Владимир Рудаков - Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв."
Описание и краткое содержание "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв." читать бесплатно онлайн.
Ордынская тема — важнейшая в средневековой русской литературе. Монгольское нашествие представляло собой рубежный момент в истории Руси и именно так воспринималось современниками событий и ближайшими потомками.
Реконструкция представлений о монголо-татарах, предпринятая на материале памятников древнерусской литературы, позволила определить наиболее важные аспекты восприятия ордынцев, проследить эволюцию взглядов средневековых авторов на феномен завоевания и выявить наиболее характерные способы изображения «поганых». Интерпретация деталей описания, содержащих оценочные характеристики монголо-татар, позволила выявить установки сознания XIII‑XV веков, определявшие систему координат, с которой древнерусские книжники подходили к осмыслению и изображению происходящих событий.
В. Н. Рудаков сумел заметить и прояснить восприятие русскими людьми пришельцев, предопределившее и результаты нашествия, и длительность пребывания земель под властью ордынских ханов, и освобождение от ордынского владычества. Ключом к пониманию восприятия книжником татар стали тексты исторических источников, упущенные предшественниками: так называемые общие места, устойчивые формулировки, цитаты из Библии и святоотеческой литературы. В. Н. Рудаков основывается на системе доказательств, которые могут быть проверены каждым. В основе выводов максимально точное выявление смысла, заложенного автором источника в его текст, что дает ему возможность понять своего «собеседника из прошлого».
Такой подход позволил по-новому увидеть события, известные каждому со школьной скамьи, увидеть нашу историю глазами человека, который историю «делал», а, значит, лучше понять его и себя самого.
По мнению исследователя, составитель рассказа ПВЛ воспользовался первой русской редакцией Жития. См.: Там же. С. 315.
180
Более подробно об интерпретации текста летописной 941 года и об общих чертах описания дружины Игоря в ПВЛ и монголо-татар в Лавр. см.: Данилевский И. Н Древняя Русь глазами современников и потомков (IX‑XII вв.). Курс лекций. М., 1998. С. 367–368.
181
Примеры подобного использования хронологической информации см Приложение 1.
182
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 43 и далее.
183
Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Хронология. М., 1981. С. 24.
184
Гуревич А. Я. Представления о времени в средневековой Европе // История и психология: Сб. ст. М., 1971. С. 198. Ср.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 164–165.
185
Ле Гофф Ж. Цивилизация… С. 165–166.
186
Гуревич А. Я. Представления о времени… С. 166; Он же. Категории… С. 52.
187
НПЛ. С. 75.
188
ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 462.
189
Бородихин А. Ю. Цикл повестей… Дис…. С. 78–79, 81–82.
190
Там же. С. 82.
191
ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 466.
192
Там же. Стб. 462.
193
ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 468.
194
Там же. Стб. 461. По мнению Г. М. Прохорова, «это несомненная неправда: при взятии татарами с ходу города у воеводы этого города были все причины погибнуть, кроме одной — вероисповедной» (см.: Прохоров Г. М. Повесть о Батыевом нашествии… С. 88).
195
ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 462.
196
Там же. Стб. 464.
197
Там же. Стб. 465.
198
Там же. Стб. 467.
199
Ср. мнение В. А. Кучкина относительно того, что у составителя рассказа не существовало «цельной антиордынской политической концепции» (курсив наш. — В. Р.) (см.: Кучкин В. А. Монголо-татарское иго… С. 49).
200
См., напр.: Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль… С. 302.
201
Так, по мнению Г. М. Прохорова, составление рассказа Лавр. следует относить ко времени кануна Куликовской битвы. Составитель, полагает исследователь, собирался «дать читателю исторические примеры мужественной, вероисповедно-непримиримой борьбы христиан-русских с иноверцами-татарами». Появление таких «примеров» в эпоху Куликовской битвы, по мнению Г. М. Прохорова, отражало объективную потребность времени «побороть уже почти стопятидесятилетний страх», поскольку «боящиеся не могли бы победить на Куликовом поле» (см.: Прохоров Г. М. Повесть о Батыевом нашествии… С. 87–91).
202
ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 461.
203
Там же. Стб. 463.
204
ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 463. В более поздних летописных редакциях Повести о нашествии Батыя поведение князей меняется на прямо противоположное. В первоначальном виде Повести о нашествии Батыя (Лавр.) перед нами смиренные князья, готовые подчиниться судьбе и погибнуть вместе со своим братом, отказавшись даже от попыток борьбы с «погаными», и воевода, заставляющий их остаться вместе с обороняющимися владимирцами и не дающий им возможности слепо подчиниться воли Провидения. Позднейшие же обработки текста дают нам совершенно другие образы. Герои меняются ролями: теперь уже князья изъявляют желание в одном случае погибнуть, нежели оказаться в неволе, в другом — с оружием в руках встать «на бой» с «погаными». Воевода Петр из фигуры активной превращается в фигуру пассивную. Подробнее см.: Рудаков В. Н. Сыновья великого князя во время осады Владимира: К проблеме восприятия борьбы с монголо-татарами в летописании // Историческая антропология: Место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998. С. 191–193.
205
ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 461.
206
Там же. Стб. 463.
207
Там же. Стб. 468.
208
Там же.
209
См.: Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 142–143.
210
ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 467.
211
ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 464.
212
Там же. Стб. 468.
213
Лурье Я. С. Лаврентьевская летопись… С. 63. С мнением Я. С. Лурье согласен и А. Ю. Бородихин. Ср.: Бородихин А. Ю. Цикл повестей… Дис…. С. 80.
214
См., напр.: Романов В. К. Статья 1224 г…. С. 102.
215
Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль… С. 302–303.
216
Как показал В. А. Кучкин, подобные «нелестные эпитеты» в отношении ордынских ханов, «считавшихся повелителями Руси», свойственны всему повествованию Ипат. См.: Кучкин В. А. Монголо-татарское иго… С. 21.
217
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 784.
218
Там же. Стб. 787.
219
Там же.
220
Там же. Стб. 788.
221
Там же. Стб. 784. Здесь «исполнена» употреблено в значении «наполнена». См.: СлРЯ XI‑XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 281.
222
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 780.
223
Там же. Стб. 785.
224
Там же. Стб. 784.
225
Там же. Стб. 782, 784.
226
Там же. Стб. 785.
227
Там же. Стб. 784–785.
228
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 778.
229
Там же. Стб. 779.
230
Там же. Стб. 780.
231
Там же. Стб. 782.
232
Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль… С. 303.
233
Там же; Кучкин В. А. Монголо-татарское иго… С. 19–20.
234
См.: СлРЯ XI‑XVII вв. Вып. 8. М., 1981. С. 214–215, 322–323.
235
Пс. 9: 28.
236
Пс. 54: 3-12.
237
Пр. 6: 12.
238
Пр. 26: 24.
239
Дан. 11:21, 32.
240
Бородихин А. Ю. Цикл повестей… Дис…. С. 160–161.
241
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 779.
242
Там же. Стб. 782.
243
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 779–780.
244
Там же. Стб. 780.
245
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 780.
246
Там же. Стб. 780–781.
247
Этот же оборот использовался автором и при описании взятия Рязани. Ср.: Там же. Стб. 778–779, 781.
248
Там же. Стб. 781.
249
См.: СлРЯ XI‑XVII вв. Вып. 8. С. 33–34. Ср.: Срезневский И. И. Материалы… Т. 1. СПб., 1893. Стб. 1353; Словарь древнерусского языка (XI‑XIV вв.). Т. 4. С. 322.
250
ПЛДР. XIII век. С. 452.
251
Деян. 13: 10.
252
СлРЯ XI‑XVII вв. Вып. 8. С. 323.
253
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 780. Ср. образ «зверя» в пророческих книгах Священного Писания (Иез. 5: 17; 14: 15, 21; 34: 25; Дан. 7: 3-23; Откр. 11: 7; 13: 1-18; 14: 9-11; 15: 2 и др.)
254
См. подр.: Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879. С. 84. Следует указать на то, что не только жители Козельска, но и многие другие персонажи повести Ипат. противостоят «поганым».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв."
Книги похожие на "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Рудаков - Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв."
Отзывы читателей о книге "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв.", комментарии и мнения людей о произведении.