Рене Груссэ - Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан"
Описание и краткое содержание "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан" читать бесплатно онлайн.
Перевел с французского языка Хамит Хамраев Алматы, 2006. 592 с. ISBN 9965-432-41-2 Автор книги – выдающийся французский историк и востоковед. Его перу принадлежат многочисленные труды по истории Азии. В книге на основе объемного материала дается подробнейшее описание жизни Великой Степи с периода античных времен по XVIII век. Повествование основано на исторических исследованиях автора с привлечением большого количества источников европейской, китайской, персидской и др. культур. Новизна издания – в отображении точки зрения на известные события истории крупного западноевропейского исследователя, мнение которого лишено предвзятости и конъюктурности. Книга адресована широкому кругу читателей. Данное издание публикуется на русском языке впервые.
[1273] См. Е. Белин, Заметки о Мир Алишере Навои, J. A., 1861, XVII, 175, 281, 1866, 523. Бува, Дебаты о двух языках, J. A., 1902, 367.
[1274] См. выше.
[1275] Тимур Кутлуг был сыном Тимур-мелика и внуком Уруса, известного хана Белой Орды, соперника Тамерлана. См. выше.
[1276] Рашадибек Ибн Арабшах (Жизнь Тамерлана, перев. Сандерс, 1936, с. 86).
[1277] См. Бартольд, Мангит, Энц. Исл., 259.
[1278] Ибн Арабшах, р. 86-87 – Идику и Едигей в русских источниках.
[1279] Менгли Гирей, Крымский хан с 1469 по 1475 и с 1478 по 1515 годы.
[1280] Бартольд, Гирей, Энц. Исл., И, 181.
[1281] См. Хейд, Торговля в Леванте, II, 399.
[1282] См. выше.
[1283] См. Ховорт, История Монголов, II, 365-429. – Бартольд, Казань, Энц. Исл., II, 887. – Бартольд, Касимов, там же, 848.
[1284] См. Ховорт, II, 349-362.
[1285] В России, как и в Китае, артиллерия позволила покончить с последним влиянием монголов. См. ниже, обстрел пушками джунгарских отрядов хана Галдана императором Кан-си. Тактическое превосходство кочевников, заключавшееся в необычайной мобильности, вездесущности всадника-стрелка из лука, превосходство, которое берет начало с незапамятных времен, померкло перед техническим превосходством использования артиллерии, которое очень быстро перешло к оседлым цивилизациям.
[1286] См. Бартольд, Шейбаниды, Энц. Исл., 283.
[1287] Зафер-наме, II, 70-93.
[1288] См. Бартольд, Абу Хаир, Энц. Исл., I, 98. Ховорт, II, 687. Тарихи Рашиди, перевод Денисон Росс, 82.
[1289] Эсен-буга II умер в 1462 г.
[1290] См. Бартольд, Казак, Энц. Исл., II, 886. Бартольд, Киргиз, там же, 11,1084. Тарихи Рашиди, 272-273.
[1291] Три «орды», которые сами киргизы называли под именем джуз или «сотен». Они называли себя Улу-джуз, Большая Сотня (Большая Орда), Киши-джуз, Малая Сотня (Малая Орда), Орта-джуз, Средняя Сотня (Средняя Орда). Это деление на три орды стало свершившимся фактом только в конце XVII в. «Хан Тауке, отмечает Бартольд, известный законодатель своего народа, принявший русское посольство в 1694 г., а затем – калмыцкое посольство в 1696 г., правил еще тремя ордами и имел в каждой из них своего представителя» (Бартольд, Киргиз, I. 1085).
[1292] См. Н. Элиас и Денисон Росс, История могулов Центральной Азии, 272.
[1293] Там же. Тарихи Рашиди, 276, с. 274, несколько уточнений: Касым имел свои зимние ставки в долине Каратая, на юге от Балхаша, восточнее р. Или.
[1294] Тарихи Рашиди, 92-93.
[1295] См. Бува, Шейбани-хан, Энц. Исл.,281 и Бува Монголы, 191. – Ховорт, II, 652-739. – Вамбери, II, 35-98. – Абул Гази Бехадур хан, История Монголов и Тартар, перев. Десмэзон (1871-1874), книга VII.
[1296] Grenard, Baber, 75. См. Vambery, II, 64.
[1297] Тарихи Рашиди, 120.
[1298] Это фактически была эпоха большой экспансии Киргиз-Казахов. Их хан Касым, умерший в 1518 году, обладал огромной властью. См. Бартольд, Киргиз, Энц. Исл., II, 1085.
[1299] См. Бартольд, Энц. Исл., I, 25, с корректирующими поправками Вамбери, II, 191.
[1300] Тимур-шах, второй король Афганистана из династии Дуррани (1773-1793), сын и преемник знаменитого Ахмеда Дуррани.
[1301] См. Абул Гази, перевод Демэзон, 338-358. – Бува, Монголы, 347.
[1302] См. Курант, Центральная Азия в XVII и XVIII веках, стр. 36-37.
[1303] Абул Гази, перев. Демэзон, 194-220. См. Бартольд, Хорезм, Энц. Исл., 963.
[1304] См. Бартольд, Фергана, Энц. Исл., II, 70. Бартольд, Коканд, Энц. Исл., 11, 1020. Наливкин, перевод Дозон, История Кокандского ханства, 1889.
[1305] См. Ховорт, II, 982. Бартольд, Кучум-хан, Энц. Исл., II, 1156. Курант, Центральная Азия в XVII и XVIII веках, 38 и далее. Абул Гази, перев. Демэзон, 177. Абдель-Карим Бухари, перев. Шефер, История Центральной Азии, 303.
[1307] Тарихи Рашиди, 67.
[1308] Там же, 65. Автор считает, что битва, где Эсен пленил Вайса, произошла в местности под названием Мин-лак.
[1309] Тарихи Рашиди (стр.65) считает, что эта вторая битва состоялась «в Кабака, у границ Моголистана, недалеко от реки Айлах», которую идентифицируют с Или, Ила по Худуд аль-алем (изд. Минорского, 71).
[1310] Тарихи Рашиди, 65-66. Сейид Али был сыном Сейид Ахмед Мирзы и внуком известного Худайдада (там же, 61). См. выше.
[1311] Для оказания сердечной встречи, начиная от Улуг-бека и Шах-Роха до Юнуса, вопреки глупостям сторонников последнего, см. Тарихи Рашиди, с.74 и 84.
[1312] Умер в 1457-1458 годах.
[1313] Тарихи Рашиди, 75.
[1314] Там же, 76.
[1315] Тарихи Рашиди, 79-80.
[1316] Там же, 86.
[1317] Там же, 95.
[1318] События, которые имели место до 1468 г. (Тарихи Рашиди, 91-92).
[1319] Тарихи Рашиди, 95.
[1320] Там же, 87-88.
[1321] Там же, 99-107.
[1322] Там же, 106-107.
[1323] «Ха-ли» по Минь-ши представлен как отец и предшественник хана Ахмеда. И Юнус в действительности был отцом Ахмеда, пришедшим на его место в Уйгуристане. Вероятно, что Минь-ши и Тарихи Рашиди обозначают под различными именами одно и то же лицо.
[1324] Там же, 112-113, где Мохаммед Хайдар ссылается на Мирхонда. См. Вамбери, II, 19-20.
[1326] Там же, 95.
[1327] Там же,112-113.
[1328] Там же, 97.
[1329] Там же, 112-113, 120.
[1330] Тарихи Рашиди, 122.
[1331] Там же, 115-116.
[1332] См. выше. Стр. 544, 545, и 559.
[1333] Тарихи Рашиди, 118.
[1334] Там же, 120, 122-123.
[1335] Там же, 123-124.
[1336] Там же, 126.
[1337] Там же, 133, 325, 327.
[1338] Он завоевал Кашгар в мае-июне 1514 г., и умер 9 июля 1533 г. (Элиас, 48).
[1339] Тарихи Рашиди, 134.
[1340] Хайдар-мирза был даже двойного монгольского происхождения, т.к. по линии матери он был чингизханидом, внуком хана Юнуса.
[1341] Книга написана между 1541 и 1547 гг. См. Бартольд, Хайдар-мирза. Энц. Исл. II, 233.
[1342] Тарихи Рашиди, 127.
[1343] Н. Элиас и Денисон Росс, История Монголов Центральной Азии, с. 13-14.
[1344] «Он правит сегодня в Турфане и в Джалише (Карашахре)», писал Хайдар-мирза в 1545 г. (с. 129).
[1345] Мемуары, касавшиеся китайцев, XIV, 19.
[1346] Тарихи Рашиди, 143, 450.
[1347] Забдат ат-Таварих, у Элиаса и Денисон Росс, История Могулов Центральной Азии, 121.
[1348] Op. cit, 377, 379.
[1349] Heft Iqlim, dans Quatremere, Notes et extraits, XIV, 474.
[1350] Элиас и Росс, История Могулов Центральной Азии, 123.
[1351] Там же, Тарихи Рашиди, 371.
[1352] Там же, 395.
[1353] Морис Курант. Центральная Азия в XVII-XVIII вв., 50.
[1354] См. далее, и Martin Hartmann, Ein Heiligenstaat im Islam, Islam/Jrient, 1,195. – B общем чингизханиды растворились в Кашгарии в других условиях, нежели в Китае, но возможно, по глубоким сходным причинам. В Китае, в первой полов. XIV в. потомки Хубилая уделили чересчур повышенное внимание буддизму, что спровоцировало враждебность со стороны образованных китайских кругов. В Кашгарии потомки Чагатая глубоко прониклись мусульманской набожностью до такой степени, что постепенно устранялись «святыми семействами» исламизма. Мы увидим далее, в XVII в., что тибетский ламаизм оказал не менее расслабляющее влияние на монголов Ордоса, Чахара и даже Халхи. Все эти бывшие варвары отдавались мусульманской или буддийской набожности с трогательным рвением, но возможно, теряя при этом что-то от своих «достоинств», во всяком случае своих воинствующих качеств. Не ставя перед собой цели не признавать неоспоримую моральную привлекательность буддизма или мусульманской мистики, следует признать, что ламаизм навсегда усыпил монгольскую душу в Монголии, таким же образом как ислам лишил национальной принадлежности и способствовал тому, что последние монголы Кашгарии впали в ханжество, послужившее им подготовкой отречения от прежних взглядов в окружении ходжей, полных лестного общения.
[1355] См. выше.
[1356] Морис Курант (Центральная Азия в XVII и XVIII вв., с. 11) считает, что Угетши является не принцем Кергудов, но Торгудов или Торгхутов, которые относятся к одному из четырех племен ойратов. Об этом см. Сананг Сетчен, 143-155.
[1357] Мы с Пельо считаем, что Аруктай, в соответствии с монгольским историком Сананг Сетченом, фонетически соответствует А-лу-таю в Минь-ше. Действительно, Минь-ше придает первостепенную роль А-лу-таю в период, когда Сананг Сетчен описывает нам Арутая как пленника. Ховорт (I, 353) принял за основу факт, чтобы считать А-лу-тая китайцев, не предводителем хорчинов – Адаем. Такая ассимиляция с фонетической точки зрения кажется несостоятельной. В остальном кажется, что существует путаница в этой части в Минь-ше, когда речь идет о предводителе ойратов Ма-ха-му. Снанаг Сетчен считал, что предводитель ойратов, правивший в первые годы XV в. назывался Батула. Его преемником (к 1415, 1418 годам) был его сын Бахаму, по прозвищу Тогон. Напротив, по Минь-ше, личность, соответствующая Батуле, именовался Маха-му, а его сына звали Тогол.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан"
Книги похожие на "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рене Груссэ - Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан"
Отзывы читателей о книге "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан", комментарии и мнения людей о произведении.