» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






5. Важно, чтобы логика развертывания системы задач была ясна не только самому преподавателю, но и всем обучающимся, а для этого она должна быть настолько четкой и прозрачной, чтобы она как бы вела весь процесс изучения учебного материала. Необходимо учитывать и фактор творчества со стороны преподавателя, позволяющий вербализовать сущность возникающих задач и логику их развертывания.

Особое место на занятиях занимают активные групповые методы социально-психологического обучения:

а) дискуссионные (обсуждение конфликтов, анализ ситуаций морального выбора;

б) игровые: дидактические (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, транзакционный метод осознания коммуникативного поведения);

в) сензитивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии) и др.

Занятия, проходящие в тренинговых формах, имеют различные варианты в зависимости от задач и функций обучения. Однако все они проводятся в известных традициях коррекционных групп личностного роста. Рассмотрим их более подробно.

Так, дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения – спора, столкновения различных точек зрения, позиций.

Дискуссию рассматривают как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия используется в других формах обучения: семинарских занятиях, социально-психологических тренингах, деловых играх, кейс-технологиях. Будучи своеобразной технологией дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы: «мозговой штурм», анализ ситуации, синектику и т. д.

В связи с отмеченным дискуссионный метод психолого-социального обучения является одной из важнейших форм в развитии адаптации подростка, самопознания, развития креативности, а также решает многие внутриличностные проблемы. Более того, дискуссионный метод может считаться универсальным в обучении психологии. Кроме того он обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе. В этом смысле данный метод может рассматриваться как дидактический прием в процессе целенаправленного формирования психической культуры.

Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи:

а) обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирование проблемы;

б) моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист или обучающийся не в состоянии охватить все аспекты проблемы;

в) демонстрация, характерная для большинства проблем, многозначности возможных решений.

Нам представляется, что из опыта уже описанных и практических работ наиболее эффективным является «Метод анализа конкретных ситуаций». Суть данного метода состоит в том, что участникам задается ситуация определенных психологических отношений, которые предлагается рассмотреть с точки зрения выбора определенного типа поведения: наиболее целесообразного, наиболее вероятного и доступного. Метод строится на типовых примерах и формирует навыки использования практических общих правил, подобно тому, как при изучении математики это достигается при решении задач и примеров. В то же время он позволяет участникам извлекать общие принципы из анализа конкретных ситуаций.

Содержательно дискуссия может разворачиваться по поводу: какого-то предмета, случаев из практики, связанных, к примеру, с преодолением какого-то апломба, любого рассказа индивида о своих возможностях взаимоотношений с окружающими, позволяющих диагностировать личностные особенности; может выделить типовую модель общения с окружающими, межличностные отношения самих участников группы как учебную реальную модель, метод конструктивных конфликтов.

Данный метод, как и другие методы направленной дискуссии, ставит в центр обсуждения реальные межличностные отношения участников для изучения феноменов межличностного общения как бы изнутри самой группы, исследования ее динамики через анализ происходящих в ней процессов.

Дискуссионные методы достаточно подробно рассмотрены в учебной и научной литературе, поэтому нет нужды приводить в данном случае их описание, однако можно выделить некоторые общие факторы для преподавателя-психолога как средней, так и высшей школы, которые важно учитывать при проведении процедуры обсуждения, чтобы дискуссия проходила более ярко и эффективно.

Именно наличие системного подхода отличает дискуссию от простой беседы, но при этом необходима тщательная подготовка дискуссии. Для этого следует сделать следующее.

1. Выбрать и сформулировать тему (она должна иметь проблемный характер, содержать в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки взрослой аудитории) и состав участников.

2. Определить содержание и продолжительность дискуссии, основные проблемы и вопросы для обсуждения. Подобрать литературу, справочные материалы, необходимые для подготовки и дискуссии. Для выяснения мнений по всем вопросам должно быть выделено достаточное количество времени, однако не настолько большое, чтобы группа успела потерять всякий интерес к обсуждаемой проблеме. Любые временные рамки должны четко оговариваться перед началом дискуссии.

3. Сформулировать цель дискуссии: заключается ли она в достижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это просто рассмотрение предмета дискуссии с разных точек зрения.

4. Продумать основные способы и вопросы для наблюдения за ходом и направлением дискуссии, подведения промежуточных итогов, поддержания и стимулирования активности участников.

5. Определить способы фиксации предложенных идей и необходимое для этого оборудование.

Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии.

Роль преподавателя при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника и включает в себя следующие функции:

• сформулировать проблему и тему дискуссии, создать для этого необходимую мотивацию, т. е. показать значимость проблемы для участников, выявить в ней нерешенные и противоречивые моменты, определить ожидаемый результат. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и отдельные случаи из профессиональной или специальной практики;

• создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия проходит в дружелюбной обстановке, свободной от всевозможных ограничений. При этом необходимо, чтобы между людьми, находящимися в аудитории, установился визуальный контакт друг с другом, и чтобы число участников было оптимальным – от 10 до 20 человек;

• сформулировать вместе с участниками правила ведения дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать выступающего, не перебивать; ограничивать выступления по времени; не повторяться; не допускать личной конфронтации; сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию);

• добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий, дать рабочие определения обсуждаемой темы;

• мягко вводить группу в дискуссию посредством открытых вопросов, которые требуют обсуждения, не ставя участников в оборонительную позицию;

• руководить дискуссией: поддерживать высокий уровень активности всех участников, соблюдать регламент, тактично останавливать отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, подключать пассивных участников;

• мобильно фиксировать предложения, идеи на плакате или на доске, чтобы исключить повторение, и стимулировать дополнительные вопросы;

• оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, подводить промежуточные итоги, чтобы избежать движения дискуссии по кругу;

• направлять обсуждение по избранному направлению;

• проявляйте осторожность, если почувствуете, что становитесь раздражительными с обучающимися, которые хотят исследовать то, что носит подтекстовый характер, что открывается для них в новом психологическом знании;

• не подталкивайте обучающихся к тому, чтобы они думали, что психологические проблемы можно решить при помощи простого голосования.

Практический опыт свидетельствует, что дискуссионный метод в практике обучения психологии:

• позволяет уяснить свою позицию участнику в межличностных отношениях;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.