Владимир Рудаков - Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв."
Описание и краткое содержание "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв." читать бесплатно онлайн.
Ордынская тема — важнейшая в средневековой русской литературе. Монгольское нашествие представляло собой рубежный момент в истории Руси и именно так воспринималось современниками событий и ближайшими потомками.
Реконструкция представлений о монголо-татарах, предпринятая на материале памятников древнерусской литературы, позволила определить наиболее важные аспекты восприятия ордынцев, проследить эволюцию взглядов средневековых авторов на феномен завоевания и выявить наиболее характерные способы изображения «поганых». Интерпретация деталей описания, содержащих оценочные характеристики монголо-татар, позволила выявить установки сознания XIII‑XV веков, определявшие систему координат, с которой древнерусские книжники подходили к осмыслению и изображению происходящих событий.
В. Н. Рудаков сумел заметить и прояснить восприятие русскими людьми пришельцев, предопределившее и результаты нашествия, и длительность пребывания земель под властью ордынских ханов, и освобождение от ордынского владычества. Ключом к пониманию восприятия книжником татар стали тексты исторических источников, упущенные предшественниками: так называемые общие места, устойчивые формулировки, цитаты из Библии и святоотеческой литературы. В. Н. Рудаков основывается на системе доказательств, которые могут быть проверены каждым. В основе выводов максимально точное выявление смысла, заложенного автором источника в его текст, что дает ему возможность понять своего «собеседника из прошлого».
Такой подход позволил по-новому увидеть события, известные каждому со школьной скамьи, увидеть нашу историю глазами человека, который историю «делал», а, значит, лучше понять его и себя самого.
Оценки поведения Дмитрия Донского, данные автором «Повести о нашествии Тохтамыша», представляются резко негативными по отношению к великому князю московскому, особенно в контексте пафоса Послания архиепископа Вассиана. Автор Повести — книжник XV века, видимо, исходя из современных ему представлений о должном поведении главы христианского государства, осуждающе отнесся к поступку человека XIV века — великого князя Дмитрия Ивановича. Герой Куликовской битвы в глазах автора Повести предстает как правитель, в силу греховности и малодушия оставивший свою столицу, свою «паству», «святые церкви» и все «христианство» на разорение «поганым»[752]. Перед лицом нашествия ордынского хана, полагает книжник XV века, поступки Дмитрия Ивановича оказываются далекими от идеалов поведения православного князя-воина, который скорее предпочел бы земную смерть от «руки поганых» и после — жизнь «вечную», чем жизнь земную, преходящую, полученную благодаря нарушению своих обязанностей «пред Богом и пред людьми»[753].
Как видим, личность и дела Дмитрия Донского получали неоднозначные оценки со стороны его современников и ближайших потомков. Возможно, правильнее будет говорить о нескольких ипостасях восприятия фигуры великого князя. С одной стороны, Дмитрий Иванович воспринимался как защитник Русской земли и православной веры, благочестивый и праведный князь. С другой стороны, он предстает как человек, поступки которого и через десятилетия после его смерти продолжали восприниматься как образчики недостойного, не должного поведения. Судя по всему, именно альтернативные образы Дмитрия Донского пытались запечатлеть составители летописей, помещая под 6890 годом «Повесть о нашествии Тохтамыша», где в скрытой форме осуждалось поведение князя, а вслед за этим — настоящий панегирик князю — «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго».
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Аверинцев С. С. 200
Адрианова-Перетц В. П. 37, 126, 154
Азбелев С. Н. 132
Александр, игумен Отроча монастыря в Твери 112, 120
Александр Великий, царь македонский 23, 106
Александр Ярославич (Невский), в. кн. владимирский 49, 133
Алексеев Ю. Г. 166, 168
Амелькин А. О. 12
Андреев И. Л. 16
Андрей Дмитриевич, кн. можайский и верейский 203
Андрей Первозванный, апостол 69
Аристов Н. Я. 89
Арцибашев Н. С. 180
Арциховский А. В. 193
Афремов И. Ф. 180, 185
Ашурков А. Н. 185
Ахмат, хан Большой Орды 164, 166–173, 210, 211, 213-215
Б
Батый, хан Золотой Орды 11, 12, 24, 41, 42, 44–55, 57, 61, 64, 66, 68, 72, 75–82, 84, 85, 90, 103, 104, 106, 108–110, 138, 143, 145, 146, 155, 173
Бахтин М. М. 181
Бегунов Ю. К. 129, 133
Белова О. В. 14, 15, 155
Бескровный Л. Г. 181, 185
Бестужев-Рюмин К. Н. 180
Бобров А. Г. 129, 204, 209, 210
Болховитинов Е. 86
Борис Владимирович, кн. ростовский, св. 147, 186, 187, 191
Борис Василькович, кн. ростовский 103
Борисов Н. С. 10
Бородихин А. Ю. 46–49, 54, 55, 64, 68, 75, 78
Буганов В. И. 131
Будовниц И. У. 23, 24, 35, 46, 55, 62, 63, 70, 75, 77, 81, 113, 175
Буланин Д. М. 20, 34, 35
Буслаев Ф. И. 9
В
Василий, кн. козельский 79
Василий I Дмитриевич, в. кн. московский 211
Василий II Васильевич, в. кн. московский 204
Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, св. 96, 158
Василий Новый, преп. 66
Василько Константинович, кн. ростовский 21, 23–25, 34, 35, 38–40, 50, 69, 74
Вассиан Рыло, архиепископ ростовский 9, 153, 163–173, 211-216
Веселовский А. Н. 66,67
Вилинский С. Г. 66
Владимир Андреевич (Храбрый), кн. серпуховской 149, 158, 159, 179–189, 203, 208
Владимир Святославич, в. кн. киевский, св. равноап. 57, 114
Владимир Юрьевич, кн., сын Юрия Всеволодовича, в. кн. владимирского 71
Водовозов Н. В. 20, 25
Возняк М. 87
Воронцова А. В. 16
Всеволод Юрьевич, кн., сын Юрия Всеволодовича, в. кн. владимирского 47, 61, 62, 69, 71, 72, 74, 79
Г
Гарькавый И. В. 23, 28, 30
Герасим, епископ коломенский 208
Геронтий, митрополит московский 169
Гизель, Иннокентий (Innozenz Giesel), архимандрит Киево-Печерской лавры, историк 130
Гладкова О. В. 16
Глеб Василькович, кн. белозерский 103
Глеб Владимирович, кн. муромский, св. 147, 186, 187, 191
Голиаф, филистимлянский воин (библ.) 156
Гонорий Августодунский (Honorius Augustodunensis), церковный писатель 193
Горский А. А. 10, 82, 118, 126, 129, 134–138, 145, 154, 157, 162, 164, 167,168, 171, 173, 202-204
Горский А. В. 92
Гребенюк В. П. 16, 166, 211, 214
Греков Б. Д. 133, 181, 201, 204
Греков И. Б. 132, 201, 202
Григорий, епископ Нисский, св. 198
Григорий Богослов (Назианзин), архиепископ Константинопольский, св. 96
Грушевский М. С. 87
Гудзий Н. К. 8, 59, 87, 88, 97, 127
Гуревич А. Я. 10, 67, 68, 187, 188, 192–195, 197
Д
Давид, царь (библ.) 93, 96
Даниил Романович, кн. волынский и галицкий 25, 26, 43, 55, 75, 81
Данилевский И. Н. 7, 10, 15, 37, 67, 138, 139, 175, 195
Девлет-Гирей, крымский хан 211
Демин А. С. 8, 15, 154, 184, 186
Джанибек, хан Золотой Орды 145
Димитрий, киевский тясяцкий 81
Дионисий, епископ нижегородский 53
Дмитриев Л. А. 29, 126–133, 136, 151, 154, 155, 169, 175, 179, 182, 183
Дмитриева Р. П. 126
Дмитриевский А. А. 188
Дмитрий Иванович (Донской), в. кн. московский и владимирский 13, 125, 132, 133, 137, 139, 141–162, 168, 201-216
Дмитрий Константинович, в. кн. нижегородский и суздальский 55, 205
Дмитрий Михайлович Боброк (Волынец), кн., воевода 158, 159, 179–189, 197, 199
Дмитрий Юрьевич Шемяка, кн. галицкий 204
Е
Евпатий Коловрат, рязанский боярин 12
Едигей, темник 164, 211
Елдега, ордынский военачальник 109, 110
Епифаний Премудрый, иеромонах Троице-Сергиева монастыря, агиограф 198
Ермолаев И. П. 192,193
Ефрем Сирин, преп. 81, 96, 107
З
Зелинский А. Н. 197, 198
Зимин А. А. 126, 129, 132, 182, 204
Зинченко В. П. 14
Зубов В. П. 193
И
Иафет, сын Ноя (библ.) 136
Иван III Васильевич, в. кн. московский 165–173, 210-215
Иван IV Васильевич (Грозный), царь, в. кн. московский 211
Игорь, кн. киевский 65, 67
Игорь Святославич, кн. новгород-северский 135, 140
Иннокентий IV, папа римский (в миру — Синибальдо Фиески, граф Лаваньи) 91
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, св. 96
Иов, библ. 73, 85, 176
Иосиф Флавий (Josephus Flavius), древнееврейский историк 188
Истрин В. М. 23, 27, 29, 57, 59, 60, 65, 97, 98, 106
Иуда Искариот (библ.) 60, 149
К
Кавгадый, ордынский военачальник 115, 116, 118-121
Каменцева Е. И. 192, 194
Карамзин Н. М. 180, 181, 189
Каргалов В. В. 85, 180
Каспржак А. Г. 16
Киприан, митр. московский и всея Руси, св. 153, 205
Кирик Новгородец, диакон Антониева монастыря в Новгороде 193
Кирилл, митр. киевский и всея Руси 49, 51, 59, 60
Кириллин В. М. 10, 16, 195, 197, 199
Кирпичников А. Н. 181, 184, 190
Кияшко В. Я. 67, 192, 193
Клибанов А. И. 10, 139
Климишин И. А. 192
Клосс Б. М. 12, 112, 131–133, 181, 190
Ключевский В. О. 112
Колобанов В. А. 87, 88, 93
Комарович В. Л. 22, 23, 47, 48, 51, 52, 64, 66
Кон И. С. 13, 14
Константин XI Палеолог (Драгаш), византийский император 207
Константин Всеволодович, кн. ростовский, в. кн. владимирский 21, 50, 51
Константин Михайлович, кн. дорогобужский, в. кн. тверской 120
Конявская Е. Л. 16, 112, 113, 116, 209
Копелев Л. З. 14
Костомаров Н. И. 180
Кром М. М. 175
Кудрявцев И. М. 9, 164, 165, 170–172, 216
Кузьмин А. Г. 12, 48
Купреянова Е. Н. 110, 139
Кусков В. В. 8, 27, 93, 188
Кучкин В. А. 10, 46, 48, 49, 54, 55, 58, 63–65, 70, 76, 77, 81, 88, 96, 99, 101, 103, 104, 109, 111–114, 116–118, 121, 126–129, 132, 133, 181, 185, 190, 202-204
Л
Лаврентий, монах 51-53
Лазарь, сербский монах 193
Лаушкин А. В. 105, 109
Ле Гофф Ж.(Jacques Le Goff) 67, 187, 192
Лихачев Д. С. 12, 20–23, 25, 35, 37, 47, 48, 50, 58, 64, 66, 82, 127, 135, 136, 175, 198, 203
Лихачева О. П. 136, 155, 215
Лотман Ю. М. 188
Лурье Я. С. 22, 23, 26, 53, 54, 64, 75, 113, 126–129, 131, 165, 166, 170, 203, 209
М
Мавродин В. В. 175
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв."
Книги похожие на "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Рудаков - Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв."
Отзывы читателей о книге "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв.", комментарии и мнения людей о произведении.