С. Волков - Русский офицерский корпус

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русский офицерский корпус"
Описание и краткое содержание "Русский офицерский корпус" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена истории и характеристике Русского офицерского корпуса от середины ХVII до начала XX века. Современные читатели, включая военных, не знают о нем почти ничего, либо имеют превратное представление, основанное на однобоких советских стереотипах. В книге впервые в исторической ретроспективе рассмотрены вопросы подготовки и обучения русских офицеров, прохождения службы, благосостояния, быта, социального облика, идеологии, морали, долга, чести и т.д.
Книга возвращает нам историческую память и знание о своих лучших достижениях и традициях, которым должно продолжать следовать.
Содержание каждого воспитанника–интерна в военной гимназии обходилось государству в среднем в год: в 1872 г. — 414,5 руб., в 1875 г. — 369,43 руб., в 1879 г. — 595,23 руб.{149} Для подготовки учителей военных гимназий в 1865–1882 гг. при 2–й Петербургской военной гимназии действовали Высшие педагогические курсы, куда принимались лица с университетским образованием. За 1871–1880 гг. курсы подготовили 45 человек.
За 1871–1879 гг. все военные гимназии и равные им учебные заведения направили в военные училища 4347 человек (см. табл. 40).
Число воспитанников военных гимназий в 70–х гг. постоянно увеличивалось главным образом за счет своекоштных (плативших 250 руб. в год), в результате чего доля выпускников военных гимназий среди юнкеров военных училищ, составлявшая в 1871 г. около половины, в 1879 г. выросла до 75%. Штаты военных гимназий и равных им заведений к началу 80–х гг. приводятся в таблице 31{150}.
К началу 80–х гг. выяснилось, однако, что военные гимназии, «удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задаче профессионального военного заведения» и недостаточно хорошо подготавливают учащихся к переходу в военные училища в профессионально–психологическом плане. Кроме того, оказалась недостаточно обеспеченной одна из основных целей подготовительных военно–учебных заведений — давать детям бедных офицеров и чиновников воспитание и образование за государственный счет. Поэтому было решено, оставив эти заведения отдельными от военных училищ, вновь ввести в них строевые роты и строевые занятия в старших классах, заменить гражданских воспитателей строевыми офицерами, а также существенно увеличить число интернов.
Во исполнение этого 22 июня 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса и назывались так до конца их существования. Преподавательский состав сохранен, но и введен штат офицеров–воспитателей. Число учащихся в классе составляло 35 человек. Общие классы Пажеского корпуса и подготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища, организационно отделенные от них в 1877 г., снова были присоединены к этим заведениям. 3–й Петербургский корпус (Александровский) сделан интернатом, а 3–й Московский вообще закрыт. В 1883 г. появился Донской кадетский корпус на 420 воспитанников, в 1887 г. — 2–й Оренбургский (на 300), а в 1888 г. открылись две трехклассные приготовительные школы: Иркутская (на 35 человек) и Хабаровская (на 50), учащиеся которых переводились в Сибирский кадетский корпус. К 1891 г. штат Александровского корпуса сократился до 300 человек, Сибирского — увеличился до 325, Тифлисского — до 350.
С 1884 г. на казенный кошт стали принимать только детей лиц, прослуживших в офицерских чинах (и военными врачами) не менее 10 лет или уволенных с правом ношения мундира. Из тех, чьи отцы прослужили менее 10 лет, принимались: круглые сироты, чьи отцы умерли на службе; дети убитых и умерших от ран, инвалидов 1–го и 2–го класса; дети преподавателей кадетских корпусов, прослуживших там не менее 5 лет. Все эти кандидаты были разделены на 14 разрядов по порядку предпочтения (причем первые четыре принимались вне конкурса): 1) дети офицеров и военных чиновников, убитых и умерших от ран (в т. ч. погибших и ставших полными инвалидами при служебных обстоятельствах); 2) круглые сироты офицеров; 3) дети георгиевских кавалеров; 4) дети офицеров и военных чиновников, состоящих под покровительством Александровского комитета о раненых (т. е. инвалидов 1–го и 2–го класса); 5) лица, имеющие право на казенный кошт, в возрасте 16–18 лет, поступающие прямо в 6–7–е классы; 6) дети генералов и пажи Высочайшего Двора; 7) дети офицеров, оставшиеся без одного из родителей; 8) дети преподавателей кадетских корпусов; 9) дети инвалидов 3–го класса; 10) дети имеющих орден Владимира с мечами (т. е. за боевые заслуги) или золотое оружие с надписью «За храбрость»; 11) дети полковников; 12) дети имеющих ордена Анны 2–й и 3–й степени с мечами или 4–й степени «За храбрость», Станислава 2–й и 3–й степени с мечами или знак отличия военного ордена; 13) дети штаб–офицеров ниже полковника; 14) дети обер–офицеров и священников, прослуживших не менее 10 лет в военном ведомстве. На тех же основаниях детям 6–10 лет, не принимаемым в корпуса, выдавались пособия для домашнего воспитания: 1) детям убитых и погибших на службе; 2) круглым сиротам; 3) детям инвалидов 1–го и 2–го класса; 4) оставшимся без одного из родителей детям генералов, штаб — и обер–офицеров, прослуживших 10 лет или уволенных с мундиром.
Своекоштными воспитанниками принимались дети всех остальных офицеров и потомственных дворян (даже не служивших). Причем те, кто имел право на казенное содержание, но не прошел по конкурсу на выделенные места, платили по 250 руб. в год, остальные — полную стоимость (к 1894 г. — 450 руб.). В Пажеском корпусе все воспитанники были казеннокоштными. Кроме того, воспитанники корпусов могли содержаться на стипендии дворянских обществ и различных учреждений. Картина комплектования кадетских корпусов в 80–90–х гг. дана в таблице 32{151}.
С начала 80–х гг. происходило быстрое увеличение числа» казеннокоштных воспитанников и уменьшение числа экстернов, что имело своим следствием в первую очередь увеличение среди воспитанников кадетских корпусов доли детей военных (см. табл. ЗЗ){152}.
В 90–х гг. продолжало расти и число самих кадетских корпусов: в 1896 г. был образован Ярославский корпус, в 1899 г. — Суворовский (в Варшаве) и Одесский, в 1900 г. — Сумской и Хабаровский, в 1902 г. — Владикавказский. В начале XX в., когда начальником Гувуз стал великий князь Константин Константинович, в системе воспитания кадет произошли кардинальные перемены и педагогические приемы стали значительно более гуманными: были отменены многие ограничения личного характера для кадет старших классов (относительно ношения усов, часов, курения и т. п.). Великий князь Константин Константинович видел основную задачу воспитания в том, чтобы развивать у кадет «сознание их человеческого достоинства и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство»{153}.
В 1911–1914 гг. функционировало 26 кадетских корпусов: 1–й и 2–й Петербургские, Николаевский (бывший приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища), Александровский (им. Александра II), 1, 2 и 3–й Московские, Орловский Бахтина, Михайловский Воронежский, Нижегородский Аракчеева, Петровский Полтавский, Полоцкий, Псковский, Владимирский Киевский, Симбирский, 1–й Оренбургский Неплюевский, 2–й Оренбургский, Омский, Ярославский, Сумской, Суворовский Варшавский, Хабаровский Муравьева, Ташкентский наследника цесаревича, Владикавказский, Вольский и Тифлисский, а также общие классы Пажеского корпуса. В целом в кадетских корпусах обучалось более 10 тыс. человек. К началу мировой войны их стало 29 с общим штатом в 11 618 кадет{154}.
Программы и учебный план кадетских корпусов последний раз утверждались в 1897 г., но принципиальных изменений не претерпели с самого учреждения военных гимназий. Вообще надо сказать, что программы военных гимназий в свое время превосходили программы соответствующих им гражданских заведений (реальных гимназий или училищ) и давали воспитанникам более основательное образование. На Закон Божий в военных гимназиях отводилось 18 часов, в реальном училище — 12, на русский язык и литературу — соответственно 33 и 26, иностранный язык — 54 и 27 (плюс 18 факультатив), математику — 42 и 38, естественные науки — 20 и 20, историю и географию — 24 и 22, начертательные искусства — 19 и 42. Изменение программ военных гимназий и кадетских корпусов представлено в таблице 34{155}.
О среднегодовой убыли из военных гимназий и кадетских корпусов (как до окончания курса, так и после) дает представление таблица 35{156}.
Количество «брака» к концу XIX в. удалось значительно снизить, учитывая, что в 1863–1869 гг. убыль до окончания курса составляла около 12% — в среднем в год 453 человека (в т. ч. отправлялось юнкерами в войска 166 человек). Но если гражданскими чинами выпускалось тогда очень немного (в 1869 г. — 13, в 1870 г. — 11 человек){157}, то со временем процент тех, кто, окончив военную гимназию, избрал не училище, а гражданскую службу (в принципе выпускники не обязаны были поступать в военные училища), в целом несколько повышался (в 1869–1879 гг. — около 6%, в 1881 г. — 8,6%, в 1903 г. — 9,6%). В XX в. количество таких выпускников еще больше возросло, составив в 1914 г. 17,8%. В 1901 г. из 1005 окончивших корпуса в училища поступили 887, в 1905 г. из 1091–994, в 1908 г. из 1174–987, в 1911 г. из 1353–1195, в 1912 г. из 1269–1041 и в 1914 г. из 1329–1093.
Что касается сословного состава военных гимназий, то он был преимущественно дворянским, хотя и в меньшей степени, чем прежних кадетских корпусов, специально предназначенных для воспитания детей офицеров и дворян (а все офицеры, напомним, были либо потомственными, либо личными дворянами уже потому, что дворянство присваивалось с первым же офицерским чином). С приемом в военные гимназии в 60–70–х гг. огромной массы своекоштных воспитанников процент выходцев из других сословий несколько повысился, хотя и не превышал 20%, но с преобразованием гимназий в кадетские корпуса и изменениями правил приема (и почти полным упразднением экстерната) он снова снизился. Впрочем, он варьировался в зависимости от корпуса, и если в Пажеском корпусе потомственных дворян было 100%, то в Сибирском — только 11%. Общее представление о сословном составе кадетских корпусов дает таблица 36{158}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский офицерский корпус"
Книги похожие на "Русский офицерский корпус" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Волков - Русский офицерский корпус"
Отзывы читателей о книге "Русский офицерский корпус", комментарии и мнения людей о произведении.