» » » » Владимир Рудаков - Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв.


Авторские права

Владимир Рудаков - Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв.

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Рудаков - Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Квадрига, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Рудаков - Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв.
Рейтинг:
Название:
Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв.
Издательство:
Квадрига
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978–5-904162–09–2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв."

Описание и краткое содержание "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв." читать бесплатно онлайн.



Ордынская тема — важнейшая в средневековой русской литературе. Монгольское нашествие представляло собой рубежный момент в истории Руси и именно так воспринималось современниками событий и ближайшими потомками.

Реконструкция представлений о монголо-татарах, предпринятая на материале памятников древнерусской литературы, позволила определить наиболее важные аспекты восприятия ордынцев, проследить эволюцию взглядов средневековых авторов на феномен завоевания и выявить наиболее характерные способы изображения «поганых». Интерпретация деталей описания, содержащих оценочные характеристики монголо-татар, позволила выявить установки сознания XIII‑XV веков, определявшие систему координат, с которой древнерусские книжники подходили к осмыслению и изображению происходящих событий.

В. Н. Рудаков сумел заметить и прояснить восприятие русскими людьми пришельцев, предопределившее и результаты нашествия, и длительность пребывания земель под властью ордынских ханов, и освобождение от ордынского владычества. Ключом к пониманию восприятия книжником татар стали тексты исторических источников, упущенные предшественниками: так называемые общие места, устойчивые формулировки, цитаты из Библии и святоотеческой литературы. В. Н. Рудаков основывается на системе доказательств, которые могут быть проверены каждым. В основе выводов максимально точное выявление смысла, заложенного автором источника в его текст, что дает ему возможность понять своего «собеседника из прошлого».

Такой подход позволил по-новому увидеть события, известные каждому со школьной скамьи, увидеть нашу историю глазами человека, который историю «делал», а, значит, лучше понять его и себя самого.






Оценки поведения Дмитрия Донского, данные автором «Повести о нашествии Тохтамыша», представляются резко негативными по отношению к великому князю московскому, особенно в контексте пафоса Послания архиепископа Вассиана. Автор Повести — книжник XV века, видимо, исходя из современных ему представлений о должном поведении главы христианского государства, осуждающе отнесся к поступку человека XIV века — великого князя Дмитрия Ивановича. Герой Куликовской битвы в глазах автора Повести предстает как правитель, в силу греховности и малодушия оставивший свою столицу, свою «паству», «святые церкви» и все «христианство» на разорение «поганым»[752]. Перед лицом нашествия ордынского хана, полагает книжник XV века, поступки Дмитрия Ивановича оказываются далекими от идеалов поведения православного князя-воина, который скорее предпочел бы земную смерть от «руки поганых» и после — жизнь «вечную», чем жизнь земную, преходящую, полученную благодаря нарушению своих обязанностей «пред Богом и пред людьми»[753].

Как видим, личность и дела Дмитрия Донского получали неоднозначные оценки со стороны его современников и ближайших потомков. Возможно, правильнее будет говорить о нескольких ипостасях восприятия фигуры великого князя. С одной стороны, Дмитрий Иванович воспринимался как защитник Русской земли и православной веры, благочестивый и праведный князь. С другой стороны, он предстает как человек, поступки которого и через десятилетия после его смерти продолжали восприниматься как образчики недостойного, не должного поведения. Судя по всему, именно альтернативные образы Дмитрия Донского пытались запечатлеть составители летописей, помещая под 6890 годом «Повесть о нашествии Тохтамыша», где в скрытой форме осуждалось поведение князя, а вслед за этим — настоящий панегирик князю — «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго».

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

А

Аверинцев С. С. 200

Адрианова-Перетц В. П. 37, 126, 154

Азбелев С. Н. 132

Александр, игумен Отроча монастыря в Твери 112, 120

Александр Великий, царь македонский 23, 106

Александр Ярославич (Невский), в. кн. владимирский 49, 133

Алексеев Ю. Г. 166, 168

Амелькин А. О. 12

Андреев И. Л. 16

Андрей Дмитриевич, кн. можайский и верейский 203

Андрей Первозванный, апостол 69

Аристов Н. Я. 89

Арцибашев Н. С. 180

Арциховский А. В. 193

Афремов И. Ф. 180, 185

Ашурков А. Н. 185

Ахмат, хан Большой Орды 164, 166–173, 210, 211, 213-215


Б

Батый, хан Золотой Орды 11, 12, 24, 41, 42, 44–55, 57, 61, 64, 66, 68, 72, 75–82, 84, 85, 90, 103, 104, 106, 108–110, 138, 143, 145, 146, 155, 173

Бахтин М. М. 181

Бегунов Ю. К. 129, 133

Белова О. В. 14, 15, 155

Бескровный Л. Г. 181, 185

Бестужев-Рюмин К. Н. 180

Бобров А. Г. 129, 204, 209, 210

Болховитинов Е. 86

Борис Владимирович, кн. ростовский, св. 147, 186, 187, 191

Борис Василькович, кн. ростовский 103

Борисов Н. С. 10

Бородихин А. Ю. 46–49, 54, 55, 64, 68, 75, 78

Буганов В. И. 131

Будовниц И. У. 23, 24, 35, 46, 55, 62, 63, 70, 75, 77, 81, 113, 175

Буланин Д. М. 20, 34, 35

Буслаев Ф. И. 9


В

Василий, кн. козельский 79

Василий I Дмитриевич, в. кн. московский 211

Василий II Васильевич, в. кн. московский 204

Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, св. 96, 158

Василий Новый, преп. 66

Василько Константинович, кн. ростовский 21, 23–25, 34, 35, 38–40, 50, 69, 74

Вассиан Рыло, архиепископ ростовский 9, 153, 163–173, 211-216

Веселовский А. Н. 66,67

Вилинский С. Г. 66

Владимир Андреевич (Храбрый), кн. серпуховской 149, 158, 159, 179–189, 203, 208

Владимир Святославич, в. кн. киевский, св. равноап. 57, 114

Владимир Юрьевич, кн., сын Юрия Всеволодовича, в. кн. владимирского 71

Водовозов Н. В. 20, 25

Возняк М. 87

Воронцова А. В. 16

Всеволод Юрьевич, кн., сын Юрия Всеволодовича, в. кн. владимирского 47, 61, 62, 69, 71, 72, 74, 79


Г

Гарькавый И. В. 23, 28, 30

Герасим, епископ коломенский 208

Геронтий, митрополит московский 169

Гизель, Иннокентий (Innozenz Giesel), архимандрит Киево-Печерской лавры, историк 130

Гладкова О. В. 16

Глеб Василькович, кн. белозерский 103

Глеб Владимирович, кн. муромский, св. 147, 186, 187, 191

Голиаф, филистимлянский воин (библ.) 156

Гонорий Августодунский (Honorius Augustodunensis), церковный писатель 193

Горский А. А. 10, 82, 118, 126, 129, 134–138, 145, 154, 157, 162, 164, 167,168, 171, 173, 202-204

Горский А. В. 92

Гребенюк В. П. 16, 166, 211, 214

Греков Б. Д. 133, 181, 201, 204

Греков И. Б. 132, 201, 202

Григорий, епископ Нисский, св. 198

Григорий Богослов (Назианзин), архиепископ Константинопольский, св. 96

Грушевский М. С. 87

Гудзий Н. К. 8, 59, 87, 88, 97, 127

Гуревич А. Я. 10, 67, 68, 187, 188, 192–195, 197


Д

Давид, царь (библ.) 93, 96

Даниил Романович, кн. волынский и галицкий 25, 26, 43, 55, 75, 81

Данилевский И. Н. 7, 10, 15, 37, 67, 138, 139, 175, 195

Девлет-Гирей, крымский хан 211

Демин А. С. 8, 15, 154, 184, 186

Джанибек, хан Золотой Орды 145

Димитрий, киевский тясяцкий 81

Дионисий, епископ нижегородский 53

Дмитриев Л. А. 29, 126–133, 136, 151, 154, 155, 169, 175, 179, 182, 183

Дмитриева Р. П. 126

Дмитриевский А. А. 188

Дмитрий Иванович (Донской), в. кн. московский и владимирский 13, 125, 132, 133, 137, 139, 141–162, 168, 201-216

Дмитрий Константинович, в. кн. нижегородский и суздальский 55, 205

Дмитрий Михайлович Боброк (Волынец), кн., воевода 158, 159, 179–189, 197, 199

Дмитрий Юрьевич Шемяка, кн. галицкий 204


Е

Евпатий Коловрат, рязанский боярин 12

Едигей, темник 164, 211

Елдега, ордынский военачальник 109, 110

Епифаний Премудрый, иеромонах Троице-Сергиева монастыря, агиограф 198

Ермолаев И. П. 192,193

Ефрем Сирин, преп. 81, 96, 107


З

Зелинский А. Н. 197, 198

Зимин А. А. 126, 129, 132, 182, 204

Зинченко В. П. 14

Зубов В. П. 193


И

Иафет, сын Ноя (библ.) 136

Иван III Васильевич, в. кн. московский 165–173, 210-215

Иван IV Васильевич (Грозный), царь, в. кн. московский 211

Игорь, кн. киевский 65, 67

Игорь Святославич, кн. новгород-северский 135, 140

Иннокентий IV, папа римский (в миру — Синибальдо Фиески, граф Лаваньи) 91

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, св. 96

Иов, библ. 73, 85, 176

Иосиф Флавий (Josephus Flavius), древнееврейский историк 188

Истрин В. М. 23, 27, 29, 57, 59, 60, 65, 97, 98, 106

Иуда Искариот (библ.) 60, 149


К

Кавгадый, ордынский военачальник 115, 116, 118-121

Каменцева Е. И. 192, 194

Карамзин Н. М. 180, 181, 189

Каргалов В. В. 85, 180

Каспржак А. Г. 16

Киприан, митр. московский и всея Руси, св. 153, 205

Кирик Новгородец, диакон Антониева монастыря в Новгороде 193

Кирилл, митр. киевский и всея Руси 49, 51, 59, 60

Кириллин В. М. 10, 16, 195, 197, 199

Кирпичников А. Н. 181, 184, 190

Кияшко В. Я. 67, 192, 193

Клибанов А. И. 10, 139

Климишин И. А. 192

Клосс Б. М. 12, 112, 131–133, 181, 190

Ключевский В. О. 112

Колобанов В. А. 87, 88, 93

Комарович В. Л. 22, 23, 47, 48, 51, 52, 64, 66

Кон И. С. 13, 14

Константин XI Палеолог (Драгаш), византийский император 207

Константин Всеволодович, кн. ростовский, в. кн. владимирский 21, 50, 51

Константин Михайлович, кн. дорогобужский, в. кн. тверской 120

Конявская Е. Л. 16, 112, 113, 116, 209

Копелев Л. З. 14

Костомаров Н. И. 180

Кром М. М. 175

Кудрявцев И. М. 9, 164, 165, 170–172, 216

Кузьмин А. Г. 12, 48

Купреянова Е. Н. 110, 139

Кусков В. В. 8, 27, 93, 188

Кучкин В. А. 10, 46, 48, 49, 54, 55, 58, 63–65, 70, 76, 77, 81, 88, 96, 99, 101, 103, 104, 109, 111–114, 116–118, 121, 126–129, 132, 133, 181, 185, 190, 202-204


Л

Лаврентий, монах 51-53

Лазарь, сербский монах 193

Лаушкин А. В. 105, 109

Ле Гофф Ж.(Jacques Le Goff) 67, 187, 192

Лихачев Д. С. 12, 20–23, 25, 35, 37, 47, 48, 50, 58, 64, 66, 82, 127, 135, 136, 175, 198, 203

Лихачева О. П. 136, 155, 215

Лотман Ю. М. 188

Лурье Я. С. 22, 23, 26, 53, 54, 64, 75, 113, 126–129, 131, 165, 166, 170, 203, 209


М

Мавродин В. В. 175


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв."

Книги похожие на "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Рудаков

Владимир Рудаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Рудаков - Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв."

Отзывы читателей о книге "Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.