С. Волков - Русский офицерский корпус

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русский офицерский корпус"
Описание и краткое содержание "Русский офицерский корпус" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена истории и характеристике Русского офицерского корпуса от середины ХVII до начала XX века. Современные читатели, включая военных, не знают о нем почти ничего, либо имеют превратное представление, основанное на однобоких советских стереотипах. В книге впервые в исторической ретроспективе рассмотрены вопросы подготовки и обучения русских офицеров, прохождения службы, благосостояния, быта, социального облика, идеологии, морали, долга, чести и т.д.
Книга возвращает нам историческую память и знание о своих лучших достижениях и традициях, которым должно продолжать следовать.
В худшем положении находились основные рода войск — армейские пехота и кавалерия, т. к. во всех специальных родах войск производство в полковники шло по старшинству и произведен мог быть каждый, а здесь производство в подполковники наполовину и и полковники полностью шло по избранию начальства на вакансии. В результате конкуренции производились немногие. Поэтому в армейской пехоте и кавалерии процент офицеров, уволенных в отставку капитанами и ротмистрами, был наибольшим.
Что же касается времени пребывания в офицерских чинах до получения чина полковника, то оно составляло в среднем 24,2 года (всего полковники в 1903 г. состояли в офицерских чинах в среднем 29,2 года при среднем возрасте поступления на службу 20,6 года){95}.
Но при этом гвардейские офицеры получали этот чин в среднем через 21 год службы в офицерских чинах, а армейские — через 28,2 года. Некоторые группы офицеров повышались в чинах более быстро. Например, выпускники академии и представители титулованной аристократии становились полковниками в среднем через 19,5 года. Некоторую роль играло и награждение орденом Св. Георгия: георгиевские кавалеры получали чин полковника в среднем через 25,7 года{96}.
Правда, генеральских чинов быстрее достигали строевые офицеры. Соотношение строевых и нестроевых генеральских должностей было примерно таким же, как и полковничьих (на 1.12 1902 г. из 1386 генералов, в том числе 129 полных генералов и 387 генерал–лейтенантов, строевые должности занимал 661–48%, а нестроевые — 725, или 52%, причем среди полных генералов на строевых должностях состояли 22%, генерал–лейтенантов — 47% и генерал–майоров–52%). До получения первого генеральского чина полные генералы служили в среднем в офицерских чинах 20,7 года, генерал–лейтенанты — 27,2, генерал–майоры — 30 лет. Если не учитывать дополнительные факторы (окончание академии, титул, орден Св. Георгия), то среди генерал–майоров строевые офицеры получили генеральский чин через 31,7 года, а нестроевые — через 32,5, среди генерал–лейтенантов — соответственно 28,5 и 29, среди полных генералов — 21,5 и 20,3{97}.
В целом в чинопроизводстве просматривалась несомненно очевидная тенденция: для успешного продвижения по службе важно было достаточно рано занять должность батальонного командира; став затем командирами полков, такие офицеры быстро получали и генеральские чины. Быстрее всего шло повышение в чинах офицеров, занимавших старшие строевые должности, но этих должностей достигали сравнительно немногие строевые офицеры. После них наиболее хорошие перспективы имели офицеры, занимающие нестроевые должности в штабах и управлениях: генеральских чинов им достичь было труднее, но полковниками становилось большинство, и, наконец, в худшем положении оказывались строевые офицеры (командиры рот), не получившие батальонов или получившие их слишком поздно.
В военное время положение, естественно, было иным. В годы мировой войны повышение в чинах шло очень быстро, и немало офицеров, начавших войну капитанами и ротмистрами, к 1917 г. были произведены в генералы. Младшие офицеры в 1914–1917 гг. также росли очень быстро: для производства прапорщиков в подпоручики и подпоручиков в поручики установили обычный срок в 8 месяцев, однако офицеры, окончившие ускоренный курс военных училищ и школы прапорщиков, не могли производиться в штаб–офицерские чины (это право имели только те, кто окончил военные училища подпоручиками — не позже осени 1914 года). Тем не менее многие офицеры, получившие чин прапорщика в 1914–1915 гг., через два года были уже поручиками и штабс–капитанами и командовали ротами и даже батальонами.
Чинопроизводство офицеров на флоте
На флоте в первые годы XVIII в. определенного порядка чинопроизводства не существовало и оно зависело от усмотрения императора, ходатайства начальства или личной просьбы офицера. Производство иностранцев определялось условиями контракта или личными заслугами, пока в 1706 г. не был установлен для них 3–летний срок выслуги при производстве в следующий унтер–офицерский и обер–офицерский чин до капитан–поручика включительно, 4–летний — из капитан–поручиков в комендеры и 5–летний — из комендеров в капитаны (а далее — только за отличие). За особые заслуги до 1719 г. могли повысить сразу через один, а то и через два чина.
В 1720 г. на флоте (как чуть ранее и в сухопутной армии) введен порядок чинопроизводства путем баллотировки, т. е. выборов сослуживцами — офицерами части или соединения. При этом по баллотировке производились из унтер–офицеров в первый офицерский чин — унтер–лейтенанта, из капитан–лейтенантов в первый штаб–офицерский чин — капитана 3 ранга и из капитанов 1 ранга — в капитан–командоры (но в этот чин — только по особому указу). Производство от унтер–лейтенанта до капитан–лейтенанта и от капитана 3 ранга до капитана 1 ранга осуществлялось без баллотировки, по старшинству. Право производства на вакансии предоставлялось Адмиралтейств–коллегий (с 1727 г. — только до капитана).
В 1728 г. было установлено, чтобы мичманов (тогда унтер–офицерский чин), прежде чем произвести в унтер–лейтенанты флота, производить в унтер–лейтенанты сухопутных войск. В 1733 г. Адмиралтейств–коллегия, чтобы не замедлять продвижения по службе строевых флотских унтер–офицеров (мичманов), запретила производство штурманов в унтер–лейтенанты. Им присваивали специально введенный чин мастера (равен армейскому капитану), но зато далее повышаться в чине — в лейтенанты флота (равен армейскому майору) могли только те из них, кто был дворянского происхождения. С 1757 г. штурманы производились в общеармейский чин прапорщика и могли повышаться до капитана.
В 1742 г. производство по баллотировке отменено и стало совершаться исключительно по старшинству (недостойные обходились, причем командир обязан был это обосновать). Однако в течение десятилетия в морском чинопроизводстве царил полный беспорядок, т. к. одновременно восстановили прежнюю систему чинов, и вопрос о старшинстве был весьма запутан. В 1764 г. баллотировку на флоте восстановили и даже распространили на все чины (включая адмиральские), за единственным исключением — из мичманов в морские подпоручики (а с упразднением этого чина — в лейтенанты) производили по экзамену, а в мичманы (теперь первый офицерский чин) производились кадеты Морского корпуса по аттестатам корпусного начальства. В том же году сделано еще исключение: из капитанов 2 ранга в капитаны 1 ранга производство должно было осуществляться по старшинству в чине и заслугам. Это подтверждал регламент 1765 г. При баллотировке надо было набрать не менее ⅓ положительных баллов (т. е. голосов «за»). О производстве в капитаны 1 ранга, полковники и выше докладывалось императрице. Старшинство до 1766 г. считалось по числу баллов, но затем — исключительно по дате присвоения чина.
В 1782 г. баллотировка на флоте вновь отменена, производство стало осуществляться по старшинству на вакансии. В 1785 г. при учреждении Черноморского флота князь Потемкин получил право чинопроизводства его офицеров (до капитанов 1 ранга включительно) независимо от Адмиралтейств–коллегий, а с 1792 г. до 1796 г. офицеры Черноморского флота до капитан–лейтенанта производились Черноморским Адмиралтейским правлением. Павел I ввел порядок производства из мичманов в лейтенанты по экзамену, в капитан–лейтенанты и капитаны 2 ранга — по баллотировке, а далее — по старшинству. При этом император лично просматривал баллотировочные списки и замещал открывшиеся вакансии. Офицеры, имевшие хотя бы один сомнительный балл (шары при баллотировке были «избирательные», «неизбирательные» и «сомнительные»), не производились.
В 1801 г. восстановлены правила чинопроизводства 1765 г., но с тем, чтобы по баллотировке производить только тех, кто наберет не менее половины положительных баллов (причем офицеры, получившие два раза подряд менее ⅔ положительных баллов, после этого отставлялись от службы). В 1804 г. при баллотировке были исключены «сомнительные» шары и оставлены только «избирательные» и «неизбирательные». В мичманы гардемарины теперь производились по экзамену и не ранее совершения 5 морских кампаний, мичманы в лейтенанты — по выслуге 4 лет, а артиллерийские и штурманские чины до IX класса в следующий чин — по выслуге 2 лет. Шестую часть капитан–лейтенантских, четвертую часть капитанских и половину адмиральских вакансий полагалось замещать не баллотировкой, а по Высочайшему избранию.
В начале царствования Николая I баллотировка окончательно отменена и производство в чины стало осуществляться по старшинству и за отличие. Этот порядок существовал до 1885 г., когда «Положением о морском цензе для офицеров флота» были установлены следующие требования для производства в чины.
Мичмана: 1) выпускной экзамен из Морского училища; 2) не менее 4–летних плаваний гардемарином (в т. ч. одного продолжительностью не менее 4 месяцев); 3) удостоение комиссии по практическому экзамену на чин мичмана;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский офицерский корпус"
Книги похожие на "Русский офицерский корпус" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Волков - Русский офицерский корпус"
Отзывы читателей о книге "Русский офицерский корпус", комментарии и мнения людей о произведении.