артиллерийское училище, где сосредоточилась подготовка артиллеристов, механиков и корабельных инженеров. Штат его первоначально составлял 274 человека, но если в 1861 г. там учился 281 человек, то в 1871 г. — только 48. Выпущено за эти годы 239 инженеров с офицерскими званиями. В 1867 г. артиллерийский отдел переведен в штурманское училище.
В 1872 г. штурманское и инженерно–артиллерийское училища объединены в одно учебное заведение — Техническое училище Морского ведомства. Это было высшее учебное заведение со штатом 225 человек и трехлетним сроком обучения. Для поступления требовалось окончить пять классов (с 1894 г. — 6 классов) гимназии или реального училища. Училище состояло из 4 отделений (артиллерийского, штурманского, механического и кораблестроительного). С 1873 по 1879 г. оно подготовило 293 специалиста: от 32 до 48 человек в год (см. табл. 40); ежегодный прием составлял 46–58 человек.
Из принятых за эти годы 369 человек детей дворян было 34 (9,2%), детей чиновников — 137, детей священников — 11, детей офицеров — 57, детей купцов — 36, детей мещан — 85, крестьянских детей — 9185. То есть сословный состав училища разительно отличался от состава Морского корпуса. В 1883 г. штурманский и артиллерийский отделы упразднены в связи со специализацией строевых офицеров флота. С 1894 г. в училище принимались только дети дворян, потомственных почетных граждан и офицеров и чиновников Морского ведомства.
В 1897 г. Техническое училище преобразовано в Морское инженерное училище с двумя отделениями — механическим и кораблестроительным. На вступительном экзамене требовались знания в объеме реального училища.
На кораблестроительном отделении изучались прикладная механика, сопромат, технология металла и дерева, электричество и электротехника, минное дело, артиллерия, пароходная механика, теория мореходных качеств, кораблестроительная архитектура, черчение деталей судов, проектирование судов, а на механическом — начала пароходоустройства, самодвижущиеся мины, механическая теория тела, описание главных судовых механизмов и котлов, трюмная гидравлика, черчение деталей судовых машин, проектирование машин, сопромат, технология металла и дерева, прикладная механика, электричество и электротехника.
Выпускники направлялись в корпус корабельных инженеров со званием младших помощников судостроителей (кораблестроительное отделение) и в корпус флотских инженеров со званием инженер–механиков (механическое отделение). Через 2 года они получали преимущественное право на поступление в Морскую академию. С 1890 по 1900 г. училище выпустило 181 человека. В 1900–1905 гг. оно выпускало 28–42 человека в год, в 1906–1912 гг. средний выпуск составлял 30 человек, в 1913 г. было выпущено 43 человека, в 1914 г. — 79 (в том числе 43 человека ускоренного выпуска), в 1915 г. — 45. Корабельных инженеров в выпусках 1906–1915 гг. было в среднем 5 человек.
Николаевская морская академия
С 28 января 1827 г. при Морском корпусе действовали офицерские классы, созданные по инициативе И. Ф. Крузенштерна. Сначала они были двухгодичными, а с 1831 г. — трехгодичными. Там преподавались астрономия, теоретическая механика, теория кораблестроения, практическая механика, интегральное и дифференциальное исчисление, аналитическая и начертательная геометрия, высшая алгебра, артиллерия, фортификация, физическая география, физика, химия, русский, французский и английский языки. С 1827 по 1857 гг. в классы поступило 319 человек и выпущено лейтенантами 158, без производства в следующий чин — 46, не окончили курс — 68.
В 1862 г. классы преобразованы в Академический курс морских наук из трех отделений — гидрографического, кораблестроительного и механического. Прием производился раз в 2 года. Было выпущено 55 гидрографов, 11 кораблестроителей и 19 механиков{186}.
В 1877 г. Академический курс был преобразован в Морскую академию с той же структурой и 2–летним сроком обучения. В 1895 г. при академии открыт курс военно–морских наук (6–8 месяцев) для совершенствования строевых офицеров. Положением 1896 г. штат его определен в 37 человек (6 гидрографов, 8 кораблестроителей, 8 механиков и 15 — на курсе военно–морских наук). На военно–морском курсе изучались военная статистика и география, морская стратегия и тактика, военно–морская история и военно–морское право. В академии помимо общих для некоторых отделений предметов (дифференциальное и интегральное исчисление, аналитическая и прикладная механика, аналитическая геометрия и высшая алгебра, физика, теория кораблестроения, теория мореходных качеств корабля, сопромат) на гидрографическом изучались астрономия и геодезия, гидрография и метеорология, девиация компасов и система маячного освещения, на кораблестроительном — проектирование судов и обзор усовершенствований в кораблестроении, на механическом — проектирование механизмов и технология. За 25 лет академия дала 100 гидрографов, 47 кораблестроителей и 54 механика. В 1910 г. продолжительность курса военно–морских наук была увеличена до 12 месяцев и он реорганизован на правах отделения (впоследствии для части его слушателей введен дополнительный курс). Выпуск технических отделений академии в 1906–1914 гг. составлял от 15 до 55 человек в год (всего 199), а военно–морского курса — от 7 до 18 человек в год (всего 113){187}.
Офицерские классы и школы
Эти учебные заведения представляли собой краткосрочные курсы повышения квалификации по военно–морским специальностям (принимались прослужившие не менее 2 лет).
Военно–морское гимнастическое заведение, открытое в 1862 г., занималось строевой переподготовкой личного состава флота (офицеров и матросов). Каждые два года в него направлялись с кораблей 12 офицеров.
Минный офицерский класс, открытый в 1874 г. в Кронштадте, был рассчитан на 30 офицеров. К 1880 г. он подготовил 70 специалистов минного дела. Это заведение вело и научно–исследовательскую работу. Там давались солидные знания в области матанализа и теории электрических колебаний. С 1905 по 1914 г. число выпускников возросло с 9 до 22 в год. В 1913 г. при Минном классе сформирована школа радиотехников, действовавшая всю войну. В годы войны вместо офицерского класса созданы краткие курсы на 36 офицеров, еще 51 офицер прошел обучение при минных дивизиях и 22 — на электротехнических курсах. Минные курсы на 24 офицера действовали и в Севастополе.
Водолазный класс создан в 1905 г. с ежегодным приемом 5–6 офицеров. Во время мировой войны приема не проводилось.
Класс подводного плавания появился в 1906 г. на базе учебного отряда подводного плавания. Курс обучения для офицеров составлял 10 месяцев. Сдавшие выпускной экзамен получали звание офицер подводного плавания. Выпущено до войны 120 человек: от 5 до 24 человек в год.
Морской артиллерийский класс существовал в 1905–1914 гг., выпуская до 1909 г. в среднем по 15 человек, потом — больше (в 1914–23). С 1915 г. на базе класса действовали краткосрочные артиллерийские курсы, которые в 1915 г. окончили 16 человек, и в 1916–35. Такие же курсы, открывшиеся в Севастополе в 1916 г., окончили 24 человека.
Штурманские классы созданы в 1910 г. В 1911 г. их окончили 12 офицеров, в 1912 г. — 14, в 1913 г. — 14, в 1914 г. — 23. В 1915 г. на временных курсах, созданных на базе и по программе этих классов, прошли обучение 13 офицеров.
Офицерская школа морской авиации открылась в Петрограде в 1914 г. и была рассчитана на 20 офицеров. В 1915 г. ее окончили 27 офицеров, в 1916–31{188}. Такие же школы созданы в Баку (на 20 офицеров), в Севастополе (на 25–30), а также в Одессе и Батуми.
Временные учебные заведения периода первой мировой войны — школы прапорщиков
Во время мировой войны для восполнения больших потерь офицерского состава армии открыты краткосрочные военно–учебные заведения по подготовке офицеров военного времени — прапорщиков. К концу 1914 г. уже насчитывалось 11 таких школ с 3–4–месячным сроком обучения. Выпускники их не пользовались правами офицеров действительной службы (кадровых офицеров), не могли производиться в штаб–офицерские чины и по демобилизации армии подлежали увольнению в запас или ополчение. Комплектовались школы прапорщиков лицами с высшим и средним образованием, годными к военной службе, студентами и вообще любыми лицами, имевшими образование хотя бы в объеме уездного или высшего начального училища, а также отличившимися на фронте солдатами и унтер–офицерами. В школы могли поступать и гражданские чиновники призывного возраста.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский офицерский корпус"
Книги похожие на "Русский офицерский корпус" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Волков - Русский офицерский корпус"
Отзывы читателей о книге "Русский офицерский корпус", комментарии и мнения людей о произведении.