Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"
Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.
Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.
Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.
Первая заключается в чрезвычайном многообразии теоретических подходов к проблемам природы психики и предмета психологии. Крайнее разнообразие взглядов на эти проблемы, присущие современной психологии, мало способствуют желанию основательно ею заниматься.
В самом деле, можно ли разумно совместить трактовку предмета психологии как поведения в его стимульно-реактивной форме, свойственной бихевиоризму, и альтернативного взгляда на предмет психологии как внутреннюю картину мира, свойственного гуманистически ориентированным концепциям теоретической психологии? Очевидно, что сделать это просто невозможно.
Выход из данного положения представляется нам в том, что преподаватель или автор учебника, показывает различия взглядов на природу психики и сам предмет психологии, затем выделяет один, свойственный ему подход и далее, излагая конкретику курса, уже ориентируется только на него. При соблюдении этого условия обучающиеся получат право выбора, не будут связаны односторонним подходом и в то же время смогут усвоить курс общей психологии как нечто цельное и внутренне противоречивое.
Вторая, чисто дидактическая трудность, связана с тем, что усвоение законов психологической жизни якобы трудно само по себе, в силу их особой сложности, так как она специфична, в некоторых своих аспектах доступна только профессионалам и несет на себе яркие отпечатки той или иной школы.
Нам представляется, что мнение о какой-то особой трудности изложения и усвоения психологических знаний есть на самом деле не что иное как предрассудок. Трудности усвоения психологических знаний надо искать не в сложности предмета психологии, а в недостатках его значения, слабостей методики и традиций преподавания психологии, а отсюда – недостаточности мотивированности как руководителей системы образования, так и изучающих данный предмет.
Активизации познавательной возможности обучающихся по психологии способствует проблемно-модульная технология обучения[145], которая прошла проверку практикой и завоевывает все больший авторитет в современной системе образования. В условиях, когда на обучающихся обрушивается большой поток учебной и научной информации, необходимы особые методики к ее усвоению, чему и способствует данная образовательная технология. Более того модульный принцип помогает привести в систему интегрированные основы научных знаний и наглядно выделить «ядро» учебной и научной информации, структурировать требования к манипулятивному, интерактивному и рефлексивному компонентам психики.
Учебный материал, включенный в модульный курс, тщательно отбирается по вышеуказанным компонентам. Более того, инвариантная модель включает три принципа строения и функционирования человеческой психики: понятие о психике как значимом переживании, современное решение проблемы метода и научную классификацию психических явлений. На этой основе строится все дальнейшее изложение содержания предмета общей психологии.
Следует подчеркнуть, что каждый модуль снабжен необходимыми контрольными вопросами, практическими заданиями и задачами. Практической направленностью насыщен материал всех модулей. Он ориентирован на усвоение обучающимися навыков самоконтроля, саморегуляции и самовоспитания применительно по всем основным сферам жизнедеятельности (учеба, трудовая деятельность, взаимоотношения в семье, на отдыхе и т. д.). Модульный подход органично сочетается с системно-генетическим, который зародился в середине 1970-х гг., и представляет собой синтез системного и генетического подходов изучения психологии. С позиций общей теории систем, психика интерпретируется как большая, живая и открытая система. В соответствии с генетическим подходом она признается развивающейся и потому иерархически построенной[25].
Психика как система в рамках системно-генетического подхода описывает три генетически связанные подсистемы (процессов, состояний и интегральных психологических образований) и девяти уровней – компонентов в каждой из этих подсистем. В целом психика складывается, таким образом, из 27 уровней – компонентов.
Оцененные по девятибалльной шкале, они образуют психограмму, или психологический портрет личности, представляющую из себя как единство индивидуальных и собственно личностных свойств данного конкретного человека.
Построенная таким образом психологическая таксонометрия или классификация психических явлений позволяет получить ряд положительных моментов в организации преподавания психологии в средней и высшей школе. Обучающиеся получают возможность при изучении психологии полного и целостного рассмотрения происхождения, развития, строения и функционирования психики возрастного нормального человека, что и составляет предмет общей психологии.
На этой основе просто и логично выстраиваются многочисленные практические приложения психологии в сфере педагогики, труда, юриспруденции, экономики психологической оптимизации и гуманизации других сфер жизни, являющиеся предметом множества частных и специальных психологических наук. Особенно важно внедрение этой классификации в средней школе, так как она формирует научный подход к психологии и определяет беспочвенным понимание психологии как не научного, а житейского знания.
Мы видим, что психология в учебном заведении должна выступать универсальным объяснительным принципом целостной жизнедеятельности развивающейся личности, средством формирования и развития социализации жизни в ее первоначальном, подлинном духовном измерении. Только в этом случае психологическая культура сможет выступать в качестве личностного ресурса самоопределения обучающегося, а также сделать более эффективными процессы самопознания и саморегуляции.
В настоящее время во многих учебных заведениях активно разрабатываются методические основы изучения частных учебных дисциплин. В результате возникают новые отрасли педагогических знаний – частные методики преподавания учебных предметов, которые призваны решать следующие основные задачи.
1. Обосновывать цель, задачи обучения и воспитания обучающихся применительно к конкретной учебной дисциплине и определения роли данной дисциплины в подготовке специалистов данного профиля.
2. Определять и систематически совершенствовать структуру и содержание курса.
3. Исследовать специфические особенности обучения и воспитания школьников и студентов при изучении психологии.
4. Разрабатывать, проверять и внедрять в практику эффективные формы, методы и приемы обучения и воспитания обучающихся при изучении ими соответствующего курса.
5. Разрабатывать и внедрять в практику современные средства обучения с учетом специфики курса и предстоящей практической деятельности.
6. Определять требования к подготовке преподавателей данного учебного предмета.
Таким образом, мы видим, что частная методика разрабатывает важнейшие проблемы преподавания психологии как в школе, так и в вузе. Существуют разные виды и формы учебных занятий по психологии в средних и высших учебных заведениях. В этом отношении существуют определенные терминологические традиции для среднего и высшего образования, которые должен учитывать преподаватель. Рассмотрим их более конкретно.
Образовательный процесс в средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях строится на основе документов, разрабатываемых образовательным учреждением в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Государственным образовательным стандартом средних учебных заведений в части государственных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающего приобретение обучающимся конкретной профессии, повышения уровня квалификации с возможностью получения профессионального образования, регулируется их уставом, который разрабатывается на основе соответствующих типовых положений. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе – 33 недели. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается образовательным учреждением.
Организация образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий для каждой специальности и формы обучения, которые разрабатываются учебным заведением самостоятельно на основе Государственного образовательного стандарта, примерных учебных планов по специальностям и примерных программ учебных дисциплин. Для всех видов учебных занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут. Недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями не должна превышать 36 академических часов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"
Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"
Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.