» » » » Андре Гийу - Византийская цивилизация


Авторские права

Андре Гийу - Византийская цивилизация

Здесь можно скачать бесплатно "Андре Гийу - Византийская цивилизация" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство У-Фактория, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андре Гийу - Византийская цивилизация
Рейтинг:
Название:
Византийская цивилизация
Автор:
Издательство:
У-Фактория
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-9709-0114-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Византийская цивилизация"

Описание и краткое содержание "Византийская цивилизация" читать бесплатно онлайн.



Книга Андре Гийу, историка школы «Анналов», всесторонне рассматривает тысячелетнюю историю Византии — теократической империи, которая объединила наследие классической Античности и Востока. В книге описываются история византийского пространства и реальная жизнь людей в их повседневном существовании, со своими нуждами, соответствующими положению в обществе, формы власти и формы мышления, государственные учреждения и социальные структуры, экономика и разнообразные выражения культуры. Византийская церковь, с ее великолепной архитектурой, изысканной красотой внутреннего убранства, призванного вызывать трепет как осязаемый признак потустороннего мира, — объект особого внимания автора.

Книга предназначена как для специалистов — преподавателей и студентов, так и для всех, кто увлекается историей, и историей средневекового мира в частности.






Но византийская мистика имела еще один аспект — надежду, первые проявления которой находят, без сомнения, в письмах Иоанна Апамейского, сирийского отшельника конца V в., у которого не просматриваются никакие неоплатонические идеи: «Как воскрешение нашего Бога среди смертных, так должно произойти и наше воскрешение, как исполнение таинства, начало которого заключено в крещении. Иосиф получил источник своей будущей силы в детских сновидениях, но в жизни она проявилась только во время его пленения фараоном. Не будем же огорчаться, если наша слава не придет в этой жизни. Когда человек находит радость в бедности, он достиг совершенства. Когда достигают поведения нового человека, видят, как в его душе отражена красота божественного таинства. Чистота души не столько отказ от телесных инстинктов, сколько разум, лишенный плохих мыслей. Начиная с момента, когда была провозглашена надежда, нет больше ничего, кроме исследования духовным знанием» (I. Hausherr). Иоанн Апамейский, как и его последователи, в противовес Макарию или Григорию Нисскому и мистикам, о которых мы уже говорили, очень четко разделяет блаженство духовное в этом мире и блаженство избранных в мире ином. Аскетизм ученого, который не использует ни одного философского термина: он находится рядом с первоначальными понятиями в гораздо большей степени, чем отцы церкви IV в. Без сомнения, больше, чем они, он ценит окончание жизненного пути, которое для православия есть радость anastasis, воскрешения. В итоге православие в Византии не задерживается на страданиях воскрешения, и смысл могилы Христа в том, что «это место, где засверкала милость воскрешения».

Молитва

Византиец был набожным человеком. Кекавмен, крупный чиновник в отставке, писал в адрес светского человека следующее: «Ты слышал, что я советую тебе работать и испытывать страдания, чтобы обеспечить свое существование, а не участвовать в чрезмерных начинаниях и трудах, которые приведут к утрате твоей души, и ты, пренебрегши Богом, забудешь о псалмопении, обязательном для всех православных, а именно о заутрене и о „четырех часах“, потом о вечерне и повечерии. Это является частью нашей жизни, и именно посредством литургии мы являемся слугами божьими, так как для того, чтобы признать Бога, и неверные, и демоны признают его существование. Нужно, чтобы ты исполнял литургию, но также, если сможешь, твори и полночную молитву, произнося хотя бы один псалом, так как в этот час ты можешь беспрепятственно поговорить с Богом, после молитвы — отдыхай. Говорить с Богом с глазу на глаз не наказание, а только радость. Как я призываю тебя хлопотать по поводу мирских вещей, так и по поводу духовных, таким образом, чтобы и в одном, и в другом случае ты осуществлял мои надежды и стал, одним словом, во всех делах выдающимся человеком, в выполнение всего должного. Не говори: „такой-то не ходит в церковь и процветает при этом“. Ты не знаешь, что он делает втайне. Некоторые тайком творят добро без ведома других и даже дьявола. Но некоторые не делают этого и процветают, несмотря на их озлобленность, и в этом нет ничего удивительного. Евреи и еретики, мусульмане и прочие живут, не зная догматов и не надеясь на Нашего Спасителя Иисуса Христа, истинного Бога, некоторые из них процветают, руководят народами и пользуются добротой Божьей, но мы не должны завидовать их процветанию. Его доброта управляет всем, согласно его собственным суждениям. Будь же милосердным и не впадай в гордыню. Язычник Корнелий, абсолютно не знавший догматов церкви, даже самых незначительных, но мыслью своей творивший благо перед лицом Бога, услышал однажды: „Корнелий, твои молитвы и милосердие поняты Богом“».

Молитвы заполняли жизнь византийцев: земные поклоны, крестные знамения, мольбы, многообразные формулы, нескончаемые процессии, многочисленные обеты перед иконами были предназначены для того, чтобы избежать болезни, опасности, печали. Благословения и молитвы сопровождали закладку первого камня при строительстве дома, вступление в новый дом, сложение печи, рытье колодца, обустройство корабля. Просили защиты у Бога на полях, в садах, у него просили избавления от вредителей и других природных бедствий, об изобилии рыбы в пруду или озере. Молились об изгнании плохих мыслей из дома, об очистке колодцев и водоемов от грязи. Просили, чтобы земля была обработанной, виноградники и поля засеянными, фруктовые сады без змей, жаб и вредителей, которые их опустошают: перечисляли и вспоминали всех животных и заклинали их вернуться в горы или в лес. Молитвы и пожелания предназначались для того, чтобы помочь христианам в их духовных делах против пороков (греховные мысли и блуд), ночных кошмаров и похотливых желаний, демонов. Другие должны были поддерживать их в случаях физических недомоганий — телесных болезней, инфекций, несчастных случаев, лихорадки, кожных болезней или зубной боли. Молитва в этих случаях была такой: «О великий мученик Иисуса святой Антипа, спутник апостолов и гордость понтификов, ты был первым епископом Пергама, светом церкви и защитником веры, ты, смело защищавший и славивший Иисуса Христа перед врагами Бога, тобою, как невинным агнцем, пожертвовали, и ладан был сожжен в быке из огненной бронзы, в глубине которого ты умер, славя Божественного Отца, ты, озаренный Иисусом, сиявшим как солнце в твоей душе, поддерживал мученика и подчинил демона до конца, и за самую большую твою заслугу ты был восславлен Иисусом на земле и особой милостью стал светом в мире, он доверил тебе исцелять зубную боль, облегчая страдания тех, кто молит о твоем заступничестве, выслушай же мою жалкую мольбу и услышь своего недостойного слугу и грешника N, который взывает к тебе этой молитвой: епископ Бога и мученик, святой Антипа, прими смиренную молитву своего недостойного слуги N и выслушай ее сейчас, в момент, когда взывают к тебе, и попроси Господа нашего о прощении грехов моих и быстром излечении от зубной боли, которая мучает меня. Вот чего я хочу добиться заслугами Христа и твоим заступничеством. Аминь» (P. de Meester). Против бессонницы призывали Семь Спящих из Эфеса: семь детей, которые, согласно легенде, чтобы спастись от императора Деция, были укрыты в гроте около Эфеса, заснули там и проснулись только двести лет спустя. Византийские обряды включали в себя также молитвы на зараженную пищу (из-за падения скотины в зерно или муку, например) или нечистую (падаль) или для людей, которые ели испорченную пищу. Другие — на раны, полученные в боях, на вражеские вторжения, за победу византийской армии. Молитвы и пожелания были предназначены для защиты христиан от природных бедствий, землетрясений, например, или бури, и для того, чтобы попросить о хорошей погоде, против засухи. Молитвы и обряды, наконец, сопровождали каждое мгновение жизни: отъезд в путешествие, начало учебы, неповиновение детей, усыновление, раздоры, потерянная и найденная вещь, смерть. Благословляли скот, чтобы защитить его от болезней, и стойла, сети, просили о том, чтобы рыбная ловля была удачной. Благословляли пчел следующей молитвой: «Господь наш, Ты, одним словом создавший все из небытия, Ты, Учитель, храни своих пчел, защити их полеты в место, которое они избрали своим жилищем на протяжении нескольких поколений. Святой Агапий, святой Кондратий, святые Сорок мучеников, и святой Зосима, и все святые, храните своих пчел от всех змей, злых муравьев, саранчи и других насекомых, а также от осиных гнезд, которым они дают большой урожай за сезон, благодаря заступничеству Богородицы, матери Божьей, бестелесных небесных созданий (ангелы), святых и великих бессребреников (Косьма и Дамиан), святых иерархов (понтифики) и нашего святого отца Зосимы». Молились о шелковичных червях, сборе винограда, новом вине, оливках и масле, зерне, когда его сеяли, перед жатвой, о пище соленой, моченой, квашеной. Молитвы, пожелания и обряды были закреплены за определенными днями литургического года для подвижных и неподвижных праздников.

Народные верования

Все молитвы византийцев были предназначены для того, чтобы защититься от злых сил. Их дополнял большой список амулетов: фрагменты креста, кусочки тела или любые другие предметы, сыгравшие свою роль в Распятии, останки святых (кости, волосы и т. д.), предметы, освященные ими, одежда, иконы, масло или даже пыль, специально благословленная святыми; разнообразные амулеты были предназначены для изгнания бесов. Часто случались разногласия. Иоанн, епископ Тивериады в Палестине, после персидского вторжения укрылся в Александрии (VII в.). Он умер, оставив своему наследнику нательный золотой крест, в который был заключен фрагмент Истинного креста. Патриарх Александрии Иоанн пожелал ценную реликвию. Два раза он предлагал выкупить ее у владельца. Последний согласился, но отдал точную копию вместо оригинала. Два ангела явились ему во сне с угрозами, и он расстался со своей реликвией. Часто вокруг шеи носили ампулы из свинца, серебра или золота, сделанные в Иерусалиме и наполненные маслом из ламп, освещавшим Святой крест. Однако довольствовались и менее изысканными амулетами. Один слуга закона нашел столпника Маро в монастыре Ар на северо-востоке Амиды в Армении и попросил его помолиться о том, чтобы его жена могла иметь детей. Маро в этот момент на ногах стриг ногти, которые слишком отросли. Он взял один ноготь, аккуратно завернул его и отдал этому человеку, говоря: «Это не реликвия мученика, не пыль, смешанная с маслом и водой, это трава, которую я даю тебе, следи за тем, чтобы никто не видел и не уничтожил ее. На следующий год ты принесешь мне своего сына, а вместе с ним и это». Согласно наставлениям Маро, человек повесил этот предмет на шею своей жены, она родила и принесла своего сына святому. Икона была самым распространенным амулетом. С ней были связаны разные обычаи. Один офицер по имени Константин был направлен на службу в Лаодикею. Там он женился. Через несколько дней после свадьбы у женщины появился нарыв на левой щеке. Константин всегда носил у себя под мышкой икону со святыми лекарями Косьмой и Дамианом. Эти святые ночью явились женщине и сказали ей: «Почему ты печальна? Почему ты расстраиваешь своего мужа? Мы здесь, с тобой, не беспокойся». На следующую ночь, после второго их появления, болезнь прошла. Икона исцелила ее. Были даже люди, которые зарабатывали на иконах. В деревне Дибудин, в регионе Амасия, находилась нерукотворная икона acheiropoietos, представляющая на полотне образ Христа, который попал из Камулиани в Каппадокию. В середине VI в. деревня была опустошена бандитами, церковь сожжена, часть жителей захвачена в плен. Церковнослужители приехали в Константинополь, чтобы просить Юстиниана восстановить деревню, вновь построить церковь и выкупить пленных. Император дал денег, но ему было внушение отправить священников с иконами по городам империи, чтобы собрать другие деньги. Эта «миссия» иконы длилась шесть лет. Не знают других икон, которые творили бы такие чудеса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Византийская цивилизация"

Книги похожие на "Византийская цивилизация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андре Гийу

Андре Гийу - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андре Гийу - Византийская цивилизация"

Отзывы читателей о книге "Византийская цивилизация", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.