А. И. Еланская - Изречения Египетских Отцов
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Изречения Египетских Отцов"
Описание и краткое содержание "Изречения Египетских Отцов" читать бесплатно онлайн.
Книга впервые знакомит русского читателя с литературой христианского Египта (так называемой коптской), история которой охватывает несколько веков, начиная с IV века. Литература коптов сосуществовала с общей для всего Ближнего Востока греческой христианской литературой; главные ее жанры — легенды, апокрифы, дидактические сочинения. В книге представлены образцы этих произведений, во введении дается краткий очерк истории коптов и их литературы.
• это, которое… Аминь.
(Слово) об Имармене[793]
Я Логос[794] сущий в Свете несказанном, пребывая в молчании непорочном.[795] И мысль через великий голос Матери открыла меня в восприятии,[796] причем мужское рождение… положить меня (как основание),[797] а она пребывает изначала в основании Всего.[798] Свет же, пребывая скрытым в молчании, выступил, а она одна является молчанием.[799]
Я одна — Логос несказанный, непорочный, неизмеримый, немыслимый. Это свет скрытый, приносящий плод живой, изливающий воду живую из источника невидимого,[800] непорочного, неизмеримого, который есть Глас необъяснимой славы Матери, славы рождения Бога,[801] девственника,[802] благодаря разуму скрытому, который есть молчание, скрытое от Всего, будучи необъяснимым, свет неизмеримый, источник Всего, корень всего Эона.[803] Это базис, поддерживающий всякое движение Эонов, относящийся к славе могучей.[804] Это основа всякого базиса, это дыхание Сил,[805] это око трех Покоев, будучи Гласом, произведенным мыслью, и это Логос, произведенный голосом,[806]который послан светить пребывающим во тьме.[807]
Вот же я открою вам таинства, ибо вы мои собратья, (чтобы вы) узнали их все…
• …[808]° Я наставила их всех относительно таинства, пребывающего в Эонах неведомых, несказанных. Я научила их таинству посредством Гласа, который был в разуме совершенном.[809]И я была основой Всего, и я дала силу им.
Второй раз я пришла в звучании моего Гласа. Я дала образ тем, которые приняли образ, до их конца.
Третий раз я явилась им в их жилищах, будучи Логосом.[810]И я явилась в виде их образа и носила одежду их всех, и я скрыла себя в них, и они не узнали того, кто дает силу им, ибо я пребываю во всех Властях и Силах, и в Ангелах, и в движении всяком, существующем в материи всей.[811] И я скрывалась в них, доколе не открылась моим братьям. И никто из них не узнал меня, хотя я действую в них, но они полагали, что все сотворено ими самими, поскольку они являются незнающими и не ведают своего корня — места, в котором они произросли.[812]
Я свет, дающий свет Всему. Я свет, ликующий в моих братьях, ибо я сошла в мир смертных ради духа, который остался в нем,[813] этого, который сошел вниз, который вышел из Софии, не имеющей зла.[814] Я пришла и положила… и я сбросила с себя
• … посредством восстания мысли, которую он имел изначала, — причем я дала ему от воды жизни,[815] и он сбросил с себя Хаос,[816] этот, который пребывает с мраком кромешным, находящимся под всем мраком, — (мысли,) которая есть мысль духовная и психическая.[817]
Этими всеми я облачила себя. Его же я разоблачила и облачила его в свет излучающийся, который есть знание мысли Отцовства, и вручила его тем, которые дают одеяния: Яммон, Элассо, Аменаи.[818] И они облачили его в одеяние из одеяний света. И я вручила его крестителям. Они окрестили его: Михе- ус, Михар, Мнисинус. Они же окрестили его в источнике воды жизни. И я вручила его тем, которые дают престолы: Бариил, Нуфан, Сабинаи. Они дали престол ему от престола славы. И я вручила его тем, которые дают славу: Ариом, Илиен, Фариил. Они дали славу ему в славе Отцовства. И снова восхитили его восхищающие: Камалиил,…анин, Самбло, служители великих светил святых. Они взяли его в место светлое его Отцовства. И он принял Пять Печатей от света Матери,[819] Протейной. И они дали ему воспринять от таинства знания, и он стал светом в свете.[820]
Теперь же…
• … я пребывала среди них, одевшись как каждый (из них).[821] Думали Архонты, что я их Христос.[822] Я же пребываю во всех. Однако среди тех, в которых я вложила силу светлую для смирения Архонтов, я — их возлюбленный.[823] В том же месте я облачилась как сын Прародителя и была подобна ему до конца его суда, то есть (конца) незнания Хаоса.[824] И среди Ангелов я явилась в их образе, и среди Сил, будто я одна из них.[825] Среди же сынов человека — будто я сын человека,[826] будучи (однако) Отцом всякого. Я скрывалась среди этих всех, пока не открылась в моих членах, которые принадлежат мне.[827]И я учила их заветам несказанным вместе с братьями[828] — не- сказанны же они для Властей всех и Сил всех архонтских, но не для детей света — (заветам), которые суть заветы Отца. Они — славы, которые превыше славы всякой, которые суть Пять Печатей совершенных (происходящих) от разума.[829] Тот, который имеет Пять Печатей этих имен, которые суть эти,[830]сбросил с себя одежды незнания и облекся светом излучающимся. И никому он не откроется, будучи скрытым от Сил Архонтов.[831]
Среди этих (людей) такого рода завершится Тьма и скончается Незнание, и Мысль творения, которая рассеяна, (соз)даст образ единый.[832] И Хаос темный завершится, и…
• …доколе я явлюсь в силе моей славы и соберу моих собратьев всех в моем царстве вечном. И я проповедала им о Пяти Печатях несказанных, чтобы я была в них и они также были во мне.[833]
Я облеклась Иисусом, я сняла его с древа (т. е. с креста) проклятого и поместила его в жилищах его Отца.[834] И не узнали меня стерегущие их жилища,[835] ибо я неосязаема вместе с моим семенем,[836] и мое семя, которое мое, — я помещу его в свет святой, в молчание недостижимое.[837] Аминь.
Слово (о) Епифании[838]Протенноя троеббразная Святое писание, написанное отцом в знании совершенном.
Примечания
1
Знаменитый древний монастырь, вернее, комплекс монастырей в Нит–рийской пустыне, Ши§т, греч. SxTjTig (произносилось «Скитис»), откуда русское «Скит».
2
Свежий хлеб, как правило, отшельники не употребляли. Он запасался на долгий срок, иногда на несколько месяцев, в виде сухарей (ср. № 123). Только в монастырях, где бывали хлебопекарни, монахи могли употреблять свежий хлеб.
3
Т. е. само Евангелие является Словом, которое говорит это. Вариант несколько сокращен. В Патерике говорится: «Я продал слово Писания, которое сказало мне…».
4
Здесь, в коптском тексте, — единственное число, т. е. данное дело хорошо. В греческом и латинском — множественное число, т. е. подобные (или вообще добрые) дела хороши, ср. Патерик: «Хороши такие дела».
5
Наречное дополнение при глаголе (эхрай) имеет значение и «вверх», и «вниз». Этимологически это два разных слова, которые в саидском диалекте пишутся одинаково. Греческий оригинал показывает, что здесь — второе значение, «опустился», в смысле достижения глубины, ср. Патерик: «достиг глубочайшей невинности и простоты».
6
Олокоттин был равен половине номисмы (солида), золотой монеты в 4,55 г. В греческом — «золотой». Далее отождествляется с номисмой.
7
Монашеская одежда, льняной хитон.
8
В греческом в этом случае — Xevtiov, латинское linteum, полотно или любое изделие из него.
9
Aiaxovi'a (греч.), букв, «служба». В раннехристианскую эпоху — служба, ведающая распределением объединенного имущества христианских общин. В церковной и монастырской администрации — ведающая церковным и монастырским имуществом, распределением пособий, раздачей милостыни. Обязанности эти обычно возлагались на «экономов».
10
Коптское слово тбу, «гора», имеет также значение «монастырь». В греческом стоит evopeia, ср. в Патерике «окрестность». Коптский переводчик, употребляя слово тоу, имел в виду именно монастырь (не строение, а местность, в которой жили монахи, каждый отдельно в своей келье), поскольку Иоанн говорит далее: «Если никто из братьев не потерял ее», т. е. потерять в этой местности монету мог только монах.
11
В греческом тексте стоит «ничего не говорил ему», ср. Патерик: «и не напоминал ему о том». Однако добавление в коптском тексте сделано с полным основанием: подобное правило существовало. Так, на вопрос одного из братьев, можно ли напоминать должнику о долге, апа Поймен ответил: «Спроси его (только) один раз» (ПГ, 364, 169).
12
Одежда малого пострижения, когда еще не даны монашеские обеты.
13
Знаменитый в древности монастырь в Нитрийской пустыне, впоследствии оставленный и заброшенный. В 1964 г. обнаружен и идентифицирован Гийомоном. С тех пор там ведутся раскопки.
14
Разнообразные плетеные изделия из пальмовых ветвей (в сущности, листьев) были чрезвычайно распространены, и изготовление их было основным видом труда отшельников. Из пальм могли делать даже монашескую одежду, хотя как знак крайней бедности и непритязательности.
15
Буквально «окно». В монастырях для хранения книг в помещениях, предназначенных для библиотеки, закладывались окна, и в оконных нишах делались полки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Изречения Египетских Отцов"
Книги похожие на "Изречения Египетских Отцов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. И. Еланская - Изречения Египетских Отцов"
Отзывы читателей о книге "Изречения Египетских Отцов", комментарии и мнения людей о произведении.