» » » » Александр Смирнов - Морская история казачества


Авторские права

Александр Смирнов - Морская история казачества

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Смирнов - Морская история казачества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Яуза, Эксмо, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Смирнов - Морская история казачества
Рейтинг:
Название:
Морская история казачества
Издательство:
Яуза, Эксмо
Год:
2006
ISBN:
5-699-18339-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Морская история казачества"

Описание и краткое содержание "Морская история казачества" читать бесплатно онлайн.



Настоящая книга основана на материалах, подтверждающих, что с XIV по XVII век казачество формировалось на юге славянского мира как сословие, живущее в первую очередь морем. Военно-морской флот Запорожского войска привлекали для морских войн Испания, Франция, Швеция. Казакам-мореходам Русь обязана географическими открытиями в Тихом океане в XVII веке.

В начале XVIII века в Российской империи казачество было отстранено от морской службы. Однако во времена царствования Екатерины II и Николая I из числа бывших запорожцев были сформированы Черноморское и Азовское казачьи войска, участвовавшие в морских сражениях конца XVIII — первой половины XIX века. В период с 1870-х годов по 1917 год десятки казаков и их потомков служили в регулярном Императорском военном флоте, достигнув адмиральских чинов и прославив Андреевский флаг, создавали первые морские линии торгового флота России.

В книге впервые представлена и обоснована принципиально новая концепция образования и развития казачьих войск на протяжении с XIV по XX век.






В 1832 году юный Платон стал кадетом Морского корпуса. В 1836-м — мичман и офицер Гвардейского флотского экипажа, в котором служили сыновья представителей морской элиты империи. Светский Петербург пушкинской эпохи тяготил энергичного гвардейца, и он попросился на Черноморский флот, которым командовал прославленный мореплаватель — адмирал М. П. Лазарев. В 1842 году был переведен в Севастополь с чином лейтенанта. Сына знаменитого морехода взял к себе адъютантом начальник штаба ЧФ адмирал Хрущов. В 1849 году Платон Юрьевич уже адъютант самого адмирала Лазарева. Командующий Черноморским флотом оценил ответственность и исполнительность лейтенанта и отправил его в командировку в Англию — закупить два вооруженных винтовых парохода для Дунайской гребной флотилии. Лисянский успешно выполнил эту миссию, за что был произведен в капитан-лейтенанты и стал в 1851 году старшим адъютантом штаба Черноморского флота.

После смерти Михаила Петровича Лазарева Черноморский флот как будто бы утратил внутренний стержень. И хотя герой Наварина оставил после себя круг достойных учеников: Корнилова, Нахимова, Истомина, — потомок запорожцев попросился в отставку. Может, потому, что войны не предвиделось, а может, пошатнулось здоровье… В феврале 1853 года он был уволен из регулярного флота с чином капитан-лейтенанта (хотя обычно при этом производили в следующий чин). Потомственный моряк стал коллежским асессором — чиновником для особых поручений в Московском учебном округе. Но недолго наслаждался он покоем московской жизни.

Началась Крымская война, и Платон Лисянский вновь запросился на флот. Правда, в Севастополь он не вернулся, а 27 мая 1853 года с чином капитан-лейтенанта был направлен на Балтийский флот. Там он опять адъютантствует — при Великом Князе Константине Николаевиче (между прочим — он был Президентом Русского Географического Общества). А на следующий год адъютант покровителя наук и искусств России становится редактором журнала «Морской Сборник».

Волей-неволей закрадывается мысль, что, если бы капитан-лейтенант Платон Лисянский погиб смертью героя на бастионах Малахова кургана в Севастополе, успев заслужить золотое оружие с надписью «За храбрость», его имя вписали бы в анналы русской военно-морской истории. Но капитан 2-го ранга Платон Лисянский стал редактором главнейшего органа печати русского флота в разгар войны… и это забылось.

После поражения выяснилось, что у России флота нет, как нет и наработанных промышленных технологий по строительству парового флота. Пришлось в очередной раз, «забыв» отечественных изобретателей и конструкторов, кланяться европейцам. Платон Юрьевич, будучи членом Пароходного комитета, в 1856 году отправляется в трехлетнюю командировку за границу — покупать винтовые фрегаты. Франция, Италия, судостроительные заводы Бордо и Палермо. Из Южной Европы на Балтику он привел 20 пароходо-фрегатов. Произведен в чин капитана 1 — го ранга.

Платон Юрьевич всерьез занялся насыщением русских морей паровым флотом, становлением торгового мореплавания. Он входит в правление Российского Общества Пароходства и Торговли (РОПИТ). Адмиральские орлы слетаются на золото широких погон… контр-адмирал. В 1874 году — вице-адмирал.

В 1892 году малороссийский казак, правнук сотника Запорожского Войска — Платон Юрьевич Лисянский произведен в чин полного адмирала Российского Императорского регулярного флота.

Он служил при четырех императорах, прожив долгую, плодотворную и насыщенную событиями жизнь. В «Морском Сборнике» он опубликовал в 60-е годы XIX века две крупные статьи: «Несколько слов о морском воспитании в России» и «О превращении линейных кораблей в броненосные».

Пожалуй, кроме него, никто из потомков казаков в Императорском флоте не дослужился до чина полного адмирала.


МИХАИЛ КОРОНАТОВИЧ БАХИРЕВ — ДОНСКОЙ КАЗАК. «АДМИРАЛ КОРОНАТ»

После Верховного Правителя России и Сибири, Командующего Черноморским флотом адмирала А. В. Колчака самым заметным представителем казачества в русском Императорском флоте XX века, несомненно, является вице-адмирал Бахирев. Его имя прочно вписано в историю русского Балтийского флота. В октябре 1917 года он командовал Морскими Силами Рижского залива, выиграв Моонзундское сражение у кайзеровского флота. Его помнит каждый моряк-балтиец, каждый любитель русской морской истории. Когда-то контр-адмирал В. К. Пилкин оставил о нем такие воспоминания: «Это был умный, простой и добрый человек. Ему верили, к его мнению прислушивались, он был представителем старых, прежних морских традиций и был очень популярен во флоте». Старые сослуживцы и друзья называли его между собой — «Адмирал Коронат».

А помнят ли о нем казаки? Знают ли о подвигах своего земляка — уроженца города Новочеркасска сегодняшние жители столицы Донского казачьего Войска?

После того как в царствование императора Александра II донские казаки перестали чувствовать себя «привязанными» к кавалерии, как конь к коновязи, сыновья казачьих офицеров решительно шагнули в старинное здание Морского корпуса, что на Васильевском острове столицы. Шли только очень сильные духом, самые волевые, способные перебороть навязанную традицию кавалерийской казачьей службы. Среди них был и Михаил Бахирев — «из обер-офицерских детей Области Войска Донского».

Он родился, по старому стилю, 17 июня 1868 года в столице донского казачества — Новочеркасске. Впечатления от успехов возрожденного Черноморского флота в русско-турецкой войне 1787–1878 гг. взволновали тогда многих дворянских отроков. Михаил, окончив 7 классов Новочеркасской гимназии, уговорил отца — казачьего офицера, определить его в Морское училище (так тогда временно назывался Морской корпус). С 1888 года сын донского казака, окончив училище и получив мичманские погоны, служил Отечеству под Андреевским флагом.

Участвовал в Китайском походе 1900 года на канонерской лодке «Гиляк». И не просто присутствовал. С корабля на мятежный китайский берег был высажен вооруженный десант моряков, среди которых был и 32-летний лейтенант. За участие в штурме фортов Таку 4 июня 1900 года лейтенант Бахирев заслужил самый высший боевой орден, которым только мог быть награжден младший офицер в Российской империи, — орден Святого Георгия 4-й степени.

Русско-японская война… В Порт-Артур в марте 1904 года прибывает вице-адмирал С. О. Макаров, а старший лейтенант Бахирев там же получает в командование миноносец «Сильный». Михаил Коронатович был одним из лучших командиров миноносцев блокированной эскадры… Когда наступила пора капитуляции русской крепости, именно его назначили командиром отряда миноносцев, которые пошли на прорыв из окружения. Пошли и прорвались! В декабре 1905 года капитан 2-го ранга Бахирев в Зимнем дворце получил из рук императора золотое оружие с надписью «За храбрость».

Когда после русско-японской войны Балтийский флот практически исчез, в России начался сбор средств на его восстановление. Земляки Бахирева пустили фуражку по кругу и насобирали рублей и копеек на целый эсминец — «Донской казак». Правда, командовать им выпускнику Новочеркасской гимназии не довелось.

На Балтике донской казак последовательно командует эсминцами «Ретивый», «Амурец» (этот корабль отстроен в немалой степени на деньги казаков Амурского казачьего Войска). В 1911 году капитан 1-го ранга Бахирев получает в командование сверхновейший броненосный крейсер «Рюрик», отстроенный в Англии знаменитой фирмой Виккерс. «Рюрик» стал флагманским кораблем командующего Балтийским флотом адмирала Эссена.

Уже началась война с Германией, когда «за отличие в делах против неприятеля» 24 декабря 1914 года уроженца Новочеркасска произвели в контр-адмиралы с назначением командиром 1 — и бригады крейсеров Балтфлота. Спустя год, в декабре 1915-го, «Адмирал Коронат» принял уже 1-ю бригаду линейных кораблей. Увы, почти всю войну новейшие линкоры — «Петропавловск», «Гангут», «Севастополь» и «Полтава» — мирно продымили трубами в тыловых базах. Экипажи, в несколько сот человек каждый, изнывали от безделья, занимаясь революционной пропагандой друг друга…

21 августа 1917 года вице-адмирал Бахирев возглавил Морские силы Рижского залива. Перед ним стояла труднейшая задача — усилиями флота, уже разболтанного революционной агитацией, лишившегося десятков опытных офицеров и адмиралов, противостоять попыткам немецких кораблей пробиться в восточную часть Балтийского моря… Германские адмиралы отлично знали состояние русских, на серьезное сопротивление не рассчитывали. Можно сказать, что успех русского флота в Рижском заливе в октябре 1917 года в большей степени зависел от энергии и флотоводческого таланта донского казака — «адмирала Короната».


Ноябрьский переворот большевиков и левых эсеров вице-адмирал Бахирев принял сравнительно спокойно. В то время не только он, но и миллионы людей в России не сомневались в том, что от власти «совета народных комиссаров» загулявший русский народ излечится, как пьяница от приступа «белой горячки». Но «запой» явно затянулся… 12 января 1918 года Приказом № 37 вице-адмирал Бахирев был уволен с военно-морской службы без права на пенсию. Он прожил почти полвека и остался ни с чем… Пришлось переквалифицироваться в «советские служащие» — стать заведующим учетным отделением Центрального народно-промышленного комитета.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Морская история казачества"

Книги похожие на "Морская история казачества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Смирнов

Александр Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Смирнов - Морская история казачества"

Отзывы читателей о книге "Морская история казачества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.