Валерий Кубасов - Прикосновение космоса

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Прикосновение космоса"
Описание и краткое содержание "Прикосновение космоса" читать бесплатно онлайн.
Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР В. Н. Кубасов на примере совместного полета советско-венгерского экипажа рассказывает о работе космонавтов, о том, какие сложные задачи приходится решать сегодня участникам космических полетов.
Автор раскрывает особенности ряда интересных научно-технических экспериментов по программе «Интеркосмос», рассказывает о большом народнохозяйственном значении исследований, проводимых на орбитальных станциях.
Книга адресуется широкому кругу читателей.
Литературная запись И. Андреева
— Берци, послушай! Если ждать корабль-спасатель, то нам придется тут еще с месяц пожить... Ну, вчетвером, я думаю, скучно не будет. Пищи у нас достаточно, запасов систем обеспечения достаточно, воды тоже достаточно. Согласен еще на месяц?
— Согласен!
— Ну вот и порядок! Ладно, пусть Земля подумает все-таки... А мы пока пообедаем. Верно?
Все ребята соглашаются: действительно, надо пообедать, а потом будет видно. Может быть, ничего страшного и нет.
На первое у нас — борщ. Едим вроде бы и с аппетитом, но голову все время сверлит мысль: что же случилось? Разарретирование гироскопов было, блокировки сняты, наддув топливных баков был. Ручную ориентацию перед этим включили.
Все условия, необходимые для запуска двигателя, соблюдали. В чем же дело? Непонятно! Точно по такой же методике мы и на тренажере работали — все было нормально. Да и сам двигатель несколько дней назад работал... А теперь вон что выкинул... Чудеса какие-то!
После всяких неожиданных ситуаций всегда хорошо бы не спеша все обдумать, понять ситуацию и убедиться однозначно в ее последствиях. Но сейчас нам и это не поможет. Надо ждать сеанса связи. Только Земля сможет внести ясность. Ну а что до укладки возвращаемого оборудования — ладно уж, уложим поздно ночью. А пока что посмотрим в иллюминатор на Землю. Скоро, кстати, и сеанс...
Опять на связи Алексей Елисеев:
— «Орионы»! По двигателю: тут наша ошибка. По нашему недосмотру двигатель не запустился. По той технологии, которую мы вам передали, у вас на момент запуска одновременно присутствовало несколько признаков, причем при одновременном наличии признаков ручной ориентации и питания блока стабилизации команда на включение не проходит. Надо, чтобы был либо один признак, либо другой.
Ну конечно, черт возьми, как же мы сами-то до этого не додумались! Ведь если бы меня спросили на экзамене, сразу бы сказал, что нужен либо тот признак, либо другой!
— Поэтому,— продолжает Елисеев,— мы с вами в отведенное время проведем на «Союзе-35» тест двигателя вот по такой штатной схеме.
И далее объясняет схему. Мы уже понимаем, что двигатель запустится и по той схеме, по которой мы работали. И надо всего-то одно изменить: держать кнопку нажатой подольше, более секунды. Когда мы тренировались на тренажерах, то там в силу некоторых условностей эта команда проходила мгновенно, реле срабатывали сразу и двигатель «запускался». А здесь реальный корабль — реальные элементы, приборы. Каждый срабатывает с едва заметным опозданием, пусть и маленьким по времени, но этих задержек накапливается много. Вот поэтому кнопку включения двигателя нужно держать нажатой не менее секунды.
— Сколько времени,— спрашивает меня Алексей Елисеев,— ты держал кнопку в прошлый раз? Меньше секунды?
— Вообще-то, наверное, меньше.
— Поэтому в следующий раз во время этого теста кнопку надо держать нажатой, пока действительно не убедишься, что двигатель заработал. Те операции, которые не вызывают сомнений, выполнять не будем.
Вот и стала проясняться ситуация. В общем-то интересный случай! Он нас немножко заставил поволноваться. Но, наверное, еще больше понервничали в Центре управления полетом. Видимо, когда там, на Земле, услышали, что двигатель не запустился, у многих екнуло сердечко!
Такой вот сюрпризец космических полетов... Ну а сейчас предстоит тест на «Союзе-36» — корабле, вынесшем нас на орбиту. Центр управления решил проводить его так же, как проводили мы, только с учетом полученных замечаний. Вот сейчас ребята включали двигатель. Он отработал пять секунд, затем его выключили.
Ну а нам ждать еще виток: только тогда Центр управления разрешит нам повторить тест. Будем проводить в основном те операции, которые связаны с включением двигателя и работой гироскопов.
Говорят, время в космосе летит быстро. Я и сам так говорил. Но случаются здесь и томительные минуты, даже часы. Вот и сейчас до связи — целых полтора часа, а как хотелось бы сразу нажать кнопку, включить двигатель, убедиться, что он работает нормально! Но надо ждать.
Ладно, пока займемся укладкой возвращаемого оборудования: уж лучше теперь, чем поздним вечером.
Я под центральным креслом укладываю оборудование, а оно стремится выплыть обратно. Приходится сначала всовывать предметы в полиэтиленовый пакет, а потом уж наполнять сам контейнер. Фотопленки кладем отдельно — подальше от места, где у нас гамма-высотомер: он может испортить фотоматериал, складываем его в специальный мягкий контейнер. Его место у левого иллюминатора.
...Вот и время сеанса. Гироскопы подготовлены. Нажимаю кнопку, держу... Секунда! Заработал двигатель... Чувствуется, как станция и корабль слегка задрожали. Теперь-то уж точно — двигатель заработал! Пять секунд отмечаю по секундомеру. Выключаю двигатель. С радостью докладываю на Землю:
— «Заря», я — «Орион»! Двигатель проработал пять секунд. Замечаний к работе нет!
Можно понять нашу радость: ведь это не простой движок и даже не автомобильный мотор, а самый настоящий ракетный двигатель, в запуске которого участвуют множество приборов и механизмов. Закапризничал он по недоразумению, но ведь еще совсем недавно проблема многократного запуска жидкостного ракетного двигателя в вакууме считалась одной из сложнейших...
Так благополучно закончилась проверка транспортного корабля, а вместе с этим подходит к концу и программа наших совместных с «Днепрами» работ на борту космического комплекса «Салют-6» — «Союз-35» — «Союз-36».
— Когда сегодня отбой у экипажей? — заискивающе спрашиваем нашего врача Анатолия Дмитриевича Егорова. — Может, хоть на часок сдвинете в такой день?
Почему-то он сразу соглашается накинуть нам часок. Но только нам.
— А «Днепры» пусть следуют установленному графику!
Но мы-то знаем, что и им можно разгуляться. Ведь раньше нас хозяева станции все равно не лягут. Придется все-таки продлевать рабочий день сразу обоим экипажам...
Глава ХI.
ЗЕМЛЕ НАВСТРЕЧУ
На «Союзе-35» включены уже бортовые часы. Они отсчитывают последние минуты перед расстыковкой. Вообще-то часы эти непростые, показывают не только московское время, но и полетное. Они же и секундомер, и будильник. Всего у часов четыре циферблата и множество стрелок, которые прекратили свой бег 10 апреля, когда Валерий и Леонид перешли из своего корабля в «Салют-6», остановив часы, законсервировав «Союз-35». Теперь мы, новые хозяева корабля, оживляем машину, приводим все системы в рабочее состояние.
Прежде всего нужно расконсервировать систему терморегулирования: подключить датчики, привести в действие автоматику, насосы. Газоанализатор — прибор, показывающий состав атмосферы внутри корабля,— мы включили еще вчера. Сегодня очередь системы кондиционирования, ее задача — по мере необходимости вырабатывать кислород и поглощать излишний углекислый газ. Кроме того, нужно включить программно-временные устройства, управляющие работой различных систем. В общем, после того как расконсервация закончена, корабль практически готов к автономному полету. Остается только закрыть переходные люки и отделиться от станции.
Плывем назад в станцию. Надо попрощаться с нашими друзьями и заодно провести последнюю киносъемку.
Семь суток в космосе пролетели удивительно быстро, как один, наполненный яркими впечатлениями день. Я волнуюсь уже от одной только мысли, что сегодня надо будет расставаться с нашим звездным домом, с его гостеприимными хозяевами, оказавшими нам большую и неоценимую помощь в успешном выполнении программы полета, которая для нашего экипажа крайне насыщена.
— «Орионы», вы все проверили в «Союзе-35»? — обращается к нам Алексей Елисеев. — Обратите внимание, чтобы высотомеры были в своих кораблях. А то был случай...
— Знаем, знаем! — перебиваем его.
— Раз знаете, проверьте еще раз укладку!
— «Орионы»! Пока у вас все идет платно,— говорит Елисеев,— место посадки выбрали хорошее, ровное. Все службы вас ждут. Кстати, жены ваши на связь с вами не выйдут, но они постоянно в курсе дел и просят передать вам привет.
Посидели «на дорожку» по русскому обычаю около нашего космического стола рядом с центральным пультом станции. Поднялись, и все вчетвером поплыли к люку, соединяющему рабочий и переходной отсеки.
— «Орионы», готовы к закрытию переходных люков? — спрашивает Земля.
— Готовы к закрытию переходных люков,— рапортую. — Находимся в переходном отсеке.
— Ты бы спросил, не взяли ли они чего-нибудь лишнего,— смеясь, рекомендует Рюмин оператору связи.
— Внимание! Время включать «Каскад». «Орионы»! Будьте внимательны: не забудьте надеть медицинские пояса.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Прикосновение космоса"
Книги похожие на "Прикосновение космоса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Кубасов - Прикосновение космоса"
Отзывы читателей о книге "Прикосновение космоса", комментарии и мнения людей о произведении.