Владимир Грусланов - По дорогам прошлого

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "По дорогам прошлого"
Описание и краткое содержание "По дорогам прошлого" читать бесплатно онлайн.
— А ну, давай сюда! — закричали патрульные.
Подошли.
— С какого корабля?
— С «Николая», минного заградителя.
— Куда идете?
— К знакомым барышням, на Херсонскую.
— К невесте иду! — шагнул вперед Милевский.
— К невесте? А еще моряк! Другого времени женихаться не нашел, — сказал с укоризной патрульный. — Без пропуска не пройдете, задержат.
— Пройдем, разве не видно, кто мы?
— Вот что, братва! — патрульный понизил голос. — Если кто остановит, говорите пропуск «Штык». Только чтоб никакая контра не узнала. Головой отвечаете! Тайна. Понятно?
— Понятно, — буркнул Милевский. — Спасибо, братишка!
— Не подведете?
— Какой штык?
— Обыкновенный. От винтовки, — затоптался на месте, ничего не понимая, военфельдшер.
Пришлось подойти и к этим патрульным.
— Пропуск! — наставили они на гуляк винтовки.
— Штык! — пролепетал неуверенно Водзянович,
— Сам ты штык! Откуда у тебя этот пропуск?
— Да как же! На Гаванской остановил патруль. Сказали пропуск — «Штык».
Пошли расспросы: кто, с какого корабля, куда идут?
К патрулю подошли еще двое с винтовками. За поясами гранаты.
— Так вот, ребята! Барышни, конечно, дело серьезное, к тому же, невеста там. Идите. Если остановят, знайте, пропуск — «Приклад», а никакой не штык. «Штык» — это отзыв.
— А ты, того, не врешь с «прикладом»? Как те! — забеспокоился Милевский.
— Ты что, жених, не веришь военному моряку?..
— Верить-то верю, да как проверить, правду ли говоришь?
— Без «Приклада», браток, не дойдешь до невесты. Вспомни — «Приклад» — и топай.
Пошли дальше.
Одесса словно вымерла. Ни одного человека. Ни огонька. Собаки и те попрятались по дворам. Тихо, тихо. И только хохот матросской троицы нарушал эту тишину. Они вспоминали разговор с патрульными о «штыке», о барышнях и невесте и не могли не смеяться.
— Ловко подловил, подлюга, со штыком. Попались на удочку! Штык! — хохотал громче всех Милевский, виновник ночного путешествия. — Вот тебе и пропуск…
Вдруг у почтамта окрик:
— Стой!
Глядят друзья — солдаты, матросы, человек десять, а то и больше. За поясами револьверы, гранаты, через грудь накрест пулеметные ленты. В сторонке — пулемет. Рядом — команда. Черные и серые шинели, бушлаты.
Поняли: охрана главного почтамта. Еще шаг.
— Пропуск?..
— Приклад! — вышел вперед Милевский.
— Пропуск?.. — уже более грозно послышалось в ночи. Защелкали затворы винтовок.
— Приклад! Приклад! — бормотал неуверенно минер.
— Дай ему раза прикладом. Не видишь — гайдамацкий приспешник.
— Не спеши давать. Может, человек позабыл с испугу.
— Штык? — вырвалось вдруг у Милевского.
Ни «приклад», ни «штык» не произвели никакого впечатления. Пришлось подойти к охране поближе.
Снова: с какого корабля, куда идете, откуда пропуска «приклад» и «штык»?
— Забрать их! — Суровый голос был решителен.
— Забрать успеем, — задумался начальник охраны.
— Так это же Яшка Водзянович, фельдшер со «Святого Евстафия». В четырнадцатом вместе плавали на «Евстафии», — сказал вдруг молчавший до того угрюмый матрос в наглухо застегнутом бушлате и с большущей деревянной кобурой маузера с правого бока. — Яшка, друг, ты?..
— Я! — ответил, конфузясь, Водзянович,
— С «Николая»?
— С «Николая».
— Что там делаешь?
— Секретарь судового комитета.
— А по ночам чего бродишь?
— Дружка проводить надо. К невесте… Одному ему не с руки, время сам знаешь какое, того и гляди, под гайдамацкую пулю угодишь.
— Вот черти! К невесте!.. — ухмыльнулся матрос с кобурой.
— Ты знаешь его? — прервал матроса начальник охраны.
— Вместе ж плавали!
— С тобой кто? — спросил начальник Водзяновича.
— Председатель судового комитета минного заградителя «Святой Николай» Антон Милевский… — начал было докладывать по форме Водзянович, но начальник охраны остановил его.
— Отставить! Ясно! Свои ребята. Пусть погуляют. Завтра в бой идти. Валяй дальше, хлопцы! — скомандовал он. — Да пропуск не путайте. На эту ночь «Курок» пропуск. Благополучно пришвартоваться! — пожелал он на прощанье.
— До скорого причала! — крикнули хором остальные и раскатисто засмеялись.
Матросы с «Николая» пошли дальше.
Использовать новый пропуск не понадобилось. Никто больше не встретился им.
— Вот тебе и амба! Могли задержать за милую душу, — сокрушался минер.
— Знали, что не те, так другие патрульные зацапают нас, — соглашался с ним фельдшер. — Вот и давали липовые пропуска — «штык» да «приклад». Не шляйся по ночам!
— Вон Херсонская! Теперь не задержат, — вздохнул с облегчением Милевский.
Добрались до Херсонской. Невеста Милевского и ее сестры встретили моряков так, будто те с неба свалились. Долго не пускали в квартиру.
— Похоже, нас за гайдамаков принимают? — шепнул фельдшер Милевскому.
— Маруся! Это я! Антон! — шептал минер у двери. — С дружками я к тебе. Со «Святого Николая».
Но Маруся не сдавалась.
Милевский пошептал еще что-то, ведомое одной Марусе.
Замешательство улетучилось. Моряков впустили и дом.
Милевский с невестой шептались в углу. Сестры в ужасе всплескивали руками, слушая рапорт Водзяновича о том, как они сменили три пропуска, чтобы добраться до их дома.
На столе появился чай, пироги. Девушки смеялись, угощая героев домашними припасами.
На обратном пути никто матросов не останавливал. Да они и сами старались избегать встреч, выбирая улицы поглуше.
— Ну как, жених? Скоро свадьба? — толкал воен-фельдшер Милевского.
— Покончим с контрой, позову! — смеялся минер.
ЯБЛОЧКО
I
Говорили о музыке, о песнях.
Вспоминали, как композитор Шостакович в тысяча девятьсот сорок втором году, в блокированном Ленинграде, создал свою седьмую симфонию — «Ленинградкую».
Беседа шла за чайным столом у отставного полковника медицинской службы Якова Клементьевича Водзяновича. Хозяин отмечал какое-то семейное торжество, принимал у себя товарищей по прежней работе.
Старый врач, тоже полковник, рассказывал историю песни «Смело, товарищи, в ногу».
— Слова этой песни, — говорил он, — написал ученик Менделеева, Радин. Он сменил блестящую карьеру ученого на тяжелую жизнь революционера-профессионала. Жандармы арестовали Радина, посадили в тюрьму. Здесь, в тюрьме, и сочинил он слова замечательной песни…
Гости задумчиво слушали врача.
В это время в комнату вошла хозяйка дома, жена Якова Клементьевича, Она поставила на стол вазу с виноградом, яблоками, грушами.
— Что призадумались? О чем это вы? Скушайте-ка лучше яблочко, — мило улыбнулась она, подавая гостям краснощекие яблоки.
Симпатичный толстяк с погонами майора на плечах встал из-за стола и, посмеиваясь, сел за раскрытый рояль. Полученное от хозяйки яблоко он положил на крышку рояля.
Эх, яблочко! Куда ты котишься? —
замурлыкал майор приятным тенорком, озорно поглядывая на яблоко.
Из-под его пальцев лилась бесхитростная мелодия песенки первых лет революции.
Гости, и молодые и пожилые, с удовольствием слушали звуки знакомой песни. А майор все играл и играл, усложняя простую мелодию замысловатыми трелями, неожиданными вариациями.
Он сыграл последний, бравурный куплет и закрыл крышку рояля.
— Все! — сказал майор и взял яблоко. — Извините, не мог не сыграть гимн такому чудесному произведению матери-природы, — потряс он зажатым в кулаке плодом.
— Спасибо тебе, дорогой! — остановил его хозяин. — Не надо извиняться. Своей песенкой ты напомнил мне давно забытый эпизод. Так, одна история. Связана с рождением матросской песни. Я расскажу, уж больно она занятная.
В молодые годы Якову Клементьевичу довелось быть участником важных событий. Война тысяча девятьсот четырнадцатого года застала его на службе в Черноморском флоте. В тот памятный год военный фельдшер Водзянович впервые вступил на палубу линейного корабля «Евстафий».
Спустя год его перевели на дивизион минных заградителей. Все там же, на Черном море. Там и воевал фельдшер до горького дня в мае тысяча девятьсот восемнадцатого года, когда в Севастополь вступили германские войска.
— Много воды утекло за эти годы, — рассказывал Яков Клементьевич. — Столько великих дел свершилось, — трудно охватить их все сразу оком человеческим…
Я расскажу вам об одном эпизоде из своей жизни. Он никем не отмечен в литературе, никак не повлиял на ход Октябрьской революции. Это только маленький штрих на грандиозной картине, которую сам народ назвал: «Великий Октябрь». Речь пойдет о матросской песне «Яблочко». О том самом «Яблочке», мотив которого так виртуозно использовал в своем балете «Красный мак» композитор Глиер.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По дорогам прошлого"
Книги похожие на "По дорогам прошлого" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Грусланов - По дорогам прошлого"
Отзывы читателей о книге "По дорогам прошлого", комментарии и мнения людей о произведении.