Андрей Буровский - Крах империи (Курс неизвестной истории)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Крах империи (Курс неизвестной истории)"
Описание и краткое содержание "Крах империи (Курс неизвестной истории)" читать бесплатно онлайн.
Часть разбитых белых ушла на юг, в Хиву, но красные тут же кинулись вслед за ними. 20 января 1920 красные взяли Хиву, а 27 апреля 1920 года провозгласили Хорезмскую Народную Советскую Республику.
Одновременно проведена «Бухарская операция 1920 — операция, проведенная войсками Красной Армии с 27 августа по 3 сент. 1920 с целью оказать помощь трудящимся Средней Азии в ликвидации контрреволюционного режима и в установлении Советской власти в Бухаре» [112, с. 407].
ЦЕНТР НОВОЙ ИМПЕРИИ
Теоретически все советские, все народные республики равны. Ни одна из них не может говорить от имени других или подчинить ее себе. На практике с самого начала одна из республик оказывается «равнее» других. Уже Рижский договор 1921 года подписывается от имени всех республик, но на конференции союзные республики почти не представлены, и все решает РСФСР. На Женевскую конференцию 1922 года тоже приглашена одна РСФСР, говорящая от имени всех республик.
Это вызывает не так уж много энтузиазма в республиках — вчера еще в независимых странах. Даже после того, как Грузия, управляемая уже большевиками, готова подписать договор о союзе с РСФСР, грузины выступают против идей СССР — по крайней мере в формах, навязываемых Сталиным. Украинцы тоже выражали сомнения в пользе «Союза нерушимого» …
В советской официальной историографии полагалось считать, что «Союз Советских Социалистических Республик (СССР, Советский Союз) — первое в истории социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, всех наций и народностей страны» [113, с. 3].
Звучит замечательно — вот только как соотнести с этими торжественными словами восстание за независимую Грузию в августе 1924 года — года принятия первой Конституции СССР? Наверное, многие грузины, вразрез с советским официозом, считали, что создание СССР — это, «вне всякого сомнения, не новое государство, а территориальное расширение Российской республики» [114, с. 20].
После ХII съезда КПСС Сталин, по его собственным словам, «приступил к перепашке Грузии от меньшевистско–уклонистского сорняка». Наверное, это была очень успешная прополка, потому что число одних убитых перевалило за 5 тысяч, десятки тысяч злодеев, не желавших жить в империи, были арестованы и сосланы. После 1921 года многие грузинские офицеры бежали в Польшу и там вступали в Войско Польское, чтобы продолжать воевать с красными. После 1924 года прошла новая волна грузинов- эмигрантов.
Иосиф Виссарионович счел нужным предупредить, что «то, что произошло с Грузией, может повториться по всей России» [115, с. 326–327].
А Максим Горький именно по этому поводу произнес в первый раз свою знаменитую фразу: «Когда враг не сдается, его уничтожают». Он только забыл уточнить, что коммунисты врага уничтожали в любом случае, независимо от капитуляции… А в остальном все совершенно правильно.
«Грузинский опыт показал, что союз есть категорический императив» [114, с. 26], и с тех пор все народы СССР поняли, что деваться им некуда.
«3ЕМШАРНАЯ ИМПЕРИЯ»
И тут мы переходим ко второму пункту, который заставляет меня уверенно утверждать, что красные — еще большие империалисты, чем белые. Дело в том, что белые никогда не ставили других целей, кроме цели восстановления Российской империи. Никого больше завоевывать они не собирались. А вот красные уже задолго до своего прихода к власти планировали завоевать мировое господство, построить «земшарную республику Советов».
В России временами становятся очень популярны идеи, что коммунисты жажду мирового господства то ли похитили у евреев или у масонов, то ли евреи и масоны привили ее коммунистам. Не буду спорить, кто кому и что привил, но идея «Земшарной республики» отлично легла на имперскую часть массового русского сознания. Напомню, что только в 1989 году СССР официально снял тезис о неизбежности мировой революции, — то есть отказался от идеи завоевания мирового господства.
Но большевики с самого начала брали власть в России — как первый этап взятия власти в масштабе земного шара. Россия, Российская империя были для них только первым этапом, только плацдармом мировой революции.
«Ленин боролся против царской империи не потому, что она империя, а потому, что она царская. Он был за мировую советскую империю. Это прямо записано рукой Ленина в преамбуле «Конституции СССР» 1924 года, где сказано: «Новое советское государство явится… новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Советскую Социалистическую Республику» [78, с. 12].
Эти настроения дожили до Второй мировой войны, и сейчас жутко наблюдать, с каким романтическим восторгом ждали войны арбатские мальчики. Ждали именно как начала мировой революции.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
Так писал Павел Коган, автор незабвенной «Бригантины». И он, и Аркадий Гайдар, и тысячи еще таких же, как они, воплотили в жизнь свои желания и ожидания — умерли в боях. Хотя и не совсем за то, за что хотели.
После Второй мировой войны СССР сделался сверхдержавой… но это реализовывался план скорее Сталина, чем Троцкого. По сравнению с планами ленинской гвардии, романтикой Паши Когана и прочих певцов «земшарной империи Советов» сталинские затеи кажутся какими–то мелкими, прозаическими и скучными.
Конечно, на практике не всегда была возможность откровенно расширять СССР, прямо присоединяя к нему завоеванные земли, и приходилось соблюдать приличия. Формально и «страны народной демократии», и «страны социалистической ориентации» оставались независимыми государствами и сохраняли во всей полноте всю государственную атрибутику. Фактически же они составляли части уже не локальной, а глобальной, «Земшарной» имперской системы. Империи несравненно более громадной и страшной, чем рухнувшая когда–то Российская империя.
Кажущийся парадокс между лозунгами большевиков, декларируемой ими идеологией и сугубо имперской (даже сверхимперской) политикой.
В конце концов большевики объявляли себя невероятными интернационалистами и сторонниками самоопределения и равенства наций. Огромный процент руководящих работников ВКП (б) и ЧК был инородцами — евреями, китайцами и латышами. Империализм был для них, казалось бы, не способом мышления или образом жизни (они презирали эти «буржуазные термины»), а высшей и последней стадией капитализма.
Но это доказывает только одно: носителями фундаментальных ценностей всякого общества являются вовсе не только верхи, но и низы этого общества. Известен случай, когда австралийские каторжники после массового побега выбрали парламент для управления своей колонией. Точно так же и низы российского имперского сообщества, куда бы ни забрасывала их судьба, упорно строили знакомый и попятный ИМ тип государства — империю.
И парадокс — кажущийся.
Глава 5. Смена вех
Тоталитарные партии приказывают не просто верить, они все время приказывают верить в прямо противоположное.
Дж. Оруэлл
ОТ БЕЗУМИЯ — К НОРМЕ
Сейчас очень трудно даже восстановить и ту пропаганду, которой пользовались большевики, и чаяния народных масс, с восторгом обрушивших в 1917 году собственное государство. Трудно и найти тексты, которые писались тогда, и понять, почему эти тексты так воодушевляли людей.
Просто поразительно, как сильно владело массой людей ощущение, что тогдашнее поколение живет в «конце времен», что «старый мир» умирает, что грядет перелом, катаклизм, катастрофа, что из нее мир выйдет обновленным.
Это мироощущение очень хорошо выражено и в текстах В. Брюсова, и в текстах А. Гитлера (один из них я привел в виде эпиграфа к этой части). Оба они очень любили обращаться к теме варварского мира, завоеваниям Римской империи, «конца времен» и всеобщего разрушения.
Это ощущение бессмысленности прошлого порождало и чувство бессмысленности труда, строительства семьи, рождения детей… вообще любых сторон человеческой жизни.
Тексты тогдашних идеологов революции вызывают недоумение у современного человека. Во–первых, пресно и скучно. Странно, что такой чепухой могли увлекаться, зачитываться, вообще принимать ее всерьез.
Во–вторых, очень странно видеть в числе рассказов А. Толстого и И. Эренбурга произведения, откровенно воспевающие бродяжничество и уголовный образ жизни. Потомкам будет не особенно просто понять идеологию горьковского «Челкаша» или мечты А. Куприна о «Всеземной анархической республике» [116].
Сложность в том, что разваливать империи, науськивая одну часть народа на другую, — можно, а вот строить и охранять империи таким способом — никак не получится.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Крах империи (Курс неизвестной истории)"
Книги похожие на "Крах империи (Курс неизвестной истории)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Буровский - Крах империи (Курс неизвестной истории)"
Отзывы читателей о книге "Крах империи (Курс неизвестной истории)", комментарии и мнения людей о произведении.